1. Синопсис
Картина повествует нам о небольшом немецком городке с названием Винден, в котором таинственным образом начали пропадать дети. В последствии, трагедия заденет и переплетёт судьбы четырех семей, которые и запустят невероятную цепочку роковых событий.
Приятного прочтения!
2. Пилот и его ассоциации
В феврале 2016-го года Netflix заказал первый сезон сериала у малоизвестных немецких сценаристов. На следующий год научно-фантастическая драма взорвала Интернет, получила в основном положительные отзывы критиков, а стриминговая платформа заказала второй сезон всего через несколько недель после премьеры.
При просмотре любого многосерийного произведения особое внимание следует уделять пилотам. И не только из-за того, что первую серию рассылают спонсорам и именно он является судьбоносным для всей жизнеспособности проекта. Пилотный эпизод, словно выход артиста на сцену: зрителю чётко дают понять насколько масштабным и динамичным будет шоу-программа и он с легкостью может определить будет ли являться его выступление по-настоящему "живым". "Тьма" не исключение.
Сразу на нескольких ключевых моментах я хочу остановиться в самом начале сериала. Первым и наиболее броским элементом оказалось музыкальное сопровождение. Несмотря на атмосферный опенинг, внутри пилота довольно много режущего фонового саундтрека. Он слишком много привлекает к себе внимания, мешает быстро проникнуться лором сериала и не оставляет шансов оказаться с главными героями по соседству. Последний пункт для меня особенно важен и, чаще всего, именно он определяет насколько интенсивно сериал прорывается в твоё сердце, что в последствии, и является определяющим фактором восприятия. В моём понимании, полные музыкальные композиции, эмбиент и авторские саундтреки должны исполнять роль вспомогательного инструмента и подчёркивать основные сюжетные моменты, на которые авторы сериала хотят обратить внимание зрителя. Музыка, словно маркер во время редактирования текста, но выделять его сплошными абзацами означает не выделить ничего. Музыка должна подчёркивать важные моменты, а не создавать их.
Вторым элементом обсуждения пилота является его неоригинальность и явная схожесть со своим дедушкой. Разве только мне Винден напомнил Твин Пикс?
Судите сами:
- Отдалённый и уединенный небольшой городок (также вымышленный) со своей особенной атмосферой и эзотерической начинкой.
- Пропавший Эрик Обендорф по аналогии Лоры Палмер. Происшествие, которое взбудоражило весь город и положило начало всей истории.
- Огромное единственное предприятие на грани закрытия, которое непременно будет основным образом задействовано в сюжетной архитектуре. В данном случае, АЭС вместо древесного завода.
- Контекст школьных наркотических веществ (возможно, во "Тьме" это была "разовая акция" и это не получит своей ветки развития).
- Всегда есть те непонятные персонажи, которые знают про происходящее вокруг, но не могут никому рассказать.
В заключении обсуждения пилота, я порассуждаю насчёт самой серии в целом и ожидающих нас перспектив всего сезона. Нам отчётливо показали кем является главный герой и что примерно нам от него ждать по ходу сериала. Наравне с этим, первая серия сделала "затравку" на нечто масштабное и сверхъестественное, с чем будет явно не так просто разобраться.
Сможет ли это сделать главный герой и его команда, которая не видит ничего дальше своего носа, что полностью соответствует их возрасту? Или бремя первой скрипки перехватит офицер полиции, страдающий от нимфомании и действующий исключительно на эмоциях? (Считаю абсолютно гениальным его решение броситься искать ребенка самому, а не вызвать всех, кого было можно и организовать первую волну поисковой группы "по горячим следам". Вместо этого он грустно просидел в своей машине до самого утра). Или может председатель школьного совета выйдет на первый план вместе с владелицей отеля? Варианты есть, но не все они могут обнадежить. Моя главная мысль заключается в том, что я не вижу сильного персонажа, со всеми прилегающими качествами, который смог бы дать отпор всему происходящему и , в конце концов, стать местным героем. Быть может, нас ещё познакомят с кем-то ведущим, но пока вокруг одни ведомые. Есть вариант, что становление главного героя получится в ходе полученных потрясений, но этот рискованный путь чреват ошибками и последствиями.
Ах да, ещё кое-что. Лично для меня, пилот не выполнил тех функций, которые были на него возложены. У меня не возникло неудержимого желания включить следующую серию и с захватывающим выражением лица смотреть продолжение сюжета в ожидании развязки.
Кто-то кому-то изменяет, кто-то повесился, кто-то пропал, какой-то любовный треугольник школьников, какая-то мистическая пещера и т.д. Настоящий избыток действий. Какое мне должно быть дело до всех этих событий, если ни один из мелькающих персонажей ещё даже близко не привязан к зрителю? В серии вместо повествования идёт одно сплошное толкование. Если бы это был не пилот, то я бы назвал эту серию достойным филлерным эпизодом, ведь в нем есть развитие для каждой векторной сюжетной ветки. Но пилот совсем не об этом. Он должен методично заманивать и вовлекать зрителя в сериал, а не топорно объяснять почему его стоит смотреть.
Ну и вопрос для знающих. Первый мальчик считается пропавшим без вести уже две недели. И за это время никто не соизволил обыскать пещеру и найти в ней дверь? По всякому хламу возле её входа было очевидно, что это популярное место скопления у подростков и там необходимо проводить особо тщательные поиски. Дверь в пещеру нашлась спустя девять часов после пропажи второго мальчика. Это я так, мысли вслух...
3. Первый сезон.
В отличие от прошлого пункта - буду весьма краток. Весь сезон мы наблюдали как авторы сериала взращивают своих персонажей, но на выходе получились очень слабые и, откровенно говоря, тусклые образы. Шаблоны, подтверждающие шаблоны.
Кинематограф ( и не только) содержит множество примеров с таинственным незнакомцем, Большим Братом и Верховной Рукой, которая находится выше всех остальных и знает как решать любые поставленные задачи. Что касается аналога "Тьмы", то Ной вызвал у меня ассоциацию с похожим образом загадочного человека из сериала "Project Blue Book" (кстати, рекомендуется к просмотру). Однако, "Синяя Книга" использовала его вспомогательным образом: он долгое время находился в тени и лишь изредка показывал главному герою направление, словно стрелочник на железной дороге. "Тьма" строит сюжет вокруг его фигуры, но самому персонажу такая ноша, увы, не по силам. Уж слишком бледно его прописали.
К экватору первого сезона я поймал себя на мысли, что "Тьма" - это сериал "Ривердейл", но если бы его снимал Кристофер Нолан. Ещё на ум пришел третьесортный сериал "Континуум" с великолепной актрисой в главной роли. Вспомнился и не самый удачный третий сезон сериала "Человек в высоком замке". Также стороной не обходится без старины Джей Джей Абрамса и его показательного саспенса, что он создал в культовом сериале "Остаться в живых". Здесь его раскручивают по полной, но это, скорее, даже комплимент.
В общем и целом, много вещей приходят на ум при просмотре "Тьмы" и это самая печальная характеристика, которую можно давать творчеству. В заключении скажу, что пока сериал не кажется мне чем-то плохим или хорошим. Он представляет из себя наивную партию клише во всех плоскостях и к подобному весьма затруднительно проявить эмпатию.
4. Второй сезон.
Опять буду краток - сериал исправил некоторые ошибки прошлого, но допустил новые. Начнем с того, что сюжет второго сезона оказался менее рваным: в нём больше последовательности (хотя нелогичность проскальзывает) и он менее абсурден ( с точки зрения происходящего вокруг и самого лора сериала). Динамика сериала замедлилась, но ничем не заполнилась. Нам по-прежнему топорно бросают в лицо действия без какой либо причинно-следственной связи, предсказуемо оставляя всё на финал. Логика сценаристов понятна: зачем делать несколько пиковых серий, если можно сделать одну? Всё равно все запомнят концовку. Сценаристы ненароком переместили картину в любительский отдел.
Структура и способ преподнесения истории стал больше напоминать "Игру Престолов" с её обилием вовлечённых персонажей и масштабности окружающей среды. Но у "Тьмы" весьма скудный мир и здесь такой стиль смотрится ржаво. Так что Джордж Р.Р. Мартин и его шоураннеры-калеки передают привет.
Есть отличный пример ( и он далеко не единственный) параллельного повествования из нескольких временных отрезков. Первое, что вспомнилось - второй сезон "Американской истории ужасов" . В нем все кадры существенны и нет переливания из пустого в порожнее; сюжетные ходы правильны и обязательны свои наличием. Так зачем мне в восьмисерийнике смотреть про то, как второстепенный персонаж пытается удержать брак с женой-лесбиянкой или про бесконечные раздутые любовные истории подростков? Не поймите меня неправильно, в общем понимании я не против обоих случаев, но семейные драмы должны тащить личности, что стоят за ними, а не картонки без истории, принципов, личной философии и т.д. Я не могу переживать ни за одну из сторон, потому что знаком с ними без лишнего пять минут. Так что меня раздражает отношение к делу по типу: "Начало есть, концовку придумали, а в середину что-нибудь походу налепим". Претенциозно, но хотя бы в современную повестку вписались. И еще раз, я не оспариваю тот факт, что без любви сериалов не бывает, но разве позволено назвать то произведение достойным, в котором на протяжении двух сезонов так дёшево и поверхностно преподносятся личные взаимоотношения и семейная драматургия? Я с этим в корни не согласен. Да и сериал же не об этом!
Кстати, хорошо подметил. А о чём вообще сериал? О парне, который хочет вернутся домой? О его взрослой версии, которая хочет всё исправить? Или про слепо верующих фанатиков, которые вытворяют случайную чушь, прикрываясь верой и "Пророчеством Божьим"? Интересно, что будет дальше в нашем шапито...
Но хватит ругать сериал. Если есть кнут, значит где-то должен быть и пряник, верно? Из хороших моментов, отмечу, что с музыкальным сопровождением композиторы поработали в плюс. Фоновые саундтреки не режут слух и больше не мешают повествованию. Лишь изредка появляется тонкий неуместный эмбиент, но прогресс на лицо.
Очень понравилось изображение постапокалипсиса в фирменной стилистике Братьев Стругацких. Гримёры и художники-костюмеры проделали выдающуюся работу. Все персонажи отлично вписались в атмосферу сериала, словно она была изначально заточена именно под этот антураж.
Что касается персонажей, то хотелось бы отметить перерождение Ульриха Нильсена, который за свои короткие появления в своём обновленном облике притягивает к себе явно больше внимания, чем в совокупности за весь его обильный хронометраж первого сезона. К сожалению, его практически сразу слили и вернули прежнего. Не сказать, что я доволен, но пожалуй, так было правильнее всего.
Как мне финальный аккорд второго сезона? Смехотворно. В сериале всё ещё происходит сюжетный бардак, который, в общем и целом, оправдан, если опустить проблематику бессмысленности происходящего. И допустим, что я могу это принять. Но мультивселенная? Серьёзно? Вам бы тут с одним миром справиться.
5. Вопросительный третий сезон.
Многие могут утверждать, что увлечение кинематографом не даёт должной порции новых познаний. Они скажут, что подобное хобби требует слишком много времени и его польза просто несоразмерна с потраченными часами. Естественно, киноманы обвинение парируют литературой, которая является ещё более жадным до времени занятием. И подобный спор может продолжаться очень долго, а компромисс будет заключаться в том, что каждый останется при своём мнении и все стороны окажутся в выигрыше. Я это к чему? Для меня кинематограф как старший друг, брат или просто древнекитайский мудрец, с которым общение является исключительно поучительным. Третий сезон "Тьмы", например, вдохновляет на медитационное настроение и позволяет философствовать на темы самоконтроля, принятия окружения и вознесения человеческой души. С первой серии я понял, что мне будет полезно научиться прогонять свою собственную тьму, её мрачные тени и вставать на сторону света, что живёт в каждом из нас. Ведь только так можно смотреть третий сезон сериала "Тьма", который хочется выключить уже после пятой минуты первого эпизода.
Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течёт вода и как главные персонажи пытаются "всё изменить". Вместе с этими попытками спасения мира от самих себя растёт и количество глупостей, которые они порождают.
Вопросы имеются практически ко всем персонажам. Например, почему Йонас уже пережил столько невероятных вещей, но всё ещё остаётся непроходимым тупицей? Зачем вы 18 серий выстраивали и укрепляли персонажа, если теперь он напоминает потерявшегося маленького мальчика в торговом центре? Почему в альтернативном мире Марте пытаются приклеить образ Йонаса (символизм в одежде, серьёзное отношение к учебе, также хочет "всё изменить" и др.), но не пытаются помять её темперамент? Почему ей постоянно нужно с кем-то встречаться и её пристрастия меняются чаще чем флюгер на ветру? Почему оказалось, что пробраться на АЭС можно с помощью дыры в заборе и только к середине финального сезона это впервые попробовали сделать? В нее ломились с самой первой серии и оказывается, что если ты хочешь тайно пробраться внутрь, то не стоит подъезжать к воротам и кричать: "Впустите меня, мне надо".
Кстати, проблематика образа Йонаса не первый случай регресса. Тоже самое было с большинством персонажей сериала. Самый яркий пример - Ной. В дебютном сезоне нам его преподносили как пророка, властителя и хозяина самого времени, знающего наперёд про каждый шорох листьев. Во втором сезоне он практически сразу предстал перед нами слабым, узколобым и зависимым от окружения приспешником. Естественно, интерес к его персонажу ослаб моментально, а его роль с каждой минутой казалась всё менее существенной и стремительно угасала. В конце второго сезона его убили и это было одно из немногих правильных решений сценаристов. Однако оно было правильным вплоть до начала третьего сезона, когда нам начали делать акцент на молодом Ное. Довольно весело, не так ли? Живучесть главных героев "Тьмы" своей абсурдностью может смело соревноваться с восстанием из мёртвых персонажей "Сверхъестественного".
Я хотел сделать всего лишь небольшое отступление про прототипы персонажей, но мне придется продолжить, ведь это едва ли не ведущая проблема третьего сезона. В этом сезоне на первый план выдвигаются персонажи, которые в предыдущих сериях были на второстепенных позициях. Исходя из концовки второго сезона и развития третьего - таков расклад событий был неизбежен. Почему? Во-первых, "Тьма" была горячим пирожочком во времена премьеры и Netflix непременно хотел большего, ведь аппетит приходит во время еды. Шоураннеры не могли отказать мешку денег, хотя было отчётливо понятно, что финальный твист и главный клиффхэнгер второго сезона был нацелен на ежесекундный эффект и долгой дистанции не подразумевал, ведь продлили сериал на финальный третий сезон только во время премьеры второго. А во-вторых, априори было понятно, что кучка полупрофессиональных продюсеров не сможет раскачать этот маховик до предела. Времени было мало и ребята просто решили плыть по течению, используя концепт предыдущих сезонов (передаю привет "Острым козырькам").
Такие выводы наталкивали нас на мысль, что основной сюжет будет засохшей жвачкой и его попытаются сохранить на финал, а хронометраж забьют без пяти минут филлерами и историями второстепенных персонажей. И вот мы вновь видим череду событий без какого-либо толкования. Шаблон тот же, денег больше. Почему я особенно раздражительно отношусь к такой халатности? Потому что вижу перед собой упущенные возможности. Вы показали, что параллельные миры существуют и теперь на горизонте полный хаос, который особенно захватывает дух. Казалось бы, мир окончательно готов отпустить тормоза и парадоксальные карусели времени уже не утаить в мешке. Но вместо этого мы видим ремейк пилотной серии, бездарную ненужную линейку Катарины , зарождение отношений между Элизабет и Ноем и бесконечную кучу других унылых проходных сегментов.
Вот вам "Тьма" во всей красе: ноль творчества, ноль идейности, миллионы на банковских счетах. Классический бизнес-проект и консьюмеризм в чистом виде.
Обсуждать в сериале больше нечего, так что давайте с вами порассуждаем. Допустим, параллельные миры. Допустим, вам лень было придумывать новую паутину, связывающую весь город. Допустим, вселенные почти идентичны. Но тогда возникает вытекающий вопрос. Почему в одном мире отлично осведомлены об альтернативной реальности, прекрасно знают как туда попасть и элегантно пользуются этим, а в другом - беспросветная кромешная тьма и совершенное незнание? Мне кажется, что возможность прыгать по мирам и её отсутствие - колоссальная разница. И такому разительному отличию должно быть объяснение. Это же буквально главный вопрос сериала, как его можно игнорировать? Я уже не говорю про убийства детей а первом сезоне, которые так никак и не объяснили; или про рваную роль Бартоша, которого вроде как выдвигали на передний план, но в итоге он оказался не больше пустого места; или про слепое верование персонажей, где фраза "так и должно быть/ты должен(на)" является самым весомым аргументом убеждения и неоспоримым доказательством чего-либо. Список вопросов можно ещё долго составлять, но ответы от этого не появятся. Сериал внутри просто-напросто пуст и я не могу его искусственным образом наполнить. Сплошная печаль, дамы и господа. Никакой последовательности и соответствии своему собственному сериалу.
Несмотря на все вышеперечисленные бяки отмечу, что финальный эпизод мне очень понравился. Он смотрится целостно, последовательно и невероятно сильно выделялся на фоне подавляющего большинства серий.
6. Подводим итоги и ставим оценки.
Всё думал и гадал как можно ёмко и исчерпывающе описать "Тьму", пока вдруг не вспомнилась цитата из самого сериала. Помните во втором сезоне полицейский Клаузен выступал перед обществом и в какой-то момент привёл ударную аллегорию про слона? Я её слегка перекрутил и подытожу так: "Тьма" - это слон, на которого мы смотрим с 26-ти разных ракурсов, хотя изначально понимали, что перед нами находится слон. Простым языком - сериал, который снят по пресету и курируется шаблонной структурой.
IMDb:
4/10
MyShows:
★ ★ ✰ ✰ ✰ /★ ★ ★ ★ ★ ( две звезды из пяти возможных)
Огромная благодарность всем тем, кто продолжает верить в меня и неумолимо ждать выход нового материала. Для меня это неизмеримо важно и я продолжу радовать вас качественными рецензиями!
#рецензия на сериал #тьма #драма #научная фантастика