Здравствуйте.
Не нашёл другого определения для этого альбома. В безграничной сети разыскал такую формулировку: "Вау-эффект – это радостное удивление, когда человек, как часто говорят, поражён каким-то резким изменением в своём состоянии". В общем, тот год, 1991-й, мне и моим друзьям, ярым любителям разнообразной музыки, подарил что-то особенное, если говорить об отечественных исполнителях. Что такое "русский рок", мы примерно знаем - преимущественно иностранная музыка в нашей интерпретации, не всегда профессионально сыгранная, плюс (что является важнейшей составляющей этого явления) очень часто - интересные, умные и талантливые тексты. О "русской альтернативной музыке" в то время тоже было некоторое понятие. Правда, туда сваливалось всё, что не подходило под стандарты "эстрадной музыки", "поп-музыки", ну и собственно, "русского рока". Здесь могли очутиться как "Квартал" или "Колибри", так и "АВИА", "Бригада С" или даже "Тяжёлый день" или "Коррозия металла". С парнями из "Морального кодекса" получилось примерно то же. По-моему, они зависли где-то "между". Потому что их рок с элементами фанка, блюза и джаза непросто было уложить в существующую классификацию. Что же касается лично меня, то я до сих пор не могу охарактеризовать их музыку одним или двумя специальными терминами. За лощёный внешний вид, стиль игры, тексты и мелькание на экране мне хочется назвать группу "придворными музыкантами" - у которых всё абсолютно стерильно, чётко, грамотно и максимально политкорректно. Тут можно поставить знак "+" или "-", кому как захочется. А творчество у "МК" действительно неординарное, их ни с кем не спутаешь. И временами мы с друзьями или семьёй с удовольствием их слушаем.
"Сотрясение мозга" - дебютный альбом "Кодекса". В записи принимали участие гитарист Николай Девлет-Кильдеев, бас-гитарист Александр Солич, барабанщик Игорь Ромашёв, место вокалиста занял Сергей Мазаев, экс-участник группы "Автограф" и вокально-инструментальных ансамблей "Здравствуй, песня!" и "Шестеро молодых". Это были музыканты, отыгравшие в разных коллективах, а собрал их всех в 1989 году поэт и музыкант Павел Жагун. Открывает "Сотрясение мозга" одноимённая инструментальная композиция. Неискушённый слушатель мог принять эту музыку за некую вариацию на тему группы "Браво", но начиная со второй песни "Она меняет свой цвет", где появляется вокал Сергея Мазаева, отлетают всякие подозрения и ассоциации, и мы понимаем, что слушаем совершенно другую музыку.
Официально об этой группе страна узнала 11 июля 1990 года, когда в эфире программы "Утренняя почта" состоялась премьера дебютного клипа на песню "Я тебя люблю". Видео вошло в историю советской музыки как один из первых клипов с трёхмерной графикой и как один из первых музыкальных клипов в принципе. Разумеется, молодёжь той поры смотрела на экран с открытыми ртами, задолго до появления интернет-мема придумав фразу "а чо, так можно было?".
"Ту-ту" - быстрая, со шкодливой гитарой. Вникать в смысл текста не то чтобы необязательно, а, по-моему, противопоказано.
"Алфавит" - наоборот, задумчивая и с претензией на интеллектуальность стихов. Приятный припев и мелодичный гитарный проигрыш заставляют переслушивать её многократно.
В декабре 1990 года в эфир выходит второй клип "Морального Кодекса" - "До свиданья, мама!" (режиссёр - Ф. Бондарчук). Забавное видео. Внешний облик, костюмы героев и общая атмосфера сегодня заставляют улыбнуться, но тогда это было неимоверно круто. Мы иногда поём её в караоке, ведь эта песня-визитка группы является символом своего времени.
"Вещий Олег" - шикарная придискованная вещица, с фанк-басом и гитарой.
Павел Жагун хотел создать группу, у которой тексты будут и остроумными, и философскими. "Буду спать" - классно сделанная ритмичная композиция, которая всегда забавляла меня своей "лирикой" (не могу не поставить в кавычки это слово по отношении к упомянутой песне). Вот одно из четверостиший оттуда:
Всю ночь рано встал,
Встать не встал и просто не поспал.
Раз в неделю можно и не встать,
Вот и я хотел и не хотел.
По бессмысленности текстов "Моральный кодекс" отдельными своими произведениями мог бы смело соперничать с группой "Мумий Тролль", но это не настолько важно, мы любим их за другое. Мне кажется, что именно коллективы "МК" и "МТ" качеством своей музыки могли бы пошатнуть европейские чарты, но по каким-то причинам этого не происходит.
"Горе" - ещё одна скоростная песня, под которую хочется прыгать и скакать.
А закрывает альбом десятая по счёту "Дети лета" - отличная романтическая песня, на которую также был снят видеоклип.
В дальнейшем у "Морального кодекса" появилась масса более зрелых и отлично сделанных работ, но этот, дебютный альбом, вспоминается и прослушивается с особым теплом. Радостно осознавать, что где-то глубоко есть музыкальные произведения, имеющие особые зарезервированные ячейки в памяти и которые мы время от времени выуживаем оттуда, как рыбу из ледяной лунки, чтобы вновь насладиться их настроением и ощутить приятный холодок от воспоминаний. До встречи.
Читайте также на этом канале: