Взбодримся. Пройдем небольшой тест на эрудицию. Итак, блиц-опрос.
- Какой самый большой остров в Средиземном море?
- В каком веке написаны «Кентерберийские рассказы» Чосера?
- Назовите хотя бы одну реку в Великобритании – помимо Темзы?
Если быстро задавать подобные вопросы человеку – проверял на себе – внутри возникает какое-то неприятное ощущение. Чувство собственной ограниченности.
Подобные эксперименты проводили Штейнметц и Амбайл. Одного из участников случайным образом назначали отвечающим, другого – наблюдателем, третьего – спрашивающим. И просили задавать вопросы посложнее.
В результате все участники пришли к выводу, что те, кто спрашивал и вправду более эрудированны, чем те, кто отвечал.
Мы не задумываемся, что задающий вопросы уже обладает преимуществом. Просто в силу своей роли. Ведь он может подготовиться, выбрать, о чем спросить – и именно поэтому представляется более осведомленным.
В реальной жизни вопросы обычно задают начальники, преподаватели, HR при приеме на работу. И часто они переоценивают собственное знание предмета. Думают, что разбираются в проблеме лучше нас.
Хуже того, мы и сами начинаем высоко оценивать умственные способности спрашивающего, в сравнении с собой. Хотя если бы вопросы задавали мы – ситуация была бы обратной.
Заблуждение развеивается с ростом социального статуса. Встав на одну карьерную ступеньку с бывшим начальником, убеждаемся - не настолько уж он и проницателен. Ну а пока - задавайте иногда вопросы, на которые знаете ответ.
(Для самых любопытных: Сицилия; 14 век; и, допустим - Эйвон (Стратфорд-на-Эйвоне - родина Шекспира)
© Николай Молчанов, МГУ, кандидат психологических наук, Executive MBA в INSEAD, 20 лет в strategy&marketing, автор концепции психологической инженерии бизнеса
подкаст: https://music.yandex.ru/album/20154137
Моя книга "Человек покупающий и продающий" - все что важно знать о связи психологии и бизнеса.
Купить - OZON, Labirint, Читай-Город, Book24, Litres, книжный магазин за углом и торренты