"Прогнозирование — вещь сложная,
особенно когда речь идет о будущем".
(В. С. Черномырдин)
"А сегодня в завтрашний день не все могут
смотреть. Вернее, смотреть могут не
только лишь все, - мало кто может это делать".
(В. В. Кличко)
Мне в этом смысле проще – я изучаю документы и раскручиваю сюжет в прошлое, чтобы оценить, насколько другим было сложно прогнозировать (шучу).
Долгое время мне казалось, что для всех очевидно: серьезные проблемы на стадии строительства приходят из более ранних этапов проекта. Знаете что - "ни разу" не для всех это очевидно! С грустью и маленькой щепоткой сарказма приходится признать – не оскудела земля русская "талантами".
Теоретик из меня не очень. Стараюсь все иллюстрировать практическими примерами, но на этот раз расскажу Вам сказку - документы не покажу. Только сначала небольшая присказка:
Очень часто генеральным подрядчикам и их субподрядчикам приходится расхлебывать ошибки заказчиков, хотят они этого или нет. Почему – об этом ниже. А с учетом "сырости" проектов, выставляемых на конкурсные торги или тендеры, риски подрядчиков могут оказаться не то что "существенными" – они запросто могут превысить прибыль, на которую подрядчик изначально рассчитывал.
Мне оказалось довольно сложным сформулировать для себя самого какой-то один образ генерального подрядчика. Как ни крути, образов получается несколько:
Первый. Классический - с людьми, техникой, мощным ПТО, со складами и технологическими площадками, что позволяет своими силами выполнить 50% от СМР и больше.
Первый образ можно разделить на два:
- Мощный административный ресурс, контрактами обеспечен, но не брезгует и субподрядом. Если очень крупный – то с производством своих стройматериалов или конструкций, и сопутствующими видами бизнеса;
- Административный ресурс маленький, поэтому генподрядных контрактов мало или нет совсем. Это - традиционный уже так называемый "субгенподряд" с минимальной прибылью или вовсе без нее, чтобы сохранить компанию в надежде на лучшие времена. Основное количество контрактов - субподрядные;
Второй. Посредник – с административным ресурсом, который выигрывает конкурсы и отдает проект дальше по "пищевой цепочке" за 1-3%, напрочь о проекте забывая;
Третий. Поставщик – с возможностью производства или поставки чего-то такого, что в проекте занимает значительную часть его стоимости;
Четвертый. Посредник-управленец-администратор. С управленческим ресурсом, но без ресурсов к выполнению СМР своими силами. Собственно, это голые функции генерального подрядчика. На все виды СМР привлекаются субподрядчики.
Общая черта у всех – с трудом скрываемая неприязнь к проектировщикам и поверхностное отношение к рискам заказчика. Да, невежливо сказал. Но это оправдано многолетним опытом любого генподрядчика – от проектировщиков ему достается "макулатура, по которой нельзя строить", а проблемы заказчика его "вообще не касаются". Так ведь? И уж если мерить деньгами, то вся эта "мышиная возня" перед стройкой стоит всего 10% - так и внимания ей от генподрядчика столько же. Отдельной песней – авторский надзор. И песню эту нужно петь на мотив "Эх, дубинушка, ухнем" с разными вариациями в матерных припевах.
Как думаете, кто из них сейчас в большинстве на рынке? У меня есть свое мнение, но попробуйте расставить проценты сами.
Каждому генподрядчику присущ свой уникальный, но характерный для его образа (только что описанного) бизнес-портрет, способ выстраивания структур управления, стоимость содержания компании, отношения с поставщиками и партнерами, себестоимость основных видов работ, и много всего другого. Не будем расписывать особенности и приоритеты каждого, а то на сказку места не останется. Задачка все равно одна - прибыль. Точнее, доходность. И если на предполагаемом контракте она меньше или равна доходности от депозита в банке на тот же срок, то какой смысл такого контракта? Исключение – когда нужно сохранить компанию и коллектив, тут иногда даже в убыток сработать можно на одном проекте, но только если он не единственный в компании, и в портфеле проектов существенного вреда не причинит.
О специализированных компаниях, которые изначально являются только субподрядчиками, мы сейчас говорить не будем.
Есть расхожее мнение о генподрядчиках, что "они всегда срывают сроки". Заказчики внутри своих структур почти всегда делают запас по времени и деньгам на период строительства, но генподрядчику никогда об этом не говорят. А генподрядчик делает вид, что честно-честно этого не знает. Я ничуть не защищаю сейчас генподрядчика - есть объективные ситуации, в которых он недорабатывает по небрежности, рассеянности или халатности. Но нужно видеть и вторую сторону монеты: когда заказчик пытается переложить всю вину за срыв сроков строительства только на генподрядчика, то чаще всего - самое время поискать "бревно в глазу". Взять хотя бы древний как мир вопрос: сколько раз на Вашей памяти график строительства в контракте совпадал с графиком в ПОСе из комплекта проектной документации? Что, улыбнулись? Так это только капля в море, и меньшая из причин в несовпадении ожидаемого и получившегося.
Нерешенные (или неверно решенные) вопросы тянутся с начала проекта… С одной стороны это можно рассматривать как "засаду", ведь генподрядчик изначально вынужден принять такие условия на тендере (или конкурсе – как угодно), иначе он конкурс не выиграет. С другой стороны – это совсем даже не "засада", потому что риски, упущенные в свое время заказчиком, влияют на исполнение контракта генподрядчиком, и часто являются существенными аргументами для изменения условий этого самого контракта. Так называемые "существенные условия контракта" (которые, правда, требуют проведения повторного конкурса). К чему это я? А вот к чему: комплекты конкурсной документации по выбору генерального подрядчика бывают разные. Одно дело, когда это рабочая документация со сметами, плюс конкурсные процедуры – и больше ничего. Другое дело – когда заказчик включает туда документы предыдущего, проектного этапа (заключение экспертизы, согласования, переписку и т.д.). Зачем генподрядчику лишние документы, которые его не касаются? Ну как Вам объяснить… Скажу так: чаще всего это не злой умысел заказчика, а обычный непрофессионализм исполнителей, готовящих конкурсный пакет. Ох уж, этот повальный хронический непрофессионализм… Ну и ладно! Ну и пусть пироги пекут пока сапожники – будем относиться к этому с юмором.
Только с одной стороны если глянуть, то скулы уже от смеха сводит, а с другой – обидно становится за королевство наше. Потому как в бизнес эта беда повальная от госструктур идет. И превращается беда эта в законы неписанные, здравому смыслу и действующему законодательству враждебные. И если госструктурам тем не вставить свечку за здравие в нужное место, то так оно и дальше будет. А сделать это может только…
… что-то далеко я в дебри зашел. Если он это сделает – без работы ведь останусь.
Слушайте лучше сказку:
Один из регионов нашей необъятной Родины (не скажу какой, не надо это). Один из перинатальных центров. Персонажи: Минзрав Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Глава региона. Разумеется, там же и министр строительства этого региона с командой строительного комплекса. Далее - по обычному списку участников каждого проекта.
Не очень много лет назад была у региона программа модернизации своей системы здравоохранения. Посчитал регион количество рожениц в год, и запроектировали они себе перинатальный центр на 250 койко-мест для красных девиц на сносях. По указанию сверху строить этот центр нужно было за свои денежки, за региональные. Строили они, строили…. И денег хватило только на нулевой цикл и первый этаж. Делать нечего – встала стройка. Долго стоит. И тут, опять сверху, им и говорят: мы тут посмотрели - денег не только у Вас не хватает, мы так и быть готовы помочь из центра. Давайте так: Вы на всякий случай еще раз пересчитайте своих рожениц (и подмигнули многозначительно). Времени-то много прошло, вдруг что поменялось. Поправьте свою программу модернизации, а мы Вам сразу денег дадим на строительство. Нет-нет – только на строительство. Проектирование и инфраструктура по-прежнему за ваш счет. Только давайте побыстрее – нам деньги руки жгут, надо срочно Вам их перечислить, а то сверху по башке дадут, потому как сроки начала финансирования регионов уже истекают…
Обрадовался регион! Еще бы – почти вся тяжесть с плеч. Только поспешить надо, а то вдруг не достанется… Перво-наперво заглянули к себе в кошелек – денег на инфраструктуру за свой счет на ближайшее время осталось на самом деле не очень много. Пересчитали рожениц. А рожениц-то как раз на удачу стало всего 130 девушек в год! "Вот и славно" – сказали в регионе - и быстро подправили программу модернизации своего здравоохранения в части девушек; а все остальное оставили как было. Утвердил Глава программу, посчитали они деньги на строительство (ну а что там считать-то, документы старые остались – квадратных метров только меньше, за полтора года по-любому достроим! Ну, набросим пару месяцев на раскачку). И выразил регион Минздраву полную свою готовность получать денежку в местный бюджет из Федерального – мол, готово все к выполнению воли того, о ком вслух можно говорить только шепотом и с почтением. "Мы как - первые успели посчитать? Нет? Только четвертые?" Ну все равно – считай в десятке лидеров, на хорошем счету останемся, а то глядишь - и похвалят за рвение и почтение.
А всемогущий, как всегда, - совсем не имел ввиду, что надо разрывать длиной прыжков штаны красивых костюмов и бежать наперегонки к внезапно открывшейся … (как бы повежливее) возможности финансирования из Федерального бюджета. Он просто распорядился подготовить конкретные предложения в разумно короткий срок (ключевое слово здесь – "разумно").
Но идем дальше. Итак, готовность к финансированию уже обоюдная: у центра руки горят, у региона – чешутся. По-о-ехали! И говорит Центр Региону: ты торжественно (перед портретом всемогущего) поклялся построить у себя современный перинатальный центр за три мешка рублей и полтора года, плюс пара месяцев на раскачку. И вот тебе три мешка рублей прямо сейчас. График строительства у тебя хороший, но смотри – проверять тебя будем, чтоб ты из него не выбился. А чтоб букву закона до конца соблюсти – имей ввиду, что деньги тебе даны не просто так. Это – субсидия. Ну то есть, если в срок не построишь – могу и обратно забрать. А если что из этих трех мешков к концу срока уже потратишь – должен останешься.
Вот, в принципе, и вся суть трехстороннего соглашения о финансировании между Минздравом, Фондом обязательного медицинского страхования, и Регионом.
И разошлись они друг другом довольные. Один – потому что от денег избавился, другой – потому что заполучил. Ну все, старт дан - время пошло!
Но Вы ведь уже догадались, что здесь будут слова "Скоро сказка сказывается…"
Вызывает, значит, Глава региона к себе министра по строительству и говорит: деньги я, мол, достал - давай начинай стройку (то есть, не начинай, а продолжай – у тебя целый этаж уже стоит). Министр обрадовался, вдохновился, и по его указанию быстренько стали готовить конкурсную документацию по выбору генерального подрядчика. Тут, откуда ни возьмись, случайно проходил мимо и учуял запах грядущего конкурса … как Вы думаете – кто? …………….. Неет, неправильно – не свой генподрядчик, а поставщик дооо-рогущего медицинского оборудования будущего перинатального центра (2 мешка рублей из трех полученных). Кстати, с лицензией на генподряд у этого поставщика было все в полном порядке, Вы даже не сомневайтесь. А то как же без лицензии контракт-то подписывать. Случайно вместе с ним в компании проходило еще несколько прохожих, но эти несколько ввиду разных уважительных причин должны были потом идти дальше - каждый своей дорогой.
И вот, все из присутствующих уже воодушевлены на график с опережением. Собрались было уже запускать нужные конкурсные процедуры, как приходит к министру начальник местной всерегиональной службы заказчика и говорит: не вели, мол, казнить! Программу модернизации мы поправили, график строительства составили…. А проект-то старый остался, еще на 250 барышень! Как же мы его генподрядчику отдадим? Мы правда, когда 3 мешка рублей обосновывали, - написали, что 250 коек под барышень уже не нужно. А нужно только 130. Но это мы для стройки писали. А про проект забыли. Я в отпуске тогда был – без меня согласовывали.
"Дальше следует непереводимая игра слов с использованием местных идиоматических выражений" из "Бриллиантовой руки" на всех уровнях до затухания эмоций.
Здесь я должен честно признаться, что про отпуск персонажа я все выдумал. Совершенно неважно, как и по какой причине такой мелкий нюанс как проектная документация, от министра ускользнул. Кроме него, этот нюанс ускользнул штук от 10-15 ведомств в регионе, которые обычно указываются в листе согласования документов, утверждаемых распоряжением Главы региона. Вот такие они - пироги от сапожника.
Но ведь так оно вроде и должно получаться когда руки чешутся, а затылки не чешутся. Так что жаловаться, вроде, и не на кого. А делать нечего – строить все равно надо, клятву назад забирать ой как боязно. Зовет к себе министр человека торгового, и говорит: раз уж ты случайно зашел, то судьба тебе, мил человек, не только генподрядчиком, но и генпроектировщиком быть. А график мы строго между нами на две части поделим: 4 месяца на корректировку старого проекта (а что там - лишнее убрать?), а остальной срок – на строительство. Договорились? Деньги на проектирование? Конечно, - аккурат сверх трех мешков, это уже из нашего кошелька, обосновывать ни у кого не нужно. Никто и не заметит! А тот график, что остался в программе модернизации трогать не будем – он уже в Минздраве засветился как обоснование под три мешка.
Окажись на месте человека торгового настоящий генподрядчик, он бы объяснил министру что к чему. Поведал бы, что лучше пойти к великому повиниться, - и исправить все что в спешке натворили. Повинную голову ведь меч не сечет, так? Зачем? Как зачем - чтобы дальше дров не наломать, вовремя все исправить и сделать "разумно", как просили. Хотя… вряд ли бы кто его послушал. Меч может и не сечет голов, но рейтинга точно не прибавляет. И ошибаться мужам государевым не пристало - не по чину. Так что идем дальше.
Прикинул человек торговый одно к другому и решил, что из всего сказанного он понял главное: что денег немного добавляют и оборудование он все равно продаст с прибылью. И согласился. Благо, что лицензия на генпроектировщика у него тоже случайно с собой оказалась.
И закипела у них работа! Конкурс на генподряд оставили пока в стороне и провели спешный конкурс по выбору генерального проектировщика. Гордый победитель конкурса сразу же нашел себе субгенпроектировщика…. И опять закипела у них работа! Но ненадолго. Этот второй субген (тут теперь главное не запутаться в структуре) посмотрел на старый проект и говорит: ребята дорогие, не велите казнить! За годы, что прошли с экспертизы этого старья - нормы проектирования изменились! Тут проект не корректировать- переделывать надо. Да засада еще в том, что один этаж уже стоит. И то что стоит, - под нормативы никак не попадает. Мало того, что это все обмерить нужно – нужно еще кое-где стенки подвигать и новых свай понабивать. Иначе экспертизу не пройдем. А на все это четырех месяцев ну хоть убей не хватит – года полтора надо! Воот. А еще - "понабивать свай, разобрать кое-какие стенки, и построить вместо них новые" – это ведь тоже денег стоит. А переделывать старое… – правильно – дольше, чем делать новое.
А мешка всего три и больше нету. И опережение графика теперь стало, мягко говоря, под вопросом. Но закипела опять работа! И по проекту, и по обмерам, и по корректировке уже построенного, а заодно и по оптимизации с импортозамещением для экономии бюджета. Дальше так: поскольку людей у этого второго субгенпроектировщика было в ограниченном количестве, дополнительных денег не дали, а работы нужно было сделать две, - то одни и те же люди делали и первую, и вторую работу. А на лишних людей решили не тратиться - не на что. И работы эти были вот какие: первая заключалась в том, что за четыре месяца нужно было успеть сделать хоть что-то похожее на проект, который сможет пройти через экспертизу (или проехать через нее на буксире). А как же - конечно со сметами. Это ведь все должно лечь в основу конкурсной документации по выбору генерального подрядчика вместе с утвержденной справедливой ценой! А вторая работа заключалась в том, чтобы параллельно делать все то же самое, но только уже по уму и гораздо размеренней, параллельно со стройкой. А в итоге первое со вторым должно было совпасть, несмотря на то, что первое "понарошку". Это "понарошку" – это ж официальный документ экспертизы! В архиве будет храниться, пока крысы не съедят. И закипела у них первая работа, а вторая пока немного отставала, потому что некому делать ее было.
А мы помним, что Минздрав и ФОМС обещали за графиком следить строго-строго. И приходили они к главе региона четыре раза на чай с баранками, делали строгие лица и требовали объяснений, почему же это не видно актов о выполненных работах генерального подрядчика уже раз-два-три-четыре месяца? Почему ничего еще из трех мешков на дело нужное не ушло? Но каждый раз их почему-то убеждали, что время еще есть – просто разминаемся, мол, особо тщательно перед мощным рывком. И что все будет вовремя, и в лучшем виде – лишних денег не потратим, и стол накроем, чтоб отметить вместе с вами первые роды первой счастливой роженицы. Проверяющие с пониманием кивали, но по документам регион пока числился в списке отстающих.
Четыре месяца прошли. И через экспертизу прошло что-то похожее на проектную документацию стадии «Проект». И справедливая цена по сметам этого самого чего-то похожего на стадию «Проект» тоже прошла. И генподрядный конкурс выиграл мы знаем кто. Так не пора ли, в конце концов, уже найти того, кто на самом деле все это построит? А то времени уже осталось только 16 месяцев, потому как 2 месяца ушли на сам конкурс и подписание госконтракта (уфф-ф... не зря на раскачку время взяли).
И нашел наш торговый человек себе субгенподрядчика. И дал он ему посмотреть документы, по которым конкурс выиграл. А в документах тех были и техусловия, и ГПЗУ, и стадия «Проект», и согласования, и нагрузки, и заключение экспертизы… для проекта "понарошку". А Заказчик был добрый и ничего не скрывал. Рабочей документации только не было… Нет, была конечно, но только на часть демонтажных работ. Воот. А сметы чего-то похожего на стадию "Проект" из экспертизы со сметами новоиспеченной рабочей документации никак совпадать не хотели. И конструктив не совпадал, и инженерные нагрузки тоже (бездари какие, эти проектировщики).
В общем, как ни крути, а появилась у субгенпроектировщика третья работа, и вот какая: доделать вторую работу, взять ее за основу и переделать первую. Потом договориться с архивом экспертизы и поменять все так, чтобы везде все совпадало. Только третью работу надо сделать быстрее второй, потому что вторая будет готова полностью только к концу стройки. А что делать с электронной площадкой конкурса так и не решили – авось это никому и не интересно будет. А денег субгенпроектировщику все равно не добавили, поэтому делал он опять все своим прежним составом.
Я понимаю, что этот абзац дался Вам сейчас с трудом. Это еще что - видели бы Вы глаза проектировщиков!
Поехали дальше. Мы сейчас попробуем поставить себя на место этого второго субгенподрядчика, который должен все построить за 16 месяцев, ознакомившись со стадией «Проект» и остальными документами. Поэтому сделайте над собой усилие и на мгновение забудьте обо всем, о чем до этого места прочитали. Забыли? Отлично.
У второго субгенподрядчика работа закипела на целый месяц параллельно с подписанием субгенподрядного контракта с торговым человеком (генподрядчиком-поставщиком), и началом работ на стройплощадке по частичному демонтажу ранее построенного. В итоге этой работы он понял, что по бумагам все вроде правильно. Но: какая-то часть организма интуитивно чувствует, что денег на стройку не хватает, проектировщики сильно отстают с рабочей документацией и пока непонятно, догонят ли. Графика проектирования нет. Точнее, он есть, но давно уже просроченный. Изменений же авторского надзора в рабочую документацию по ходу стройки надо было вносить столько, что мотив песни из начала присказки не смолкал ни на минуту.
Вот в этом месте и потребовалось в этой сказке мое участие, о котором я умолчу.
А что по-вашему должен анализировать уважающий себя субгенподрядчик перед подписанием контракта - ну вот что? Конечно, проектную документацию и сметы, плюс условия контракта. Посчитать себестоимость и размер будущей прибыли. К тому же оценить свои возможности в людях, технике, поставщиках материалов и так далее. А если денег на стройку не хватает – то быть уверенным в возможности увеличить цену контракта. Ведь без всего этого подписывать контракт – чистое самоубийство, правда ведь? Гарантированно себе в убыток.
Но Вы уже догадываетесь, что на самом деле все не так. Правильный субгенподрядчик подпишет такой субгенподрядный контракт, который не будет совпадать с исходным генподрядным, переложит основную ответственность за нехватку финансирования СМР на формального генподрядчика, а потом управленческой мощью всех своих тридцати офисных работников найдет себе субподрядчиков по видам работ в самом регионе за 70-90% от СМР и с надбавкой в пару процентов за строительные материалы и оборудование, поставляемые им самим на стройплощадку. И рисков у него почти не будет – они будут у генподрядчика. Субподрядчики, разумеется, будут "на хлебе и воде" – тут уж каждому свое.
Что же было дальше? А дальше снежный ком все рос и рос. И продолжать сказку можно долго-долго, но не буду – не нужно это. Закончилось все в итоге увеличением сроков на 3 года, а цену контракта увеличивать не стали - заменили дорогущее медицинское оборудование более дешевым. Так что если в итоговые документы проекта сунет нос счетная палата, а потом и следственный комитет, чтобы посмотреть на целевое использование бюджетных трех мешков, мало не покажется никому. Сказку на этом можно закончить, а ее персонажам пожелать здоровых крепких снов на много лет вперед.
®
Любые совпадения случайны.
Сюжет народный.
************************************
"А что сказка дурна,
То рассказчика вина.
Изловить бы дурака
Да отвесить тумака,
Ан нельзя никак,
Ведь рассказчик-то дурак!
А у нас спокон веков
Нет суда на дураков!.."
(Леонид Филатов)
Ах да, к чему я это все рассказывал. Возвращаемся к конкурсу. Если генеральный подрядчик принимает участие в конкурсе, и в конкурсном пакете только рабочая документация со сметами, и контракт – все хорошо. Остается посчитать экономику, сроки, ресурсы - и можно играть в бизнес по любой из четырех схем перед началом сказки. А, может, у Вас своя схема есть – не мое это дело, пока это не моя работа. В любой момент в ходе проекта появляющиеся проблемы можно списать на свою неосведомленность в период конкурса и на отрицательный результат по независящим от Вас причинам, о которых Вы не знали. Главное, чтобы в контракте такая ситуация была предусмотрена.
Но если в комплекте конкурса есть хоть какие-то документы из предыдущих стадий проекта – нужно отнестись к ним очень серьезно, потому что есть у нас в стране один нюанс (Гражданский кодекс, часть вторая, статья 216), когда "Подрядчик" обязан немедленно предупредить "Заказчика" о заведомо отрицательном результате работы по причинам, от него независящим. А имея возможность ознакомиться с такими документами, и не предупредив заказчика немедленно (то есть либо на этапе конкурса, когда можно еще задавать вопросы, либо сразу после подписания контракта) – "Подрядчик" оказывается в … пикантной ситуации, исход которой зависит исключительно от личных договоренностей. И объяснения о том, что генподрядчик на момент конкурса не способен был сделать соответствующие выводы, потому что не имел в штате сотрудников соответствующей квалификации, никого не устроят – нет в законе права на неквалифицированность. Второй вариант – требовать от заказчика исключить лишние документы прямо на этапе конкурса.
P.S.
И на десерт: многие крупные генподрядные компании рано или поздно хотят упростить себе жизнь, и внедрить какую-нибудь автоматизированную систему управления предприятием. При этом основой для математической модели является, как правило, уже выполненный проект. Мне очень понравилось выражение одного из профессионалов - "посмертный учет". Ну так, уважаемые руководители больших компаний, – вы и заказываете себе "посмертную математическую модель" Вашего завершенного проекта, которая будет применима только к нему одному, а для портфеля Ваших "живых" проектов ни за что не подойдет. По одной простой причине: Ваши проекты при текущей ситуации в строительном бизнесе друг на друга никогда не будут похожи!
"Нажми на кнопку – получишь результат" (безо всякого сарказма) - дело хорошее. Но хорошее оно только тогда, когда все участники проекта делают всё логично и вовремя. Тогда все проекты разом станут похожи один на другой и будут подвластны единой математической модели. Ведь автоматизировать можно только что-то предсказуемое и повторяющееся. Например, производство газированных напитков – там все понятно. Все технологические процессы расписаны во времени, по операциям, по регламентам… по логике, наконец.
Строительное производство – тоже, конечно, производство. Но сходство – только в названии. Управленчески сравнить сейчас строительное предприятие с предприятием, скажем, по производству строительных материалов – это все равно что… Нет, не буду – не нужно этого делать.
Законы у нас в основном хорошие. И если управленческие процессы в строительстве у нас массово пойдут через закон, а не своим обычным маршрутом, - автоматизация будет вполне эффективна. Но начать нужно - помните с чего? Со свечек за здравие (см. конец присказки), и подождать, пока оздоравливающий эффект опустится до бизнеса и в нем стабилизируется. А до тех пор – гарантирую – любая такая система потребует от большой компании в итоге двойной штат сотрудников, которые запутаются в количестве изменений, вносимых в математические модели каждого(!) проекта. В результате, эффект от внедренной системы будет в лучшем случае нулевым. Не верите? Дайте математикам посчитать мою сказку.