Самое время вспомнить про совместный российско-китайский проект - широкофюзеляжный самолет CR929. Сам ОАК на сайте обещает его первый полет в 2023 году. Последнее заявление ОАК для СМИ датировано 19 февраля. С учётом того, что проект международный, то санкции коснуться его не должны, может же Китай для своей техники приобрести двигатель или иные компоненты. Хотя основной двигатель проекта будет ПД-35, но, как и в случае с МС-21, двигатель запаздывает. Сейчас газогенератор, как основная часть двигателя, готов, осталось меньше половины работы. Но подробнее позже.
Сам CR929 это разрабатываемый совместно РФ и КНР широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Пока КНР имеет очень небольшой опыт в пассажирском авиастроении, а в двигателестроении вообще у них ничего не выходит.
Пока что в КНР успешно эксплуатируются только МА-60 и ARJ-21 с зарубежными двигателями. При этом МА-60 не скрывает свой родственной связи с Ан-24, про ARJ-21 прямой информации нет, но очень много общий моментов с Ту-334.
Россия же сейчас серийно выпускает Сухие Суперджеты с совместными франко-русскими двигателями Sam146, чье совместное производство в Рыбинске позволило нахвататься столько опыта, что потом в Перми был создан ПД-14, который по характеристикам практически идентичен двигателю от Пратт-Уитни, устанавливаемому на семейство А-320нео, который стоял на прототипах МС-21, с которыми он и прошел сертификацию. Сейчас с ПД-14 имеются три летных экземпляра, а сам двигатель, как и самолет находятся в серийном производстве.
С широкофюзеляжными самолётами опыт есть, связанный с производством Ил-96. Кстати, после выпуска ПД-35 рассматривается возможность производства двухдвигательное версии Ил-96, это будет очень интересно, но, надеюсь, что от многих архаичных решений Ил-96 тоже избавится, ну и фюзеляж будет не меньше, чем на Ил-96-400.
Но вернемся к изначальному воздушному судну. Впервые про данный самолёт заговорили в 2014 году на самом высшем уровне, а уже в 2017 году был представлен компьютерный макет проекта. В 2018 году был представлен полномасштабный проект части самолета (который могли наблюдать все жители России на МАКС-2019, да и в 2021 году он стоял в отдельном павильоне, слева от павильона истребителя Check Mate). 15 марта 2021 года модель самолёта прошла испытания в аэродинамической трубе Т-128 ЦАГИ. Продувалась базовая модель самолёта с серповидной законцовкой крыла на срывные явления на концах крыла, как при малых, так и при больших скоростях полёта. На основе полученных данных была произведена корректировка проекта, а уже 1 сентября (через полгода после продувки) СОМАС заявила о начале сборки первого летного экземпляра, чей первый полет и ожидается в следующем году. 17 ноября 2021 года генеральный директор АО «АэроКомпозит», первый заместитель генерального директора корпорации «Иркут» Анатолий Гайданский заявил, что предприятие начало изготавливание прототипов и ведет отработку технологических процессов композитного крыла для CR929.
Деление обязанностей сейчас следующее: ОАК выпускает композитное крыло, ОДК выпустит постоянный двигатель, также инженерный центр находится в Москве, где и производятся аэродинамические испытания, производственный цех находится в Шанхае, возможно, в будущем вторая производственная линия будет открыта и в России.
Базовая стоимость самолета определена в 113 млн долларов. Всего покупателю должно быть предложено три версии воздушного судна: 500 (укороченная) - 230 кресел, до 14 тысяч километров, 600 (базовая) - 280 кресел, до 12 тысяч километров, и 700 (удлинённая) - 320 кресел, до 10 тысяч километров. Данные двигателя и информация по вместимости дают предположение, что самолет будет схож с А-330. А стоимость - что будет немного дешевле. Максимальная взлетная масса известна - 245 тонн.
С учётом того, что сейчас Эрбас и Боинг практически не выпускают широкофюзеляжные машины (выпускается очень немного по сравнению с ситуацией несколько лет назад, а у Боинга пробуксовки вообще по всем проектам), у российско-китайского проекта есть вполне неплохой потенциал.
Двигатель ПД-35 тоже двигается, но медленнее. В октябре 2021 года начались испытания газогенератора. 30 ноября в ходе «Открытого диалога», который прошёл в Совете Федерации, министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил, что летом 2022 года Минпромторг определит направление дальнейшего развития двигателя ПД-35, выбрав между двух возможных версий мощностью 24 и 35 тонн или 35 и до 50 тонн. Думаю, что 50-тонный двигатель поможет создать весьма большое воздушное судно, такое как Боинг-777-300ER. Будет интересно посмотреть на двухдвигательную версию Ил-96 в компоновке 500+ пассажиров.
-------------------------------------------------------------------------------
1. Информация о сотрудничестве, партнерстве и об авторе публикуется на страницах:
https://travelfoxes.livejournal.com/212431.html
https://zen.yandex.ru/media/skyexpert/plany-po-blogu-i-politika-na-2022-god-61df2948d516294f57069fa4
2. Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:
https://travelfoxes.livejournal.com/227528.html
3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта (материалы из КЗА делаются при полёте пассажиром из доступных зон) и нарушающие правила конфиденциальности.