Ученые назвали самые перспективные профессии, которые будут востребованы в космической индустрии будущего. Речь о специальностях аналитика спутниковых данных и космического архитектора. Одним из первых проектировщиков орбитальных станций и их интерьеров в нашей стране была Галина Андреевна Балашова. Она участвовала в создании станций "Салют-6" и "Салют-7", "Мир", кораблей серии "Союз" и "Буран". Какие требования предъявляли в СССР к "внутренностям" орбитальных модулей? Почему Балашовой пришлось отказаться от гонорара за эмблему для программы "Союз - Аполлон"? Об этом рассказывает программа "Загадки человечества" с Олегом Шишкиным на РЕН ТВ.
Неизвестный автор
Программа "Союз - Аполлон" - первый в истории международный полет, известный как "Рукопожатие в космосе". 17 июля 1975 года советский корабль "Союз-19" с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту состыковался с американским "Аполлоном". За этим событием наблюдал весь мир, а символика программы разлетелась многомиллионными тиражами и использовалась для изготовления сувениров. Автор эмблемы - архитектор Галина Балашова.
"Очень известная эмблема, которая по-прежнему является эталоном. Она нарисовала, как стыкуются два корабля. Значки решили презентовать на авиасалоне в Ле Бурже", - говорит исследователь творчества Галины Балашовой Полина Лысакова.
О создателе самого популярного символа 1975 года знал только ограниченный круг людей. Авторство Балашовой засекретили, от гонораров приказали отказаться. Как вспоминает сама Галина Андреевна, государство выдало ей лишь скромное вознаграждение.
"Я получила 27 рублей после вычетов и на эти деньги купила конфет "Мишка на севере", чтобы подарить сотрудникам отдела авторских прав, потому что моей фамилией очень редко подписывали мои работы", - вспоминает Балашова.
"Земные" проекты
Галина Балашова - выпускница Московского архитектурного института, первый в истории космический архитектор. Любопытная параллель: среди однокурсников Галины был Георгий Данелия, который вскоре бросит карьеру архитектора и снимет культовый фильм "Кин-дза-дза". Ржавый корабль "Пепелац" Данелии был далек по комфорту от реальных орбитальных модулей, чьи интерьеры проектировала Балашова.
"Космические корабли не сразу пришли в жизнь Балашовой. Для чего вообще ее туда взяли? Территорию, которую отдали под ОКБ-1, ныне это город Королев, нужно было проектировать и застраивать. Балашова изнутри создавала маленький "город в городе", проектировала здания цехов и дворцы культуры", - рассказывает аэрокосмический инженер, сотрудник Музея космонавтики Георгий Лисицин.
Успешный дебют
От земных архитектурных проектов к космическим Балашова перешла по воле случая. В 1963 году Сергей Королев поручил инженерам ОКБ-1 разработку жилого отсека для корабля "Союз". Результат Королеву не понравился. Модуль получился тесным и для длительных полетов явно не годился. Сергей Павлович даже заявил: "В космос человек не может летать в туалете".
"Королев был очень зол и сказал, что люди не могут существовать в таком интерьере, что они не только будут там работать, но и жить. Он поручил в кратчайшие сроки переделать проект", - отмечает Лысакова.
Руководителем проектного отдела был знаменитый космонавт Константин Феоктистов. Он отдал переделку жилого отсека Галине Балашовой как единственному в отделе дипломированному архитектору. Феоктистов не прогадал: с непростой задачей Балашова справилась за пару дней.
"За выходные она сделала два варианта. Первый вариант был в голубовато-желтоватых тонах, второй - более строгий, в темно-зеленых, коричневатых оттенках. Эти проекты Феоктистов показал Королеву, и один из них он утвердил", - комментирует Лысакова.
Детали работы
Балашова продумала интерьер жилого модуля до мелочей. Отсек корабля чем-то напоминал небольшую уютную комнату. Там был стол-сервант для хранения оборудования и бытовых вещей, а также диван для отдыха. Особое внимание Балашова уделила материалам отделки - мягким, нетоксичным, негорючим и без острых углов. Кроме того, Галина продумала цветовую гамму для удобного ориентирования в невесомости.
"В космонавтике до сих пор используется принцип разделять космические корабли и борта космических кораблей по цветам. Так человеку гораздо легче ориентироваться", - поясняет Лисицин.
Эстетика и уют не должны были мешать функциональности модуля, поэтому организация внутреннего пространства подчинялась строгим правилам.
"Каждый грамм, каждый миллиметр в космическом корабле влияет на баллистику полета. Нужно было развести различные элементы. Сделать так, чтобы корабль оказался устойчивым, чтобы центр массы не менялся", - утверждает Лисицин.
Уникальный стиль
Галина Балашова создавала интерьеры советских космических кораблей на протяжении 30 лет.
"Станция "Мир" стала венцом ее работы. Кстати, весь российский сегмент Международной космической станции, можно сказать, надиктован Балашовой. Референсом был именно "Мир", - подчеркивает сотрудник Музея космонавтики.
При работе над интерьерами станции пришлось делать не только эскизы, но и серьезные инженерные расчеты, согласовывать компоновку модулей с конструкторами, учитывать мелочи вплоть до длины силовых кабелей.
"Были и габариты оборудования, и размеры, и технические аспекты, которые она непременно учитывала. Но задачи интересные, это был вызов для нее. Почему она - уникальный архитектор космических кораблей? Нет аналогов. Она оказалась единственной в своем роде", - говорит Лысакова.
На пенсии
В 1990 году Галина Андреевна вышла на пенсию и посвятила себя увлечению детства - акварельной живописи. Любопытно, что широкая общественность узнала о ее вкладе в развитие космонавтики благодаря немецким журналистам. Несколько лет назад корреспонденты одного из ведущих изданий Германии разыскали Балашову в подмосковном Королеве, чтобы обсудить вопросы, связанные с авторскими правами на ее рисунки.
#космос #ссср #космическая станция #архитектура #история