Найти тему
Филиал Карамзина

Чудь и меря: куда пропали коренные жители Центральной России

Древнейшее русское историческое сказание «Повесть временных лет» сообщает нам о том, что князей Рюрика с братьями призвали править словене новгородские и кривичи, а также чудь, весь и меря. Три последних народа – финно-угорские.

Карта проживания финно-угорских народов
Карта проживания финно-угорских народов

Весь существует до сих пор в виде малого народа вепсов в Ленинградской и Вологодской областях, а также в Республике Карелия. Чудь также сохранилась в небольшом числе в Архангельской области, хотя в стародавние времена, судя по летописям, была распространена значительно шире. Мери же не осталось.

Наследие чуди и мери

О совсем недавнем наличии народа Меря в Центральной России говорят названия не только многих рек и озёр, но и населённых пунктов. Таковыми, например, на востоке Московской области являются Шатура, Черусти, Воймега. Особенно интересен гидроним Вёкса. Так называются пять (!) речек на территориях Ярославской, Костромской и Вологодской областей. Примечательно, что все они вытекают из озёр! Собственно на языке мери «вёкса», очевидно, и означала «вытекающая из озера», как до сих пор по-карельски называется Вуокса в Ленинградской области.

Чудь и меря - древние жители Северной Руси
Чудь и меря - древние жители Северной Руси

Чудью же древние славяне называли не только одно конкретное племя, а порою – и всю совокупность финских народов. То есть, к чуди относились и меря, и эсты, и сумь (финны), и карелы, и мордва, и т.д. В более узком смысле известна Чудь Заволоцкая, обитавшая «за волоками» между бассейнами Волги и Северной Двины. Её потомками сейчас и являются нынешние жители, идентифицирующие себя как чудь.

Филологи до сих пор не решили: слова «чудо, чудный» и т.д. произошли от наименования чуди либо, наоборот, славяне прозвали финнов чудью из-за их склонности к волхвованию (отсюда русское «волшебство»), магии и т.п. Так или иначе, в представлениях Древней Руси чудь тесно связана с живучими языческими обрядами и сверхъестественными качествами, коим, после принятия христианства, приписывалось «дьявольское» происхождение.

Истребление или ассимиляция?

Историки до сих пор спорят о том, почему так резко уменьшилось количество чуди и мери на Руси в Средние века. Археологи не находят следов крупных военных столкновений между славянскими пришельцами и коренным населением Центральной и Северной России. Письменные источники древней Руси также ничего не говорят о таких столкновениях, хотя о более поздних войнах Руси с мордвой и марийцами (черемисами) сохранились подробные сведения.

Черемисские войны продолжались всю вторую половину XVI века
Черемисские войны продолжались всю вторую половину XVI века

Это побудило великого русского историка Василия Ключевского обосновать гипотезу ассимиляции мери и чуди славянами. По его мнению, великорусское племя есть не что иное, как перешедшие на славянский язык потомки мери и чуди, в смеси со славянами: «Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако замечают и некоторую стороннюю примесь: именно скуластость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос и особенно типический великорусский нос, покоящийся на широком основании, с большой вероятностью ставят на счёт финского влияния».

Простое объяснение

Однако антропологические исследования, развернувшиеся в ХХ веке (напр., В.П. Алексеев: «Происхождение народов Восточной Европы», 1969; «Историческая антропология и этногенез», 1989), поставили крест на теории ассимиляции. Антропологический тип великоруса – преимущественно славянский. Это же подтвердила и палеогенетика в начале XXI века.

Представители одного из современных финно-угорских нардов России - мордвы
Представители одного из современных финно-угорских нардов России - мордвы

Так что же: коренные жители были всё-таки, по большей части, истреблены славянскими колонистами? Но и с этим нельзя согласиться, учитывая отсутствие всяких следов подобных событий.

Поэтому вероятнее всего третье объяснение. Коренное население – чудь и меря, – занимавшееся больше охотой и рыболовством, чем земледелием и скотоводством, было настолько малочисленнее пришлых славян-земледельцев, что быстро растворилось в море пришельцев, практически не оставив в нём следа. Другая, численно тоже незначительная группа, могла откочевать на север и восток и влиться в родственные финно-угорские народы.