В журнале «Гражданская авиация» №10 за 1984 год была опубликована статья Н. Осокиной «Над покоренной пустыней». Героем статьи стал командир экипажа вертолета Ми-8 Ашхабадского авиационного отряда Владимир Беломестнов. Предоставим слово автору:
«Над покоренной пустыней»
Вертолет Ми-8 завис над затерявшейся среди бесконечных песков оперативной площадкой. Минуту-другую словно огляделся вокруг, а затем слегка опустив прозрачный нос, ушел в небо навстречу горам. Вот они уже рядом наползают веерами пиков. Присутствующие на борту кинооператоры начали поиск «натуры»: режиссер требовал все новых дублей. И командир вертолета Владимир Беломестнов, хотя внешне казался спокойным, ругал себя, что согласился на эти съемки. «Не мое это дело – кино, – думал он. – То ли полеты к геологам, газовикам. Там все родное, знакомое».
У Беломестнова, например, давняя дружба с управляющим трестом «Шатлыкгазстрой» Игорем Афанасьевичем Цоем, начальником управления разведбурения Чары Амановичем Амановым, другими руководителями новостроек в пустыне. Да и будущую свою жену Беломестнов встретил именно на газопроводе в Газачаке. Она была инженером-оператором газосборного пункта.
Год за годом разведка газа и нефти шла все дальше в глубь пустыни – Накт-Ачак, Гугрутли, Северный Балкуи, Донмез – Советабадское месторождение. Фонтан на Балкуи помнят здесь все. Вертолетчики Туркмении награждены за участие в тушении газового фонтана премией Министерства газовой промышленности СССР. Было это в феврале 1980 года. В летное подразделение пришла телеграмма: «Срочно доставить фонтанщиков и оборудование в Балкуи».
Владимир Беломестнов летал один из первых. Подлетали к фонтану. Рев его был слышен за двадцать километров. Газ горящий стометровой струей рвался вверх, вместе с ним летели горные породы. Стоит только двум камушкам в этом вихре удариться друг о друга, как все взрывается пламенем. Газовики только начали задавливать скважину, как вокруг прорвало землю – грифоны. Страшное бедствие. Тогда решились на уникальный эксперимент – задавить там царство грифонов подземным взрывом направленного действия. И дрогнула земля, пошла гребнями волн. Источились, истаяли грифоны. В числе тех, кто готовил и обеспечивал эту уникальную операцию по укрощению фонтана, были ашхабадские вертолетчики.
Да, многое изменилось в Кара-Кумах с тех пор, как впервые поднялся над пустыней вертолет. Расширились оазисы, выросли благоустроенные поселки газовиков и буровиков. Пустыня вдоль поперек испещрена бетонными дорогами. Но главными, как и двадцать лет назад, остаются дороги воздушные, а вертолет – привычной деталью в пейзаже пустыни.
Лишь солнце по-прежнему неукротимо. Летом температура поднимается до шестидесяти градусов. Кабина вертолета, стекло, двигатель – нагреваются до восьмидесяти градусов. Падает мощность, нагревается масло, меняется температурный режим. «Намочишь тряпку, вытрешь ладони и берешься за рычаги. Но все равно обжигаешься, – рассказывал мне командир. – Вместо двадцати человек на борт берешь четверых. Но обязательно воду. Два дня дает пустыня прожить человеку без воды. Однажды известный в Туркмении вертолетчик Виктор Афанасьевич Шкловский сел на вынужденную в центре Кара-Кумов в районе Дарвазы. Летчики знали – за ночь не дойдешь до воды, завтра погибнешь. Шли всю ночь. Дошли».
Экипаж вертолета Ми-8, где командиров В. Беломестнов, – один из лучших. Неоднократный победитель социалистического соревнования. У него лучшие среди ашхабадских вертолетчиков планово-экономические показатели, больше всех сэкономлено ГСМ.
О Владимире все говорят одинаково: «Пилот по призванию». Командир подразделения Павел Петрович Косарев расшифровывает это так: «У него есть все качества, необходимые командиру – выдержка, воля, отличное знание техники. А в жизни скромен. Говорит мало, но уж если скажет несколько слов на собрании, сразу все затихнут – прав Беломестнов».
Труд его высоко оценен. Ему первому среди туркменских авиаторов присуждена премия советских профсоюзов имени Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова.
…Рейс с кинематографистами на борту завершился. Обратный путь домой в Ашхабад всегда для них радостен. Возвращались поздно. Уплывали вправо горы, закат сменяла быстро наступающая темнота южной ночи. Впереди оранжевым цветком засветилась посадочная полоса. Как все-таки здорово, что тебе подвластна огромная винтокрылая машина.
© Н. ОСОКИНА, нештатный корреспондент «Гражданской авиации»
Источники:
1. Н. Осокина – Над покоренной пустыней, журнал «Гражданская авиация» №10 за 1984 год