Древнейшее русское историческое сказание «Повесть временных лет» сообщает нам о том, что князей Рюрика с братьями призвали править словене новгородские и кривичи, а также чудь, весь и меря. Три последних народа – финно-угорские.
Весь существует до сих пор в виде малого народа вепсов в Ленинградской и Вологодской областях, а также в Республике Карелия. Чудь также сохранилась в небольшом числе в Архангельской области, хотя в стародавние времена, судя по летописям, была распространена значительно шире. Мери же не осталось.
Наследие чуди и мери
О совсем недавнем наличии народа Меря в Центральной России говорят названия не только многих рек и озёр, но и населённых пунктов. Таковыми, например, на востоке Московской области являются Шатура, Черусти, Воймега. Особенно интересен гидроним Вёкса. Так называются пять (!) речек на территориях Ярославской, Костромской и Вологодской областей. Примечательно, что все они вытекают из озёр! Собственно на языке мери «вёкса», очевидно, и означала «вытекающая из озера», как до сих пор по-карельски называется Вуокса в Ленинградской области.
Чудью же древние славяне называли не только одно конкретное племя, а порою – и всю совокупность финских народов. То есть, к чуди относились и меря, и эсты, и сумь (финны), и карелы, и мордва, и т.д. В более узком смысле известна Чудь Заволоцкая, обитавшая «за волоками» между бассейнами Волги и Северной Двины. Её потомками сейчас и являются нынешние жители, идентифицирующие себя как чудь.
Филологи до сих пор не решили: слова «чудо, чудный» и т.д. произошли от наименования чуди либо, наоборот, славяне прозвали финнов чудью из-за их склонности к волхвованию (отсюда русское «волшебство»), магии и т.п. Так или иначе, в представлениях Древней Руси чудь тесно связана с живучими языческими обрядами и сверхъестественными качествами, коим, после принятия христианства, приписывалось «дьявольское» происхождение.
Истребление или ассимиляция?
Историки до сих пор спорят о том, почему так резко уменьшилось количество чуди и мери на Руси в Средние века. Археологи не находят следов крупных военных столкновений между славянскими пришельцами и коренным населением Центральной и Северной России. Письменные источники древней Руси также ничего не говорят о таких столкновениях, хотя о более поздних войнах Руси с мордвой и марийцами (черемисами) сохранились подробные сведения.
Это побудило великого русского историка Василия Ключевского обосновать гипотезу ассимиляции мери и чуди славянами. По его мнению, великорусское племя есть не что иное, как перешедшие на славянский язык потомки мери и чуди, в смеси со славянами: «Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако замечают и некоторую стороннюю примесь: именно скуластость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос и особенно типический великорусский нос, покоящийся на широком основании, с большой вероятностью ставят на счёт финского влияния».
Простое объяснение
Однако антропологические исследования, развернувшиеся в ХХ веке (напр., В.П. Алексеев: «Происхождение народов Восточной Европы», 1969; «Историческая антропология и этногенез», 1989), поставили крест на теории ассимиляции. Антропологический тип великоруса – преимущественно славянский. Это же подтвердила и палеогенетика в начале XXI века.
Так что же: коренные жители были всё-таки, по большей части, истреблены славянскими колонистами? Но и с этим нельзя согласиться, учитывая отсутствие всяких следов подобных событий.
Поэтому вероятнее всего третье объяснение. Коренное население – чудь и меря, – занимавшееся больше охотой и рыболовством, чем земледелием и скотоводством, было настолько малочисленнее пришлых славян-земледельцев, что быстро растворилось в море пришельцев, практически не оставив в нём следа. Другая, численно тоже незначительная группа, могла откочевать на север и восток и влиться в родственные финно-угорские народы.