Воистину мы живем в интересное время…
И если отбросить сантименты и всю эту потребительскую чепуху (про то, что мы не купим айфон или Томми Шмоткинса) и открыть глаза чуть шире, попытавшись охватить взором весь мир, то вышеуказанная мысль уже не кажется такой бредовой.
Посудите сами, когда еще в истории (глобальной, мировой) мы могли наблюдать процесс добровольного отказа капиталистических компаний от прибыли? Означает ли «уход» с рынков РФ под предлогом санкций или неудовлетворенности политикой РФ в Украине, что капиталисты перестали быть таковыми и у них появились принципы и общественно-политическая идея?
Конечно, нет! Здесь и сейчас мы являемся свидетелями того, как крупные компании и холдинги пытаются заработать на ажиотаже и страхе возникновения дефицита, подогревая эти страхи через СМИ и Интернет. За время пока царь-бацилла ходила по миру, люди научились обходиться без большого числа предлагаемой им продукции, удаленный характер работы понизил спрос на продукцию легкой промышленности, в том числе, у людей пропала привычка ходить по торговым центрам, основной вектор торговли сместился в маркетплейсы.
Из этого следует ряд выводов:
- компании столкнулись со снижением спроса, который необходимо подогревать извне;
- отсутствие дефицита товаров создало предпосылки к снижению прибыли;
- высокие издержки на магазины и представительства будут снижены за счет «красивого» ухода с рынка под политическим предлогом (ведь, согласитесь, если магазин закрывается под предлогом снижения издержек это одно, а если по велению, сердца и в поддержку «правой» идеи – это совсем другое);
- после того, как накал спадет, мы обнаружим, что все еще имеем возможность приобрести товары всех «ушедших» в маркетплейсах и это создаст еще одну волну неоправданного спроса на ненужное, в сущности, барахло.
Кто бы, что не говорил, а рынок РФ является весьма перспективным и богатым, ранее я уже писал о том, что наиболее быстро восстанавливающимся после локдауна является именно русский рынок брендовой одежды, показывая двузначный темп прироста, в отличие от той же Европы или США.
И давайте, спросим сми себя, готовы ли капиталисты отказаться от прибыли и своей привычной жизни? Ответ, думаю, понятен.
Таким образом, мы наблюдаем со стороны глобальных компаний ни что иное, как обычную спекуляцию на политических новостях и геополитических событиях, на Украину всем плевать глубоко и цинично.
Заявления же о прекращении выпуска той или иной продукции и отказа от прибыли, получаемой в РФ, не значит вообще ничего, так как свободные денежные средства будут храниться на счетах или направлены на поддержание функционирование предприятий. Добровольный отказ от поставок древесины и другого сырья, с учетом слабого рубля создает конкурентные преимущества для товаров из РФ (все мы понимаем, что санкции закончатся, а наши преимущества от этого останутся, как это было с опытом импортозамещения продуктов питания)
В контексте событий, стремительно разворачивающихся в мире интересно другое…
Добровольное самоустранение США от всех политических вопросов и нежелание идти на конфликт ни с РФ, ни с Китаем. Да, США сейчас громко хлопает дверьми и вещает о жутких санкциях, но по большей части, ничего действенного не совершает, отказ от нефти и газа не касается Транс-Каспийского консорциума (откуда и идут основанные продажи в США), на уран эмбарго не введено, популистской акции в виде отказа Боинга от деталей из титана нашей компании Ависма предшествовало наращивание закупок с целью создания производственного запаса этих деталей на складе Боинга. Также отказ вполне коррелируется со снижением мирового спроса на продукцию концерна вдвое. Единственное чем выгоден это хаос в Европе для США, так это возможным перетеканием финансов из Европы в Америку (а может, и со всего мира).
А как же стремительное ослабление курса рубля? Чем не эффект от санкций.
И да и нет. С одной стороны заблокированные золотовалютные резервы ЦБ в Европе, с другой стороны паника сограждан. При любом удобном случае бросающиеся стоят в очередях перед банкоматами и скупать валюту, вот и срабатывает закон спроса, который по аналогии можно перенести с товарных рынков на валютные. Как результата очередного витка паники – рост курса доллара, как попсовой валюты, на том фоне евро выглядит отстающей валютой, так как такого стремительного роста не наблюдалось, а изначально динамика был, а не в пользу доллара. Что мы с вами увидим в будущем по валюте – это толпы желающий ее по быстренькому скинуть, так как после окончания горячей фазы спецоперации в Украине и с учетом продажи валютной выручки нашими сырьевыми, что будет сопряжено со снижением спроса на валюту у населения (так как кто хотел, тот купил на панике) курс будет возвращаться к значениям в 76 рублей… И это не перспективы ближайших лет а трех месяцев. Таким образом, курс рубля полетел вниз больше из психологических нежели политических соображений, так как ЦБ неоднократно заявлял, что денег стране достаточно, но кто бы слушал…
Чем больше мы с вами разбираемся в ситуации, тем очевиднее становится тот факт, что США просто не желает больше тянуть на себе всю планету, но, чтобы не потерять лицо пытается выставить свой уход максимально красиво (так как опыт выхода из Афганистана показал, что так больше делать не стоит). Вот поэтому, мы слышим все эти бравурные речи о санкциях, крахе российской экономики и зависимости Европы от энергоресурсов).
Все, что сейчас делает США – добровольно передает свой рынок сбыта продукции Китаю, его поддерживают в этом и Европейские партнёры, часть этого рынка займут и производители из России. Вопли же отдельных экономистов о том, что все пропало и РФ сорвется в глубокую рецессию с дефолтами и прочим – преждевременный и необоснованный, если внимательно прочитать такого рода стати и работы, то мы видим с вами, что они опираются лишь на один тезис: «это было в 1998 году повторится и сейчас», но страна и общество уже другие, мир другой, поэтому необходима другая аргументация, которой попросту нет.
В любом случае, процессы происходящие сейчас выходят далеко за рамки локального конфликта в Украине, имеют несколько точек приложения усилий крупнейших экономик планеты и ведут, очевидно, к абсолютной многополярности, без единого центра управления геополитическим процессами. Хорошо это или плохо – покажет время, в которое мы с вами живем… Интересное время…