Я кратко опишу несколько психологических приёмов, применяя которые, не профессионал сможет помочь себе и близкому страдающему человеку.
Физическая боль – реакция и функция организма, страдание – состояние и деятельность личности, т.е. страдание включает в себя кроме физической боли ещё элемент отношения к ней. Психологические методы влияют не на физическую боль, это вотчина медиков, а на переживание страдания.
Что делать? Первый приём: индикация боли. Попросите человека показать насколько ему больно. Например, рукой ниже-выше; можно попросить открывать глаза тем шире чем больше боль и чем она ниже, тем более глаза закрываются; голосом – тем громче чем больнее; дыханием – чем больнее, тем медленнее и длительнее вздох и выдох и наоборот (такое дыхание само по себе физиологически снижает тревогу); можно предложить закатывать глаза (данный приём быстро вызовет усталость мышц и человек может заснуть).
Индикация боли – это наблюдение за ней, такое наблюдение повышает уровень контроля человека над собою, что само по себе успокаивает. Человек как бы берёт на себя ответственность за боль. Индикация меняет внутренний статус боли, вместо ментора, она становится объектом наблюдения. Чем выше уровень наблюдения за болью, тем меньше уровень переживания боли. Субъект, который измеряет, оценивает и показывает, отличается от того, который терпит и мучается.
Исследовательская позиция прибавляет человеку достоинства, мужества и спокойствия, а все это прекрасные лекарства от малодушия и тревоги, которые любят паразитировать на боли и, будучи неприятны сами по себе, создают ещё для исходной боли эффект увеличительного стекла.
Обычно человек отвергает боль, пытается её не чувствовать, как бы бежит от неё, превращаясь тем самым в жертву, а боль превращается в преследователя. Поскольку в этой погоне боль неизбежно настигает его, то кроме неё он вынужден испытывать чувство страха и чувство обречённости. Стоит же ему развернуться к боли лицом, страх и обречённость начинают рассеиваться.
Индикация боли так же приводит к раздвоению внимания человека, ведь параллельно идёт общение с другим человеком, соответственно, устраняет опасность полной поглощённости болью. Эффект основан на том, что боль перестаёт быть единственным содержанием поля сознания.
При индикации боли она становится определённой и обозримой – это объект с вполне очерченными границами в пространстве и во времени. Если человек обнаруживает источник нелокализованной боли, сам этот факт успокаивает.
Очерчивание границ боли также устраняет опасность панической инфантильной тревоги, которая таится в каждом болевом ощущении и состоит в том, что боль может быть воспринята как «все и навсегда» – то, что заслоняет собой весь горизонт жизни и то, что никогда не кончится.
Всякая боль в глубине своей интимно связана с переживанием одиночества. В боли человек одинок уже по одному тому, что другой не может полностью разделить с ним само переживание боли, даже тогда, когда есть обоюдная потребность в сопереживании. Чувство одиночества в боли создаёт дополнительный компонент страдания, и потому для человека бывает столь утешительно понимать, что о его боли знают, потому сам факт участия, нахождения рядом другого человека оказывает успокаивающее и облегчающее воздействие.
Также можно рекомендовать для временного снижения остроты боли, вызывание её искусственного очага. Например, в руках, можно с силой сжимать ладони стремясь вызвать перенапряжение мышц или надеть резинку на запястье и периодически её дёргать. Подобная практика создания дополнительной боли часто бывает полезно для совладания с основной болью, поскольку появляется, с одной стороны, она вполне контролируема, а с другой – даёт достаточно сильное ощущение, способное конкурировать с исходной болью за внимание человека.
Если вам понравилась данная статья, поставьте лайк.
Если хотите больше узнать по теме, пишите…