Своеобразие внимания заключается в том, что оно не самостоятельный вид психической деятельности как формы отражения, а организация других психических процессов. Мы внимательно или невнимательно слушаем, смотрим, думаем, делаем
Внимание — это такая организация психической деятельности,
при которой одни психические процессы (восприятия, представления, мысли или чувства) сознаются отчетливее других или совсем не осознаваемых. Внимание — это сосредоточенность сознания на определенном объекте, это "прожектор психики", повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных, информации, знаний.
Объектом внимания может быть любой предмет или явление объективного мира либо целая группа их, свойства и качества этих предметов, а также действия, мысли, представления и переживания самой личности. Образно внимание можно представить как некий «прожектор психики», благодаря которому в каждый момент
на первый план выходят различные формы отражения более или мене сложных объектов реальности илим внутренних психических процессов.
Внимание обусловливает успешную ориентировку субъекта в окружающем мире и обеспечивает более полное и отчётливое отражение его в психике. Объект внимания оказывается в центре сознания человека, все остальное воспринимается слабо, неотчётливо.
Внимание характеризуется, с одной стороны, направленностью на то, чем занято сознание, и с другой — сосредоточенностью, четкостью осознанности.
В зависимости от активности внимания разделяют на два вида:
непроизвольное (пассивное), в возникновении которого намерение человека не принимает участия,
произвольное (активное), возникающее благодаря намерению человека, вследствие приложения им усилия воли.
послепроизвольное (вторичное непроизвольное)
Непроизвольное (пассивное) внимание — форма внимания, возникающая, как правило, в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. В его основе лежат неосознаваемые установки человека. Оно обще для человека и животных.
Непроизвольное внимание может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, так как без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от первой и второй сигнальных систем. Их совместного функционирования. Отсюда очевидна огромная роль наглядности и абстрактного слова учителя или преподавателя для формирования у учащихся произвольного внимания.
Произвольное внимание сопровождается волевым усилием, mfr как длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Поэтому усиленное сосредоточение произвольного внимания во время обучения должно быть продолжительным, но не чрезмерно.
Произвольное внимание сопровождается волевым усилием, вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. В результате появляется вторичное непроизвольное внимание. Оно облегчит процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной путем переключения внимания на более легкие или более интересные виды действия, вызвать у учащегося сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Например, учащийся начинает слушать лекцию по технологии металлов или химии, прилагая подчас значительное усилие воли, чтобы сконцентрировать свое внимание. Но затем, после появления интереса, учащийся уже без волевого напряжения внимательно следит за излагаемым материалом. Его внимание стало теперь вторично непроизвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления.
Чем выше педагогическое мастерство преподавателя, в его умении использовать послепроизвольное внимание учащихся, тем меньшая усталость от занятий у них выявляется.
Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне направленное внимание.
Свойства внимания
Свойства внимания — направленность, объём, распределённость, сосредоточенность, интенсивность, устойчивость и переключаемость — связаны психической активностью человека, возбуждением и торможением участков мозга. Особо ярко проявляются свойства внимания и ее роль в гипнотических состояниях, оно оказывает влияние на все стороны психики и даже физиологии, вследствие одного глубокого очага возбуждения и общего разлитого торможения коры мозга.
Объем внимания есть количество объектов (2 - 5) которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей, но они вместе сливаются в один более сложный объект. Эта закономерность указывает способ формирования объема внимания, заключающийся в объединении нескольких объектов в один, более сложный, но хорошо известный.
Пример решения 5 (магической пятерочки ) задач, а затем концентрирования до одной задачи, по признаку общего метода примененного в них. Для ряда дисциплин высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время обучающей деятельности.
Высокая интенсивность концентрированного внимания, будучи
типичной для некоторых наблюдательных профессий, нужна для
работников других групп профессий только в отдельные моменты
работы.
Распределение внимания —-это способность одновременно выполнять несколько действий, но опять же они сливаются в одно более сложное действие. Никто не может одновременно делать хотя бы два дела, если он не умеет делать каждое из них в отдельности.
Переключение внимания — это перенос внимания с одного объекта на другой. Непроизвольное переключение
внимания называется отвлечением внимания.
Концентрацией (сосредоточенностью) внимания называется сосредоточение внимания на одном только объекте. Учащийся, ученый, например, концентрируют внимание на какой-либо детали задачи или проблемы, определяя ее значение или важность для решения всей проблемы.
С одной стороны концентрация необходима для более полного и глубокого исследования объекта, но с другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к сужению поля внимания и невозможности своевременно воспринять другие важные стороны объекта.
Устойчивостью внимания называется продолжительность времени, в течение которого человек может намеренно поддерживать
свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы,
Опыты показывают, что сорокаминутное интенсивное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.
Устойчивость внимания можно заметить:
-внимательно ли учащийся работает в течение всего урока и учебного дня или к концу урока или дня его внимание снижается;
-может ли он работать, когда включено радио, шумят товарищи или слышатся непонятные ему звуки;
-часто ли бывает, когда по внешнему виду кажется, будто он слушает внимательно, а после вопроса обнаруживается, что ничего не слышал;
-часто ли встречаются из-за невнимательности ошибки и описки в вычислениях при выполнении письменных работ по разным предметам.
Профессиональное внимание развивается в процессе профессионального обучения. Закрепляется профессиональное внимание становится чертой личности.
Первый тип невнимательности — рассеянность — возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающегося с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь (порхающее) вниманием.
Второй тип невнимательности определяется, наоборот, высокой
интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Он часто встречается у ученых, изобретателей и вообще у лиц, привыкших к очень интенсивному и устойчивому, но главным образом внутренне направленному вниманию.
Третий тип невнимательности, выражающийся в слабой интенсивности внимания, обычно появляется в случаях выраженного переутомления, «сниженным тонусом коры головного мозга». Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.
Даже и очень устойчивое и мало отвлекаемое внимание
не остается неизменным по своей интенсивности; оно подвергается
так называемым колебаниям, или флюктуациям внимания.
Так, едва заметная точка будет то исчезать, то вновь восприниматься.
Однако такие колебания внимания ясно обнаруживаются только в отношении очень малых, близких к нижнему порогу, раздражителей.
Если долго смотреть на рис. 15, то на нем будут видны то ваза,
то два профиля. Однако ни на одном из этих образов внимание
не может быть произвольно достаточно длительно удержано, время от времени один образ будет сменяться другим. Это пример
флюктуации внимания.
Необходимо активно, целенаправленно формировать внимание учащихся в тех условиях, в которых оно должно будет проявляться.
Формирование внимания учащихся
Что бы уметь выявить эти особенности неоднократно, преподаватель должен уметь нх замечать, следовательно, быть самому достаточно наблюдательным.
Индивидуальные особенности распределения и переключения внимания учащегося могут быть выявлены путем наблюдения за тем:
-легко или с трудом удается ему, решать задачу и отвечать на вопросы,
-заниматься работой и наблюдать за окружающими; умеет ли он распределять свое внимание в классной обстановке (например, слушая преподавателя, одновременно составлять конспект, вычерчивать необходимые по ходу урока графики);
-как быстро переключается во время беседы с одного вопроса на другой, с одной темы на другую; часто ли допускает пропуски отдельных действий, необходимых в работе, и как быстро переходит от одного приема к последующему во время выполнения сложных операций;
-легко ли воспринимает и запоминает дополнительные разъяснения, беглые замечания преподавателя;
-часто ли в играх с мячом он пропускает мяч из-за невнимательности.
Устойчивость внимания при длительном его напряжении может
быть оценена по следующим наблюдениям:
-внимательно ли учащийся выполняет самостоятельную работу до полного завершения или к концу выполнения задания его внимание заметно снижается;
-может ли он внимательно работать в условиях сильных посторонних шумов;
-часто ли отвлекается во время объяснений педагогов;
-может ли длительно продумывать какой-либо вопрос в деталях или быстро отвлекается.
Работа требует внимания, но в работе оно и формируется.
Сложным видам деятельности приходится обучать. Там, где успех действий во многом зависит от внимания к ним, требуется обучать не только трудовым движениям, но прежде всего порядку концентрации, распределению, переключению и устойчивости внимания.
Формирование внимательности начинается с первого урока в школе и продолжается всю жизнь. Оно заключается в управлении вниманием учащихся в процессе их учебной и трудовой
деятельности.
Очень важно вызвать у обучающихся непроизвольное внимание. Для этого надо заинтересовать их содержанием занятий, тогда их внимание без каких-либо усилий будет следовать за каждым словом, за каждым жестом, даже за выражением лица педагога.
Интерес учащихся бывает неустойчивым, да и внимание может
колебаться независимо от интереса, поэтому преподаватель направляет их внимание на главное в учебном материале:
«•обратите внимание на...»,
«смотрите сюда»,
«внимательно присмотритесь к...».
Примерно так осуществляется управление вниманием
учащихся на теоретических лекциях.
Еще активнее управление в н и м а н и е м учащихся осуществляется
во время индивидуальном обучения практическим действиям, когда учащийся впервые их осваивает.
При этом обучающему, приходится постоянно называть объекты его деятельности, на которые он должен переключать внимание в определенной последовательности.
-надо приучить учащегося работать в разнообразных условиях, не
поддаваясь влиянию отвлекающих факторов, упражнять у него
произвольное внимание;
-увлекать его интересной, трудной, но посильной работой, чтобы формировать послепроизвольное внимание;
-добиваться осознания значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за него перед собой и коллективом.
-развитие устойчивости внимания обеспечивать формированием волевых качеств учащегося;
-объем и распределение внимания формировать как определенный навык одновременного выполнения нескольких профессиональных действий в условиях высокого темпа работы;
переключение внимания формировать несколькими путями:
-упражнения в порядке переключения внимания с объекта на
объект с предварительным усвоением «маршрутов переключений»; -упражнения в выделении наиболее важных объектов из
второстепенных;
-тренировки в быстроте переключения внимания с объекта на объект.
Лучший способ формирования у учащегося внимательности —
это ни при каких обстоятельствах не позволять ему никакую работу
делать небрежно
============================================================
Подробное изложение
Однако непроизвольное внимание нередко имеет отрицательное
значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая человека
от главного в решаемой им задаче, дезорганизуя его психическую
деятельность и тем самым снижая продуктивность работы в целом.
Так, окрики, необычные шумы во время работы учащегося отвлекают его внимание и мешают сосредоточиться на ней. Поэтому, правильно используя в нужный момент непроизвольное внимание учащегося, учитель должен в то же время создавать, особенно на первых этапах обучения, условия, исключающие появление посторонних раздражителей. Произвольное внимание, формирующееся в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Его характерная черта — то, что оно направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Физиологическим механизмом произвольного внимания служит
очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый
сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна огромная роль слова мастера или преподавателя для формирования у учащихся произвольного внимания.
Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, ибо без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.
Во всяком деле, как бы человек ни любил его, всегда есть действия, не имеющие сами по себе ничего интересного и не привлекающие к себе внимания, но необходимые для успешного выполнения всей работы.
В тех случаях, когда учащийся такие действия упускает, учитель обязан привлекать его внимание к ним, переключать его на них, когда это необходимо, управлять вниманием учащегося. В начале обучения такое-управление вниманием учащегося должно быть наиболее тщательным, даже придирчивым, в форме диктовки, а в дальнейшем все больше и строже надо требовать от учащегося своевременных переключений и сосредоточения внимания без подсказок обучающего.
Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего и меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение. Поэтому усиленное сосредоточение произвольного внимания во время обучения должно быть продолжительным, но не чрезмерно.
Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной путем переключения внимания на более легкие или более интересные виды действия или же вызвать у учащегося сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.
Например, учащийся начинает слушать лекцию по технологии металлов или химии, прилагая подчас значительное усилие воли, чтобы сконцентрировать свое внимание. Но затем, понимая значение ее содержания для себя и увлеченный педагогическим мастерством опытного преподавателя, красочно раскрывающего на образных примерах сущность рассматриваемых явлений, он уже без волевого напряжения, но очень внимательно следит за излагаемым материалом. Его внимание стало теперь вторично непроизвольным, или после произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний и предупреждать развитие утомления. Поэтому, чем выше педагогическое мастерство преподавателя, выражающееся, в частности, и в его умении использовать послепроизвольное внимание учащихся, тем меньшая усталость от занятий у них выявляется.
Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне направленное внимание. Так, всматриваясь в характерное сооружение или -рассматривая чертежи, учащийся проявляет свое внешне направленное внимание; вспоминая все детали и обстоятельства ранее произведенной работы, он произвольно напрягает свое внутренне направленное внимание. Но если у него настойчиво всплывают в памяти воспоминания, отвлекая его от наблюдения за выполняемыми действиями,— это будет непроизвольное внутренне направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне направленное внимание может обусловливать невнимательность учащегося на теоретических занятиях или во время производственного обучения, когда, например, мысли о полученном из дома письме полностью поглощают его внимание.
Объем внимания есть количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Опыт показывает, что одновременно можно охватить только четыре-шесть объектов. Разумеется, объекты бывают разные. Неодинаково они и охватываются вниманием. Эта закономерность указывает способ формирования объема внимания, заключающийся в объединении нескольких объектов в один, более сложный, но хорошо известный. Для ряда дисциплин высокая интенсивность и большой объем внимания необходимы почти во все время обучающей деятельности.
Высокая интенсивность концентрированного внимания, будучи
типичной для некоторых наблюдательных профессий, нужна для
работников других групп профессий только в отдельные моменты
работы.
Распределение внимания —-это способность одновременно выполнять несколько действий. Распределение внимания у различных
людей неодинаково. Оно зависит от индивидуальных особенностей
личности, но в еще большей степени — от развития у человека соответствующих навыков в выполнении каждого действия. Никто не может одновременно делать хотя бы два дела, если он не умеет делать каждое из них в отдельности.
Переключение внимания — это перенос внимания с одного объекта на другой. Так, переход от восприятия показаний одного контрольного прибора к другому, от приборов — к рычагам управления технологической установкой или какой-либо машиной есть проявление переключения внимания. Непроизвольное переключение
внимания называется отвлечением внимания.
Концентрацией внимания называется сосредоточение внимания на одном только объекте. Учащийся, например, концентрирует внимание на какой-либо детали прибора, определяя ее исправность, или на детали чертежа, стремясь понять способы воплощения ее в натуральный предмет.
Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, и поэтому неумение сосредоточиться, сконцентрировать свое внимание — большой недостаток. Но, с другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что в свою очередь создает невозможность своевременно воспринять другие, иногда очень важные объекты.
Устойчивостью внимания называется продолжительность времени, в течение которого человек может намеренно поддерживать
свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия, например, при обработка больших серий одних и тех же деталей с большой точностью; во время монтажа сложных приборов, состоящих из мелких деталей и требующих высокой точности регулировки. Специальные опыты показывают, что сорокаминутное интенсивное внимание может сохраняться произвольно без заметного ослабления и непроизвольных переключений, хотя это и довольно утомительно. В дальнейшем интенсивность внимания снижается тем быстрее, чем менее натренирован человек и чем менее устойчиво его внимание.
Устойчивость внимания можно заметить при следующих наблюдениях и естественных экспериментах: внимательно ли учащийся работает в течение всего урока и учебного дня или к концу урока или дня его внимание снижается; может ли он работать, когда включено радио, шумят товарищи или слышатся непонятные ему звуки; часто ли бывает, когда по внешнему виду кажется, будто он слушает внимательно, а после вопроса обнаруживается, что ничего не слышал; часто ли встречаются из-за невнимательности ошибки и описки в вычислениях при выполнении письменных работ по разным предметам. Все разобранные нами качества внимания изображены на рисунке Эта схема может помочь при оценке преобладающего проявления того или иного качества внимания в определенной учебной ситуации, например, при анализе ошибочных действий и при оценке индивидуальных особенностей внимания учащихся.
Внимательность и невнимательность
Оценку свойств внимания учащегося надо начинать с оценки
отдельных качеств его внимания. Но исчерпать ее этим нельзя, так
как есть общие его качества, определяющие высокий уровень внимательности как свойства личности. Высокодисциплинированное внимание, соответствующее требованиям определенной профессии, называют профессиональным вниманием. Профессиональное внимание развивается в процессе профессионального обучения.
Закрепляется профессиональное внимание становится чертой личности.
Первый тип невнимательности — рассеянность — возникает при отвлекаемости и очень малой интенсивности внимания, чрезмерно легко и непроизвольно переключающегося с объекта на объект, ни на одном не задерживаясь. Этот тип невнимательности образно называют порхающим вниманием. Оно свойственно детям, но может быть у подростков и
взрослых людей.
Второй тип невнимательности определяется, наоборот, высокой
интенсивностью и трудной переключаемостью внимания. Он часто
встречается у ученых, изобретателей и вообще у лиц, привыкших
к очень интенсивному и устойчивому, но главным образом внутренне направленному вниманию. Такая невнимательность может
возникнуть у учащегося, сосредоточенного на трудной задаче или,
например, получившего важное известие из дома и все время думающего о нем.
Третий тип невнимательности, выражающийся в слабой интенсивности внимания, обычно появляется в случаях выраженного переутомления. Этот тип невнимательности обусловливается постоянным или временным снижением силы и подвижности нервных процессов в коре головного мозга, или, как говорят, «сниженным тонусом коры». Он характеризуется весьма слабой концентрацией внимания и еще более слабой его переключаемостью.
Однако даже и очень устойчивое и мало отвлекаемое внимание
не остается неизменным по своей интенсивности; оно подвергается
так называемым колебаниям, или флюктуациям внимания. Так, едва заметная точка будет то исчезать, то вновь восприниматься. Эти
колебания могут происходить, как показал опыт, в некоторых случаях десятки раз в минуту, а обычно не реже чем через 5 секунд.
Что в данном случае дело именно во внимании наблюдателя, а не в объективной видимости этой точки, может быть доказано несовпадением периодов ее исчезновения у двух рядом находящихся наблюдателей. Однако такие колебания внимания ясно обнаруживаются только в отношении очень малых, близких к нижнему порогу, раздражителей.
Если долго смотреть на рис. 15, то на нем будут видны то ваза,
то два профиля. Однако ни на одном из этих образов внимание
не может быть произвольно достаточно длительно удержано, время от времени один образ будет сменяться другим. В этом также
проявляется флюктуация внимания. От колебания внимания следует отличать снижение его под влиянием общего утомления, потери интереса и других внешних для самого процесса внимания причин. Эти более длительные изменения интенсивности внимания связаны с колебаниями дееспособности человека, в то время как флюктуация внимания, как правило, не отражается на ней. Необходимо активно, целенаправленно формировать внимание учащихся в тех условиях, в которых оно должно будет проявляться.
Изучение и формирование внимания учащихся
Об особенностях внимания как качествах личности учащегося можно с уверенностью говорить при повторных наблюдениях их в различных условиях и в разных видах его деятельности. Но что бы уметь выявить эти особенности неоднократно, мастеру надо уметь нх замечать, следовательно, быть самому достаточно наблюдательным. Индивидуальные особенности распределения и переключения внимания учащегося могут быть выявлены путем наблюдения за тем: легко или с трудом удается ему одновременно делать два дела и больше: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься работой и наблюдать за окружающими; умеет ли он распределять свое внимание в классной обстановке (например, слушая преподавателя, одновременно состав-
лять конспект, вычерчивать необходимые по ходу урока графики); как быстро переключается во время беседы с одного вопроса на другой, с одной темы на другую; часто ли допускает пропуски отдельных действий, необходимых в работе, и как быстро переходит от одного приема к последующему во время выполнения сложных операций; легко ли воспринимает и запоминает дополнительные разъяснения, беглые замечания преподавателя; удается ли ему заметить все происходящее на сцене в театре или на экране в кино или его внимание приковывается к
одному герою; часто ли в играх с мячом он пропускает мяч из-за невнимательности. Устойчивость внимания при длительном его напряжении может быть оценена по следующим наблюдениям: внимательно ли учащийся выполняет самостоятельную работу до полного завершения или к концу выполнения задания его внимание заметно снижается; может ли он внимательно работать в условиях сильных посторонних шумов; часто ли отвлекается во время объяснений педагогов; может ли длительно продумывать какой-либо вопрос в деталях или быстро отвлекается. Выявлять свойства внимания учащегося, его положительные и отрицательные стороны перечисленными и
многими другими способами значительно проще, чем сформировать и развивать такие качества внимания, которых требует специфика осваиваемой профессии. Работа требует внимания. В работе оно и формируется. Сложным видам трудовой деятельности приходится обучать. Там, где успех действий во многом зависит от внимания к ним, требуется обучать не только трудовым движениям, но прежде всего порядку концентрации, распределению, переключению и устойчивости внимания. Формирование внимательности начинается с первого урока в школе и продолжается в высших учебных заведениях. Оно заключается в управлении вниманием учащихся в процессе их учебной и профессиональной деятельности. В зависимости от цели и методов обучения применяются различные способы этого управления.
Когда учащиеся должны усвоить какие-то знания, очень важно
вызвать у них непроизвольное внимание. Для этого надо заинтересовать их содержанием занятий, тогда их внимание без каких-либо
усилий будет следовать за каждым словом, за каждым жестом,
даже за выражением лица педагога. Интерес учащихся бывает неустойчивым, да и внимание может колебаться независимо от интереса, поэтому преподаватель или мастер направляет их внимание на главное в учебном материале: «•обратите внимание на...», «смотрите сюда», «внимательно присмотритесь к...». Примерно так осуществляется управление вниманием учащихся на теоретических занятиях и вводных инструктажах. Еще активнее управление в н и м а н и е м учащихся осуществляется во время текущего инструктажа при индивидуальном обучении практическим действиям, когда учащийся впервые их осваивает. При этом обучающему, непосредственно наблюдающему за действиями учащегося, приходится постоянно называть объекты его деятельности, на которые он должен переключать внимание в определенной последовательности. Такая диктовка последовательности действий предупреждает возможные ошибки, обеспечивает успешность пробных действий и становится в этих условиях важнейшим методом первоначальной подготовки в переключении внимания. Кроме непосредственного управления вниманием учащегося вначале обучения каким-нибудь новым для него видам деятельности, в дальнейшем необходимо создавать такие условия, которые способствовали бы формированию внимания. Для этого желательно: приучить учащегося работать в разнообразных условиях, не поддаваясь влиянию отвлекающих факторов, упражнять у него произвольное внимание; увлекать его интересной, трудной, но посильной работой, чтобы формировать послепроизвольное внимание; добиваться осознания общественной значимости осваиваемого вида труда и чувства ответственности за него перед коллективом и обществом, что будет способствовать развитию морально воспитанного внимания; связывать внимание с требованиями дисциплины производственного труда для упражнения профессионального внимания; развитие устойчивости внимания обеспечивать формированием волевых качеств учащегося; объем и распределение внимания формировать как определенный трудовой навык одновременного выполнения нескольких профессиональных действий в условиях высокого темпа работы; переключение внимания формировать несколькими путями: упражнения в порядке переключения внимания с объекта на объект с предварительным усвоением «маршрутов переключений»; упражнения в выделении наиболее важных объектов из
второстепенных; тренировки в быстроте переключения внимания с объекта на объект. Лучший способ формирования у учащегося внимательности — это ни при каких обстоятельствах не позволять ему никакую работу делать небрежно