Ой! Кто там притаился рядом с ошибкой наивного реализма?
А, это его брат-близнец. Наивный цинизм.
Мама в детстве не дала конфетку – потому что плохая и жадная. Малышу можно каждый день рассказывать о вреде сладкого, но он все равно смотрит с укоризной.
Логика рассуждений, что малыша, что взрослого: я руководствуюсь лучшими побуждениями. Все разумные люди – тоже. А если вы не согласны – значит, вы предвзяты! Значит, батенька, есть у вас какие-то скрытые эгоистические мотивы – иначе с чего бы вам идти против объективной истины!
Наивность цинизма берет свое начало в том, что мы даже не пытаемся искать доказательств якобы эгоистичного поведения другого.
Гилович и Крюгер исследовали супружеские пары. Спрашивали – каков вклад каждого в хорошие и плохие события. Большинство отвечали – равный. Затем ученые интересовались – а как, вы предполагаете, думает партнер? И здесь начиналось интересное. Участники заявляли, что партнер-то уж точно преувеличивает свой вклад в создание счастливого брака.
Ошибка распространена в бизнес среде. Мы все такие деловые, что полагаем – партнерами по бизнесу движут эгоистические побуждения. Хотя сами – и очень часто – жертвуем меркантильными интересами ради чего-то иного.
Разрушить феномен наивного цинизма можно сознательным анализом: поискать иные объяснения поведения другого человека, задуматься – может нам просто выгодно считать его эгоистом?
А можно – что более эффективно – осознать, раз и навсегда, что совместная работа дает больше преимуществ, нежели усилия одиночки. Что в семейных отношениях, что в поисках партнеров для стартапа.
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://music.yandex.ru/album/20154137
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты