Приходилось ли вам, дорогие друзья, обращать внимание на вершины храмов, которые вы посещаете или которые встречаются вам на пути? Ведь символика их сакральна и восходит своими корнями практически в начало сотворения мира. О многом могут поведать церковные главы разбирающемуся в этих тонкостях человеку еще до того, как тот зайдет в храм.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КУПОЛАХ
Слово «купол» произошло от древнего латинского понятия «cupula», означавшего чашу или кубок для вина. Поэтому и привычные нам главы церквей, великое множество которых возведено на нашей земле, похожих по форме на половинку сферы или на перевернутую чашу, русские зодчие также стали именовать куполами, переняв это название от византийских мастеров – строителей самых первых русских храмов.
В церковном строительстве купола – очень важный декоративный и архитектурный элемент храмовых построек.
Каркас их делается обычно из металла или из дерева. Причем макет купольного профиля создается по специальным лекалам, выполненным из какого-либо прочного материала. После придания нужной формы, каркасную заготовку покрывают нержавеющим металлическим сплавом, устойчивым к коррозии и атмосферным осадкам. Когда-то давно для этой цели использовали луженое железо, но сегодня в состав такого сплава могут входить самые разные составляющие: алюминий, хром, титан, кремний или медь. Сверху же на эти металлические листы наносят специальное покрытие: в наши дни это, в основном, нитрид титана, хорошо зарекомендовавший себя в современном строительстве и имеющий различную расцветку.
О ЧЕМ РАССКАЖЕТ ФОРМА КУПОЛОВ
Форма куполов наших храмов очень разнообразна. И каждого вида купол имеет свое особое символическое значение.
Например, в древнейших сооружениях, возведенных на нашей земле еще до нашествия монголов, купола напоминают богатырские шлемы, гордо возвышающиеся над массивными остовами церковных строений и символизирующие воинственную Церковь, члены которой ежечасно сражаются с искушениями. Именно к такому типу относятся главы знаменитого Успенского собора во Владимире – единственного храма в России, в котором сохранились подлинные и точно датированные фрески Андрея Рублева, и где долгое время пребывала величайшая святыня Земли Русской – Владимирская икона Божией Матери.
Иной раз можно увидеть на вершинах наших церквей купола в виде полусферы, перенятые русскими храмостроителями от византийцев и древних римлян и напоминающие прихожанам о Небесном Своде и о связанной с ним Вечности, ожидающей каждого из нас. Примером такого типа архитектурных решений является, к примеру, Преображенский собор в Белгороде – старинный памятник русского классицизма.
А еще встречаются купола шатрового типа. Они имеют вид многогранника, чаще всего пирамиды, состоящей из 8-ми граней, и были широко распространены в отечественном зодчестве в XVI столетии. Устремляющийся вверх купол одновременно олицетворяет собой нисходящий с Небес Свет, незримыми волнами расходящийся по его высоким граням для того, чтобы осенить Собою всех присутствующих в храме. Вершины такого типа принято считать символом Святого Духа и Богородицы. Пожалуй, ярчайшим примером построек такого типа является старинная Вознесенская церковь в Коломенском, возведенная в 1532 г. итальянским зодчим Петром Анибале и прославленная тем, что именно здесь была явлена 15 марта переломного 1917 года Державная икона Божией Матери. Сегодня такой вид храмовых строений встречается крайне редко из-за сложности возведения их конструкций.
Но самые известные и распространенные купола на главах наших церквей это, конечно же, знаменитые русские купола-луковки, о происхождении которых до сих пор спорят исследователи. Одни из них говорят, что такая форма была придумана зодчими для того, чтобы в зимний период удобнее было счищать с них снег и лед, а другие не согласны с ними и, в противовес, указывают на то, что точно такие же храмы издавна возводились в жарких странах: Индии, Турции и на Среднем Востоке. Традиционно принято считать, что эти родные нашему сердцу «луковки» символизируют пламя горящей свечи, которой, по учению преподобного Серафима Саровского, «подобна всякая жизнь человеческая». Русский философ Е.Н. Трубецкой в трактате «Три очерка о русской иконе» выразился о «луковках» так: «Подобное завершение храма – как бы огненный язык, увенчанный крестом и к кресту заостряющийся…»
Луковичными куполами украшен самый узнаваемый храмовый архитектурный ансамбль России - собор Василия Блаженного. И, к слову сказать, они не всегда были разноцветными. Были периоды, когда их покрывали однотонной зеленой ярью-медянкой или просто белили. Окончательно полихромными они стали только лишь после ремонта, проводившегося в 80-х годах XVIII столетия.
Встречаются и другие виды купольных строений, не привычные нашему представлению о церковной архитектуре, однако широко распространенные в других православных странах.
Например, зонтичный купол, свод которого разделяется на сегменты при помощи прочных «ребер», принимающих на себя всю вертикальную нагрузку, был повсеместно распространен в Византии. Как считают историки, олицетворял он образы Божественного Покровительства и Защиты.
В некоторых странах встречаются и своеобразные купола-«блюдца», не теряющие своей популярности в наши дни, поскольку помогают возведению достаточно масштабной кровли церковных зданий. (Фото их, к сожалению, найти не удалось).
ЧТО ОЗНАЧАЮТ ЦВЕТА КУПОЛОВ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ
Цвет купола, согласно церковной традиции, также имеет символическое значение и может многое поведать знающему человеку задолго до того, как тот зайдет в храм.
• Золотые купола
Это, наверное, самый распространенный, наиболее часто встречающийся цвет куполов православных храмов. Устанавливают их над приходами, посвященными великим церковным Праздникам, как правило, Двунадесятым. И это понятно, ведь золото – символ нетления, символ Небесной Славы и Царского Достоинства.
В старину купола золотили исключительно сусальным золотом, но для нашего времени техника эта настолько затратна и трудоемка, что вместо нее в современном храмовом строительстве используют напыление нитрида титана, гораздо более долговечное и менее «капризное» в уходе.
Золотом блещут купола главного российского собора – храма Христа Спасителя. Вернее, ослепительно сверкали золотом они только первые три года, а потом, из-за недостаточной очистки металлических листов под цветным покрытием, несколько порыжели. Но городская комиссия сочла качество проведенных работ, равно как и качество используемых при строительстве материалов, вполне удовлетворительным, и поэтому переделывать уже ничего не стали. Таким храм и остается до сегодняшнего дня.
• Голубые купола
Этот цвет, конечно же, ассоциируются с безоблачным голубым небом, с его невероятно пронзительной неземной чистотой. Это цвет Богородицы, и храмы с голубыми куполами посвящены именно Ей.
• Черные купола
Храмы с черными главами встречаются не так уж часто. Этот цвет ассоциируется, в первую очередь, с черным одеянием монахов, поэтому и строят такие церкви по большей части при монастырях. Но бывает, что и в черте города или поселка увидишь подобные строения: в этом случае православному человеку следует знать, что посвящены они какому-то величайшему угоднику Божию, подвизавшемуся на монашеском поприще и прославленному благодарными потомками. Подобные купола украшают, к примеру, приходы, возведенные в честь славного игумена Земли Русской Сергия Радонежского. Подобные черные главы венчают знаменитый Покровский собор в столице, где с 1998 года покоятся мощи блаженной старицы Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются сотни паломников.
• Зеленые купола
В церковной традиции этот цвет является символом Святого Духа, поэтому наиболее часто купола зеленого цвета воздвигают над приходами в честь Пресвятой Троицы, как, к примеру, в Храмовом комплексе «Кулич и Пасха» в Санкт-Петербурге, где пребывает одна из величайших православных реликвий - икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (с грошиками).
• Серебряные или белые купола
Такого цвета главы тоже не слишком часто встречаются на нашей земле. Олицетворяют они Божественную Чистоту и Святость. Такие храмы практически всегда посвящены каким-либо святым угодникам. Подобные купола венчают главный православный храм Великого Новгорода – собор Святой Софии.
• Разноцветные купола
Многоцветные краски этих величественных сооружений указывают верующим на неописуемое благолепие Небесного Царства, несравнимое ни с каким земным творением. Самые известные из них в России – Московский собор Василия Блаженного и храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге.
• Синие купола со звездами
Такие купола обычно возвышаются на храмах, возведенных в честь Рождества Христова или посвященных Его Пречистой Матери. В первом случае звезды напоминают прихожанам о Вифлеемской Звезде, указавшей путь восточным мудрецам к месту рождения Спасителя, а во втором знаменуют собою Покров Богородицы, который на Ее ликах нередко изображают лазурного цвета с узором из звезд.
О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ЧИСЛО КУПОЛОВ НА ХРАМЕ
Единственный купол прихода указывает на Единство Создателя, на Единого Всемогущего Творца Вселенной, равного Которому никого нет. Такие храмы, массивные и внушительные, и в то же время, лишенные замысловатых украшений, очень любили в старину возводить новгородские зодчие.
Церкви с двумя куполами более характерны для католиков, среди православных приходов их встретишь нечасто. Но если вдруг встретится на вашем пути подобный храм, знайте: он указывает на Двойственную природу Божественного Сына, сошедшего с Небес, чтобы воплотиться в мире и принять на себя грехи человечества. Первая Его природа Божественная: Он есть Бог, и это незыблемый догмат Православной Церкви. Вторая природа Человеческая, потому что ради возможности обретения людьми Небесного Царства, Иисус и пришел на землю для спасения каждого из нас.
Трехглавые храмы, конечно же, знаменуют собою Пресвятую Троицу. В нашей стране они встречаются очень часто. Один из них - Петербургский Смольный собор.
Пятиглавые храмы встречаются в нашей стране тоже повсеместно. Их купола олицетворяют Господа в окружении 4-х евангелистов: Иоанна, Матфея, Марка и Луки.
Семиглавые соборы. Здесь нет единого мнения священнослужителей о символическом указании данного числа на конкретное понятие. Одни из них полагают, что это число указывает на Семь главных христианских добродетелей, другие утверждают, что это символ Семи Вселенских Соборов, а третьи уверены, что семиглавые храмы указывают на Семь Церковных Таинств, без которых невозможно спасение души истинно верующего человека.
Храмы с девятью куполами указывают на 9 Ангельских чинов. К числу их относится петербургский Спас-на-Крови.
Тринадцать глав храма напоминают о Тайной Вечере, на которую в преддверии ареста и дальнейших страданий Спасителя собрались двенадцать Его учеников. Вместе с Господом на Вечере присутствовало 13 человек, - отсюда и символическое значение количества куполов на храме.
33-главые соборы символизируют годы земной жизни Спасителя. Их в России совсем мало. Среди них Спасо-Преображенский собор в Усть-Медведицкой обители и храм Николая Чудотворца на Троицкой горе в Старом Петергофе, рядом со студенческим городком СПбГУ.
Бывают церковные постройки и с иным количеством глав, как, например, 22-купольная деревянная Преображенская церковь в Кижах, считающаяся всемирным наследием ЮНЕСКО. Что означает в данном случае количество ее глав, до сих пор остается загадкой для историков.
КАК ОРИЕНТИРОВАНЫ КРЕСТЫ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРАМОВ
Каждую православную церковь обязательно венчает Крест на куполе (или на всех куполах сразу), который может кардинально отличаться по внешнему виду от привычных нам крестов, - ведь в этих обязательных элементах храмовой архитектуры тоже заключена определенная символика, которая может многое поведать знающему обывателю. Крест указывает на то, что любая церковь – не просто одно из многих строений, разбросанных по округе, а Дом Божий, который является Кораблем Спасения для каждого верующего человека.
По древнему Церковному уставу алтарь православного храма, а, следовательно, и Крест его центрального купола, должны быть сориентированы на Восток – направление, где восходит Солнце, символизирующее нашего Искупителя, и где находился утраченный первыми людьми рай. Иными словами, если храм построен точно по канону, то его Крест должен быть ориентирован лицевой стороной (изображением) на запад, а задней частью на восток, верхняя часть подножия Креста при этом будет указывать на север, а нижняя - на юг.
Бывают, правда, и редкие исключения из правил. Если храм посвящен какому-то прославленному Божьему угоднику, то алтарь в этом случае может быть обращен не на Восток, а к тому месту, где покоятся нетленные мощи этого святого.
#религия #православие #эзотерика #саморазвитие #семья