Как-то в юности я пришла я в юридическую консультацию. Вопрос у меня был какой-то пустяковый, я уж его и не помню.
Кабинет, в который я зашла, был довольно большой. В комнате три стола. За ними сидели юристы, ведущие консультации. Один из них был свободен, к другому подсела я, к третьему подошла группа людей, человек пять-шесть. Вели они себя довольно шумно, говорили то разом, то по очереди. У этих людей умерла близкая родственница и они делили наследство.
Дело было во времена СССР, особо и делить-то в то время было нечего. Квартиры у большинства не в собственности, получены от государства. Важна была прописка: кто прописан, тот и живет в ней дальше, после смерти родственника. Из крупной собственности разве что простенькая дача в шесть соток где-нибудь в овраге, на болоте или в других местах, неудобных для строительства. Домик дачный деревянный, больше похожий на сарай. Других дач в то время было немного. Ну, еще машина могла быть, но не факт. Вот и все наследство.
Вот и у этих людей "наследственная масса" была и не "масса" вовсе, а маленькая кучка. Но ведь была. И люди её делили. Делили громко, страстно, неистово. Я уже давно замолчала. Невозможно было говорить и думать о своих проблемах в этом гвалте. И я, и юрист просто ждали, когда они уйдут и невольно слушали эти крики.
Честно сказать, по молодости я пришла в ужас. Как можно так со своими близкими из-за куска земли в шесть соток и деревянного сарайчика? Оказалось, можно. На моих глазах близкие люди становились врагами. Они ругались, требовали, обвиняли друг друга, мерялись заслугами: кто больше сделал на этой даче и кто был ближе умершей матери и теще (свекрови)? Кто из них более достоин, а кто и вовсе никто, и звать его никак, просто хрень говорящая!
Юрист предложил им продать дачу и поделить деньги. Родственники не соглашались. Дача в те времена стоила пару тысяч. Разделить на четверых- по 500 рублей. Не такие уж большие деньги. Вот если бы все, целиком! Они ушли, так ни до чего не договорившись, переругавшись и ненавидя друг друга. Из коридора продолжала доноситься ругань и возбужденные голоса.
Юрист, который их консультировал, достал из стола таблетки.
-Голова разболелась, - сказал он коллегам. -Как наследство, вечные свары. Люди человеческий облик теряют. Неужели эти 500 рублей стоят родного брата, сестры, племянников? А у них еще и дедушка жив, отец. Про него вообще не думают:"А зачем ему?".
Я получила ответ на свой вопрос и ушла.
Когда лет десять назад у меня случился серьезный сердечный приступ, я вспомнила тот случай, пошла к нотариусу и написала завещание, хоть и знала, что мои дети так вести себя не будут. И наследство- все та же пресловутая дача. Но все равно. Береженого Бог бережет. Хочется, чтобы когда нас не станет, наши дети и внуки так и остались родными людьми, а не врагами и не "сторонами" в суде. Потому что близкие люди- это и есть главное наследство, которое останется после нас.