Благая Весть по Марку, (продолжение),
(VII) И собираются фарисеи и некоторые от буквоедов, придя к Нему из Иерусалима, и увидев некоторых из Его учеников, что черными руками, то есть немытыми, едят хлеб — а фарисеи, как и все иудеи, помня предания старейшин, если тщательно руки не умоют, не едят, и после рыночной площади, если не омоются, не едят, и есть многое другое, чего они приняли держаться — омовения чаш, кружек, котлов, лож — и вот фарисеи и буквоеды Его вопрошают: «Почему твои ученики не поступают согласно преданию старейшин, но черными руками едят хлеб?» И им сказал: «Хорошо пророчествовал о вас Исайя, притворщики, как написано — „эти люди чтят Меня языком, а сердце их отстоит от Меня далече. Впустую чтят Меня, уча предписаниям и поучениям человека“. Вот и вы, оставив заповедь Бога, держитесь предания человека». И говорил: «Хорошо вы отменяете заповедь Бога, чтобы свое предание поставить. Моисей сказал, „чти твоего отца и мать“, и „злословящий отца или мать пусть помрет“, а вы говорите, если человек скажет отцу или матери, „корбан — божий дар среди моего то, что нужно тебе“, далее позволено ему ничего не сделать для отца или матери — вашим преданием, которое передали, слово Бога отменяя; и многое, подобное этому, вы делаете».
И снова призвав людей, им говорил: «Послушайте Меня все и поймите. Нет ничего человека вне, в него входящего, что может его очернить — но что исходит от человека, это чернит человека». И когда ушел от толпы в дом, о притче Его ученики Его вопрошали, и им говорит: «Так и вы непонятливы и не мыслите, что ничто, извне входя в человека, не может его очернить — потому что входит не в его сердце, но объявясь любой чистой пищей, в чрево, и из чрева выходит». И говорил: «Исходящее от человека, это чернит человека. Изнутри, от сердца людей злые мысли идут — разврат, воровство, убийство, измена, жадность, лукавство, лесть, распущенность, око злое, ругань, высокомерие, несмыслие. Все это зло идет изнутри и чернит человека».
И оттуда поднявшись, ушел в пределы Тира, и войдя в дом, никем узнанным быть не хотел, однако, не смог утаиться. Тут женщина, услышав о Нем — у ее дочери был дух нечистый — придя, припала к Его ногам. Была женщина эллинкой, сирофиникиянкой родом, и просила Его, чтобы извел беса из ее дочери; и ей сказал: «Дай прежде пропитать детей. Нехорошо взять хлеб детей и щенятам бросить». И ответила Ему: «Господин, и щенята едят под столом от крошек детских»; и сказал: «За такое слово иди, вышел из твоей дочери бес». И уйдя домой, она нашла — ребенок на кровать упал, а бес вышел.
И снова выйдя из пределов Тира, через Сидон пришел к Галилейскому морю в пределах Десятиградия, и ведут к Нему глухого косноязычного, и Его просят, чтобы на него возложил руки, и из толпы его взяв, наедине Он вложил свой палец в его ухо, и плюнув, коснулся его языка, и воззрев на небо, восстенал, и ему говорит: «Эффата», то есть, «откройся». И тут его слух открылся, и оковы с его языка снялись, и говорил правильно, а Он стал их наставлять, чтобы никому не говорили, но чем строже их наставлял, тем громче они возглашали и изумлялись чрезвычайно, говоря: «Все сделал хорошо. Глухоте подает слух, немоте — речь».
(VIII) В те дни, когда снова была большая толпа, и не было у них что поесть, призвав учеников, им Он говорит: «Жаль мне людей, ведь три дня со мной остаются, и уже нет у них, что поесть, и если голодными отпущу их домой — в пути ослабеют, а некоторые из них пришли издалека». Ответили Ему ученики: «Откуда кто может накормить их хлебом здесь, в глуши?» И их спросил: «Сколько у вас хлебов?» Сказали: «Семь». И возвещает людям, чтобы расположились на земле, и взяв семь хлебов, вознеся благодарение, разломил и дал своим ученикам, чтобы подали — и подали людям. Было у них немного рыбок — и благословив их, сказал подать их. И поели, и насытились, а было их около четырех тысяч, и отпустил их, а (ученики) забрали избыток кусков семь корзин.
И тут со своими учениками вступив на лодку, пришел в пределы Далманута, и вышли фарисеи, испытывая Его, и стали с Ним спорить, требуя от Него знамения с неба, и в душе своей восстенав, Он говорит: «Зачем эта порода требует знамение? Аминь, вам говорю — неужто этой породе дано будет знамение?» И оставив их, снова погрузившись, ушел на другой берег.
И забыли они взять хлеб, и только один хлеб был с собой в лодке, и их наставлял: «Смотрите, прокисания фарисеев и прокисания Ирода берегитесь», а они думали про себя, что нет у них хлеба, и познав, им Он говорит: «Почему думаете, что у вас нет хлеба? Еще очерствевшее у вас сердце, и не мыслите, не понимаете? Глаза имея — не видите, уши имея — не слышите и не припоминаете? Когда пять хлебов преломил для пяти тысяч, вы сколько полных коробов кусков забрали?» Ему говорят: «Двенадцать». «Когда эти семь для четырех тысяч, сколько полных корзин кусков забрали?» Ему говорят: «Семь». И говорит: «Все еще не понимаете?»
И приходят в Бетсаиду, и ведут Ему слепого, и Его просят, чтобы коснулся его — и слепого взяв за руку, его из селения вывел, и поплевав на глаза, возложив на него руки, спрашивал его: «Видишь что-нибудь?» — и прозрев, он говорил: «Вижу людей — как деревья вижу ходящие». Тогда Он снова возложил на его глаза руки, и тот прозрел и стал здрав, и видел ясно все; и отослал его домой, сказав: «В селение не входи».
Тогда Иисус и Его ученики вышли в селения Кесарии Филиппа, и в пути Он спрашивал своих учеников: «Кем Мне люди говорят быть?» Ему сказали: «Иоанном Крестителем, а иные — Ильей, а иные, что одним из пророков». Спросил их: «А вы кем Мне говорите быть?» В ответ Ему Петр говорит: «Ты — Христос». И им запретил, чтобы никому про Него не говорили, и начал их учить, что Сыну человека должно много пострадать и быть отвергнутым буквоедами и архиереями, и главными в народе, и убитым, а после трех дней воскреснуть, и прямо слово говорил, а Петр, Его отозвав, стал Ему запрещать. И обернувшись, на своих учеников посмотрев, Петру Он запретил и говорит: «Иди за мной, сатана. Не мыслишь ты, что Бога, но — что человека».
И призвав со своими учениками людей, им сказал: «Кто хочет идти за Мной, пусть отречется от себя, возмет свой крест, идет за Мной. Кто хочет свою жизнь спасти — погубит ее. Кто ради Меня и ради Благой вести свою жизнь погубит — ее спасет. Что пользы человеку весь мир приобрести, а расплатиться своей душой? Что даст человек за свою душу? Кто постыдится Меня и Моих слов среди породы этой, переменчивой и бестолковой — и Сын человека постыдится его, когда придет со святыми вестниками в славе своего Отца»; (IX) и им говорил: «Аминь, вам говорю — из вставших здесь есть, кто не отведав смерть, увидит царствование Бога, пришедшее в силе».
И через шесть дней Иисус берет с собой Петра, Иакова и Иоанна, и ведет их на высокую гору одних, и перед ними преобразился, и одежда Его стала сияющей, очень белой, как белильщик на земле выбелить не может, и узрен был ими Илия и Моисей, и с Иисусом они говорили, и в ответ Иисусу Петр говорит: «Равви, хорошо нам быть здесь! Сделали бы мы три хижины — Тебе одну, Моисею одну, Илие одну» — ведь не знал, что ответить, испуганы же были. И появилось облако, осеняющее их, и из облака раздался глас: «Он — Мой дорогой Сын, Его слушайте». И вдруг, вокруг оглядевшись, никто ничего не увидел, кроме одного Иисуса между собой, и когда сходили с горы, Он стал их наставлять, чтобы никому о том, что видели, не поведали — только когда Сын человека воскреснет из мертвых. И слово они запомнили, про себя рассуждая, «что это — воскреснуть из мертвых», и спрашивали Его: «Почему буквоеды говорят, что прежде должно придти Илие?» И сказал: «Илия, придя прежде, возвращает все — да как написано о Сыне человека, чтобы много пострадать и унижену быть; и вам говорю — Илия пришел, но сделали с ним, что захотели — как о нем написано».
И придя к ученикам, вокруг них они увидели большую толпу и буквоедов, спорящих с ними, и все люди, увидев Его, всколыхнулись, и подбегая, приветствовали Его, и их вопросил: «О чем спорите с ними?» И ответил Ему один из толпы: «Учитель, привел моего сына к Тебе, у него дух немой, и где его схватит — его раздирает, а он испускает пену, скрежещет зубами и коченеет. Сказал я твоим ученикам, чтобы его извели — и не смогли». И в ответ им Он говорит: «О, порода без веры! До каких пор с вами быть Мне? До каких пор поднимать вас? Ведите его ко Мне». Привели его к Нему, и Его увидев, дух тотчас свел его судорогой, и на землю упав, испуская пену, он катался, а Он его отца вопросил: «Какой срок, как ему это стало?» И сказал: «С детства. Много раз его в огонь и в воду бросало, чтобы его погубить — но если что можешь, нам помоги, о нас помилосердствуй!» Сказал ему Иисус: «Что если ты можешь — возможно все верящему». Тут воскликнув, отец ребенка говорил: «Верю, помоги моему безверию!» И Иисус, увидев, что набегает толпа, запретил нечистому духу, ему сказав: «Немой и глухой дух, Я тебе приказываю, из него выйди и больше в него не входи». И вскричав, и сильно сведя судорогой, он вышел, и тот стал как мертвый, так что многие сказали, «умер», а Иисус, взяв его за руку, его поднял — и восстал; а когда пришел домой, наедине Его ученики Его вопрошали: «Почему мы не смогли извести его?» И сказал: «Эта порода может выйти только от молитвы».
И с того места уйдя, шли через Галилею, и не хотел, чтобы кто-то узнал, а своих учеников учил и им говорил, что Сын человека предается в руки людей, и Его убьют, и убитый, через три дня Он воскреснет, а они о говоримом не ведали и боялись Его вопросить.
И пришли в Кафарнаум, и прибыв в дом, их спросил: «О чем вы в дороге размышляли?» А они молчали — ведь в пути заспорили друг с другом, «кто — больше». И сев, Он двенадцать позвал и им говорит: «Кто хочет быть первым, будет из всех последним и всем слуга». И дитя взяв, поставил его посреди них, и его обняв, им сказал: «Кто одного из таких детей примет на знании Меня — Меня принимает, а кто примет Меня, принимает не Меня, но Пославшего Меня».
Сказал Ему Иоанн: «Учитель! Мы видели одного, во знании Тебя изводящего бесов, и ему возбраняли — за нами он не ходил». Сказал Иисус: «Ему не возбраняйте. Нет никого, кто на знании Меня сотворит силу и тут сможет Меня похулить. Кто не против нас — за нас, а кто напоит вас чашей воды во знании, что вы — Христа, аминь, вам говорю — не будет без награды своей, а кто одного из малых сих, верящих, усомнит — большее ему добро, если на шею его ляжет ослиный жернов, и ввержен будет в море. Если усомнит тебя твоя рука, ее отсеки — лучше тебе калекой принять участие в жизни, чем с двумя руками уйти в геенну, в негасимый огонь; если усомнит тебя твоя нога, ее отсеки — лучше тебе хромым войти в жизнь, чем двумя ногами броситься в геенну; если око твое тебя усомнит, вырви его — лучше тебе с одним оком участвовать в царствовании Бога, чем с двумя глазами броситься в геенну — где „червь их без конца, и огонь не угасает“».
«Каждый в огне примет соль — ведь соль хороша; а если соль будет несолена — на что она нужна? Имейте в себе соль, и друг в друге — покой».
(X) И оттуда поднявшись, идут в пределы Иудеи на другой берег Иордана, и снова сходится к Нему толпа, и снова, как имел обыкновение, Он их учил, а когда пришли фарисеи, испытывая Его, Его вопрошали, можно ли мужу жену отпустить, и в ответ им сказал: «Что вам заповедал Моисей?» Сказали: «Моисей разрешил написать отказное письмо и отпустить». Сказал им Иисус: «При вашем жестокосердии эту заповедь вам написал, а „от начала творения мужчиной и женщиной Он сотворил их, да покинет человек своего отца и мать и соединится со своей женой, и двое будут для одной плоти“ — так что нет больше двух, но одна плоть, а что Бог вместе запряг, человек пусть не разлучает». Дома ученики снова об этом Его вопрошали, и им говорит: «Кто свою жену отпустит и женится на другой — с ней изменяет; и она, если отпустив своего мужа, выйдет замуж за другого — изменяет».
Приводили к Нему детей, чтобы коснулся их, а ученики им запретили, и увидев, Иисус вознегодовал и сказал: «Пропустите детей, не препятствуйте им идти ко Мне — для таких царствование Бога. Аминь, вам говорю — кто царствование Бога не примет как ребенок — не участвует в нем» — и обняв их, благословлял, возложив на них руки.
И когда отправлялся в путь, один подбежав и на коленях Его умолив, Его вопросил: «Учитель добрый! Что сотворю и буду владеть жизнью вечной?» Иисус ему сказал: «Почему зовешь Меня добрым? Никто не добр, только один Бог. Заповеди знаешь — „не будешь убивать, изменять, воровать, давать лживое свидетельство, удерживать чужое, уважай твоего отца и мать“». Он сказал: «Учитель, все это от юности моей сохранил». И Иисус, на него воззрев, одобрил его и ему сказал: «Тебе недостает одного. Пойди, что есть, продай, подай нищим, и у тебя будет сокровище на Небесах, и приходи, следуй за Мной». А он, от слова омрачась, отошел, печалясь — состояние у него было большое, и Иисус, вокруг посмотрев, своим ученикам говорит: «Трудно с имуществом участвовать в ц арствовании Бога». Ученики от Его слов ужасались, и в ответ им Иисус снова сказал: «Чада, как трудно участвовать в царствовании Бога. Легче верблюду войти через окно, чем богатому участвовать в царствовании Бога». И поражались они сильнее, друг другу говоря: «Да кто может спастись», а Иисус, на них посмотрев, говорит: «С человеком невозможно, но не с Богом. С Богом возможно все». Стал говорить Ему Петр: «Вот мы бросили все и пошли за Тобой!» Сказал Иисус: «Аминь, вам говорю — не бывает, что кто-то ради Меня и ради Благой вести бросил дом, братьев, сестер, матерей, отцов, чад, землю и не получил стократ ныне, в это время — дома, братьев, сестер, матерей, чад, землю с выгоном, а в веке грядущем — вечную жизнь; и многие первые станут последними, а последние —первыми».
Были они в пути, поднимаясь в Иерусалим, Иисус шел впереди них, а они ужасались, идя следом, боялись, и взяв снова двенадцать, Он начал им говорить о грядущем Его встретить, что: «Вот поднимаемся в Иерусалим, и Сын человека предан будет архиереям и буквоедам, и осудят Его на смерть, и предадут Его народам, и будут смеяться над Ним, и оплюют, и побьют Его плетьми, и убьют, а через три дня Он воскреснет». И подходят к Нему Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея: «Учитель, хотим, чтобы что просим Тебя, для нас сделал». Сказал им: «Что хотите, чтобы сделал для вас?» Ему сказали: «Дай нам, чтобы в Твоей славе один занял место справа, другой — слева от Тебя». Сказал им Иисус: «Не знаете, что просите. Можете чашу, которую Я пью, пить и омовением, которым Я омываюсь, омыться?» Сказали Ему: «Можем». Сказал им Иисус: «Чашу, которую Я пью, выпьете и омовением, которым Я омываюсь, омоетесь, а что занять место справа и слева от Меня — даяние не Мое, но кому уготовано». И услышав, десять на Иакова и Иоанна стали негодовать, и подозвав их, Иисус им говорит: «Знаете, мнящие главенствовать над народами над ними господствуют, и великие из них их неволят. Не так среди вас, но кто среди вас хочет стать великим — будет вам слуга, а кто среди вас хочет быть первым, будет всех рабом. И Сын человека пришел не слугами делать, но послужить и свою жизнь отдать для избавления многих».
И приходят в Иерихон, и когда вышли из Иерихона Он и Его ученики, и толпа изрядная, Вартимей, сын Тимея, слепой попрошайка, сидел при дороге, и услышав — Иисус Назарянин здесь, он стал кричать и говорить: «Иисус, сын Давида, надо мной сжалься!» И чтобы замолчал, многие ему запрещали, а он еще громче кричал: «Сын Давида, надо мной сжалься!» И остановившись, Иисус сказал: «Его позовите». Слепого зовут, ему сказав: «Дерзай, подымайся, тебя зовет»; и накидку свою отбросив, на ноги встав, к Иисусу он подошел, и в ответ ему Иисус сказал: «Что хочешь, чтобы сделал для тебя?» Слепой Ему сказал: «Учитель, да прозрю!» Сказал ему Иисус: «Иди, твоя вера тебя исцелила»; и тут он прозрел, и шел дорогой за Ним.
(XI) И когда приближаются к Иерусалиму, к Беттайе и Бетании у горы Олив, двух своих учеников посылает и им говорит: «Идите в селение, которое перед вами. В него войдя, тут найдете ослика привязанного, на котором никто еще не сидел — его отвяжите и ведите, а кто вам скажет, „что делаете“, скажите — „нужен Господу его, и сразу снова Он пошлет его сюда“». Они ушли и нашли ослика, привязанного на улице совне у ворот, и отвязывают его, и кто-то из стоявших там им говорил: «Что делаете, отвязываете ослика?» И им сказали, как сказал Иисус — и оставили их. Они ведут ослика к Иисусу и накидывают на него свою одежду, и занял место на нем; и многие стелили свои одежды на дорогу, а иные, в полях срезав, ветви, а идущие впереди и за Ним восклицали: «Слава! Благословен идущий во знании Господа! Благословенно наступающее царствование отца нашего Давида! Слава в Высшем!» — и вошел в Иерусалим в Храм, и все осмотрев, в вечерний уже час вышел с двенадцатью в Бетанию.
На другой день, когда вышли из Бетании, Он проголодался, и вдалеке увидев смоковницу в листьях, подошел, не обретет ли что на ней, и к ней подойдя, не нашел ничего, кроме листьев — а не было время смокв, и в ответ ей сказал: «Пусть никто не вкусит от тебя плод никогда» — и ученики Его слышали.
И приходят в Иерусалим, и войдя в Храм, продающих и покупающих в Храме стал изгонять, и столы менял, и скамьи продающих голубей перевернул, и не позволял, чтобы кто пронес через Храм вещь, и учил, и им говорил: «Разве не написано, „Мой дом — домом молитвы наречется всеми народами“ — а вы сделали его логовом грабителей». И архиереи, и буквоеды слышали и искали, как они бы Его погубили — они боялись Его, потому что вся толпа Его учением поражалась.
И когда вечер настал, из города вышли; а утром, проходя мимо, увидели смоковницу, засохшую от корней, и вспомнив, Петр Ему говорит: «Равви, смотри, смоковница, которую проклял, засохла». И в ответ им Иисус говорит: «Имейте веру в Бога. Аминь, вам говорю — кто скажет этой горе, „возьмись и ввергнись в море“, и не усомнится в сердце своем, но верить будет, что говорит — сбудется, будет это ему. Потому вам говорю — все, сколько молитесь и просите, верьте — получите, и вам будет; а когда стоите, молясь, на кого что имеете — прощайте, чтобы и Отец ваш на Небесах простил вам проступки ваши».
Снова приходят в Иерусалим, и когда ходил по Храму, приступают к Нему архиереи, буквоеды и старшие в народе: «От какой власти это делаешь? Кто дал тебе эту власть, чтобы это делал?» Сказал им Иисус: «Спрошу у вас одно слово, и ответьте Мне, и скажу вам, от какой власти это делаю. Омовение Иоанна было от Неба или от человека — ответьте Мне?» И про себя они рассуждали, «если скажем, „от Неба“, скажет, „почему не поверили ему“ — но разве скажем „от человека“?» Боялись они толпы, потому что все действительно принимали Иоанна как пророка; и в ответ Иисусу они говорят — «не знаем». И Иисус им говорит: «Вот и не говорю вам, от какой власти это делаю».
(XII) И начал им говорить в притчах: «Человек посадил виноградник, обнес оградой, вырыл подточилие, соорудил башню, сдал его в наем земледельцам, удалился, и в срок послал к земледельцам раба, чтобы у земледельцев получить от урожая виноградника — а они, его взяв, побили и отослали ни с чем. Он снова посылает к ним другого раба — и его они ударили по голове и обидели; и другого послал — а его убили, и многих других — одних избиваемых, других убиваемых. Еще был у него один дорогой сын — сказав, „постыдятся сына моего“, его он послал к ним последним, а те земледельцы сказали между собой: „Этот — наследник. Идем, его убьем — и наследство окажется у нас“; и его взяв, они убили и выкинули вон из виноградника. Итак, что сделает виноградника господин? — Придет, земледельцев погубит и даст виноградник другим. И это Писание разве не прочитали? — „Камень, который созидающие отвергли, оказался во главу угла — она исполнена Господом и удивительна для глаз наших“». И познали они, что о них притчу сказал, и пожелали Его схватить, но толпы побоялись, и оставив Его, ушли.
И вместе с людьми Ирода посылают к Нему некоторых от фарисеев, чтобы уловили Его на слове, и придя, они Ему говорят: «Учитель, знаем — истинен есть, и не волнует тебя никто. Ты не смотришь на лицо людей, но согласно истине Пути Бога учишь. Так разрешено дать подать цезарю или нет? Давать нам или не давать?» И притворство их узнавая, им Он сказал: «Зачем испытываете Меня? Несите мне динар, чтобы Я посмотрел». Они принесли, и говорит: «Чей этот образ и подпись?» Ему сказали — «цезаря». Сказал Иисус: «Что цезаря, цезарю дайте, а что Бога — Богу»; и Им удивлялись.
Приходят к Нему саддукеи, которые говорят, «воскресению не бывать», и говорят, Его вопрошая: «Учитель! Моисей нам написал, „если какой брат умрет и оставит жену, а детей не оставит, пусть его брат примет жену и воскресит (надежду на) потомство своего брата“. Было семь братьев. Старший взял жену и умер, не оставив потомство; второй взял ее и умер, не оставив потомство; третий так же — и семеро не оставили потомство. Последней из всех умерла жена. Когда при Воскресении воскреснут, кого из них она женой будет — ведь семерых женой была?» Сказал им Иисус: «Не заблуждайтесь, Писание и силу Бога не познав. Когда воскреснут из мертвых — не женятся, не выдаются замуж, но пребывают как вестники на Небесах. И относительно мертвых, которые воскрешаются, в книге Моисея вы разве не прочитали, как при (горящем) терновом кусте Бог ему сказал: „Я — Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова“? Нет Бога у мертвых — только у живых. Сильно же вы заблуждаетесь».