Чтобы понять, чем дышала маман Роуз, Рут Бьюккейтер, достаточно внимательно пересмотреть эпизод шнурования корсета. Роуз, почти готовая уйти в новую увлекательную жизнь с ночевками под мостом и танцами на палубе третьего класса, натыкается на мощное сопротивление несчастной родительницы. Рут не хочет идти в золотошвейки, ибо это означает позор труд, к которому миссис Бьюккейтер не привычна.
Маман применяет все доступные способы манипуляций, чтобы образумить дочь. Дает ей пощечину, закатывает глаза, рисует мрачные перспективы безрадостной жизни нищебродов людей, стоящий на нижней ступеньке социальной лестницы. Все они исправно работали аккурат до начала путешествия на "Титанике". Ведь именно в этой поездке с Роуз произошли два события, сильно повлиявшие на ее мировоззрение.
Первое, это встреча с Джеком, который, несмотря на свою половую принадлежность, отнесся к девушке, как к человеку, а не красивому аксессуару успешных мужчин. Второе — выпад Хокли в адрес невесты после ее танцев на той самой третьей палубе. Кэл совершил непростительную ошибку, всухую проиграв бездомному художнику. Потому что Роуз и так не хотела мириться со своим сложным положением разменной монеты в планах матери на жизнь.
Во время напряженного диалога с дочерью Рут произносить патетичную фразу "Мы — женщины, наш удел терпеть и подчиняться"! Вот этого-то Роуз и не хотела. Она наверняка была папиной дочкой. И папа, пусть и оставивший после смерти своих женщин с долгами (не факт, что Рут не приложила к этому руку, между прочим), ее любил. В итоге девушка выросла не только красивой, но и независимой. С адекватным пониманием своих чувств и внутренних границ.
"Терпеть и подчиняться" — понятие растяжимое. Да, можно выйти замуж за нелюбимого ради благополучия близких (матери), но терпеть оскорбления и насилие — это совсем другой разговор. Роуз отчаянно искала выход из затягивавшейся на ее шее петли, и этим выходом стала влюбленность в Джека. В ней она пряталась от ужаса необходимости стать женой такого отвратительного человека, как Хокли, который привык покупать все, что нравится или получать это путем запугивания и насилия.
И во время той утренней сцены она воочию убедилась, что не является исключением. Напротив, на нее возлагается повышенная ответственность за психологический комфорт будущего супруга, который она должна обеспечивать любой ценой, в том числе и отказом от собственных чувств и желаний по одному мановению Кэла.
А ведь чувства и желания — это и есть мы сами, это жизнь нашей души. Они — самый верный ориентир. Роуз просто хотела жить. Мамино "терпеть и подчиняться" означало отказаться от самой себя и жизни, которую она хотела прожить.
Роуз хотела состояться к жизни, а не быть вещью в руках богатого мужа. В отличие от матери она не боялась работать и мечтала о творческой профессии. Но Хокли бы никогда не потерпел этого, он полностью совпадал во мнении с Рут насчет того, что женский удел — "терпеть и подчиняться".
Роуз с детства готовили к этому, но она оказалась сильнее. И в итоге прожила свою жизнь так, как хотела сама. Долгую, счастливую жизнь. Встреча с Джеком и гибель "Титаника" стали новым отсчетом в ее судьбе. После них Роуз взяла ответственность за свое счастье в собственные руки.
"Спасти себя можешь только ты сама", — эти слова Джека оказались пророческими. Роуз спаслась — не только из ледяной воды Атлантики, но и медленного умирания в браке с нелюбимым мужчиной, который никогда не дал бы ей воплотить в жизнь свои мечты.