Во время съемок фильма «Невероятные приключения итальянцев в России» всеми любимому режиссеру Эльдару Рязанову приходилось совсем не сладко.
Большое количество сложных трюков, не знающая границ экономность итальянских коллег и сцены с настоящим львом – все это порождало множество проблем. Даже сам Рязанов, еще не зная, что будет работать над этой кинолентой, однажды сказал: «Мне жаль режиссёра, который будет это снимать».
Изначально, фильм не хотели снимать, но из-за того, что итальянская кинокомпания не изъявляла большого желания вернуть «Мосфильму» внушительный долг, образовавшийся после съемок картины «Ватерлоо» Сергея Бондарчука, было принято решение снимать еще одно совместное кино.
И тут в Госкино вспомнили о том, что двумя годами ранее Эльдар Рязанов и сценарист Эмиль Брагинский придумали комедию «Спагетти по-русски», которая была отклонена из-за того, что итальянцы в ней были пройдохами и вызывали исключительно отрицательные эмоции по отношению к ним.
Продюсер фильма с итальянской стороны, Дино де Лаурентис, фирма которого задолжала деньги «Мосфильму, хотел очень много трюков, т. к. первоначальный сценарий показался ему весьма скучным. Для советских авторов это было непросто. Ведь каждый трюк тщательно прорабатывался в течение длительного времени и выполнялся вживую, да и спецэффектов практически не было.
Но, как мы можем видеть, фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» получился динамичным с большим количеством невероятно сложных сцен: посадка самолета на шоссе с множеством автомобилей, прыжок в момент разведения моста и многое другое. Когда Рязанов увидел рабочий вариант сценария, он с ужасом сказал: «Я такую ерунду снимать не буду!»
Рязанова долго пытались уговорить, тот даже просил Гайдая взяться за проект, но Леониду Иовичу пришлось отказаться из-за съемок картины «Иван Васильевич меняет профессию». В итоге Эльдар Александрович под давлением Госкино начал работу над приключенческой комедией итальянских жуликов.
Съемки проходили в очень сжатые сроки, буквально за пару месяцев был отснят практически весь материал. Работать приходилось в две смены и даже в выходные. В Европе считали, что русские актеры медлительны, но все оказалось совсем наоборот.
Из-за чрезмерной экономии и отсутствии веры итальянские коллеги искали самых недорогих актеров. Даже был случай, когда Рязанов одобрил одного из актеров, но тот оказался в тюрьме. На главную женскую роль была утверждена Антония Сантилли, которая до этого играла только в эротических фильмах для взрослых.
Костюмы и реквизиты были чрезвычайно плохого качества. Советских актеров размещали чуть ли не в самых плохих гостиницах. Да и в целом, западные коллеги выполняли свои обязанности на очень низком уровне.
Но Андрей Миронов, Евгений Евстигнеев и Ольга Аросева не унывали, а наоборот были очень рады, что смогли в течение нескольких недель пожить в Италии. Ведь в то время выехать заграницу было очень проблематично, а тут еще и проживание оплачивалось государством.
Андрей Миронов несмотря на то, что снимался всего-навсего два дня, не спешил уезжать домой и провел три замечательные недели. Его жена, Екатерина Градова, постоянно интересовалась у него, чем же он там занимается, на что актер говорил: «Глупая! Я здесь живу!»
Кроме того, Андрей Миронов старался в отличие от своих более трусливых итальянских коллег выполнять все трюки самостоятельно без помощи каскадеров. Даже в сцене, когда нужно было по десятиметровой лестнице пробраться из двигавшейся пожарной машины в едущие под лестницей жигули, Миронов не спасовал и выполнил безупречно все, что от него требовалось. Стоит отметить, что даже для опытного каскадера эта сцена весьма непростая. Также Миронов сам спускался из окна шестого этажа гостиницы «Астория».
Особенно сложной оказалась сцена с посадкой гражданского самолета на шоссе. Для этого пришлось перекрашивать взлетно-посадочную полосу на Ульяновском аэродроме. Машины по просьбе пилота, выполняющего этот опасный трюк, были исключительно легковыми. Кроме того, управляли всеми транспортными средствами настоящие летчики, которые в случае любой нештатной ситуации могли бы быстро сориентироваться и избежать столкновения автомобиля с самолетом. Все шесть дублей были выполнены безупречно.
Многие помнят сцену в самолете, когда мафиози застревает в иллюминаторе и покрывается слоем льда. Для этого эпизода итальянский мастер спецэффектов Джулио Молинари подготовил специальный панцирь из слюды с покрытием из талька и нафталина. Панцирь сверкал и переливался, от него можно было откалывать куски.
Пожалуй, единственная сцена, в которой участвовали дублеры, был эпизод с разведенным мостом. Андрею Миронову не пришлось по-настоящему прыгать с моста, но Рязанов заставил актера некоторое время повисеть на мосту на тридцатиметровой высоте. Это было весьма непросто, но все получилось очень хорошо, и вся сцена была снята буквально за одни сутки.
Больше всего проблем возникло при съемке льва по кличке Кинг, который не был дрессирован. Несмотря на все заверения хозяина он не хотел выполнять то, что от него хотели в соответствии со сценарием. Приходилось сутками ждать до тех пор, пока ленивый и неорганизованный лев соизволит выполнить то или иное действие.
Кроме того, все актеры очень боялись животное, т. к. во время одного из дублей он довольно сильно повредил спину одному из итальянских актеров. И только Андрей Миронов при работе со львом старался не подавать слабину, заражая коллег храбростью. Он же первым пошел на контакт со львом. Правда, как потом говорил Миронов, он тоже очень сильно боялся хищника.
Сам же звездный лев закончил свою карьеру весьма печально. Во время съемок его держали в спортивном зале одной из школ. Дети в это время были на каникулах, поэтому образовательные учреждения пустовали. Но однажды льва буквально на пару минут оставили без присмотра. И в этот момент его стал дразнить через окно не участвовавший в съемках парень.
Лев посчитал, что с ним так играют, поэтому он не стал долго ждать, выдавил стекло, подбежал и повалил незнакомца. Девушка парня, которая стояла недалеко от места происшествия пронзительно закричала с просьбами о помощи. Проходящий рядом сотрудник милиции Гуров не стал терять ни минуты и разрядил в животное всю обойму. Впоследствии Рязанов решил больше не снимать животных, особенно таких опасных.
В фильме большое внимание уделяется автомобильной теме. И это неспроста, т. к. в те времена вышли новые жигули «ВАЗ-2103». Эта машина в сравнении с запорожцами казалась очень красивой, мощной и престижной. А после того, как автомобиль продемонстрировали в фильме исключительно с положительных сторон, многие советские автолюбители мечтали об этих Жигулях. В картине «Невероятные приключения итальянцев в России» автомобиль легко справлялся с бездорожьем, развивал приличную скорость и показал себя очень неплохо с точки зрения управляемости.
Стоит отметить, что большое количество комплектующих для этой машины закупалось АВТОВАЗом за валюту из Европы. И в купе с качественной сборкой жигули стали чуть ли не эталоном советского автопрома, поэтому «ВАЗ-2103» смело ставили в один ряд с лучшими автомобилями зарубежного производства.
Естественно, для советско-итальянского фильма не стали жалеть новые Жигули, поэтому было разбито три машины во время съемок экшн-сцен. Все автомобильные трюки выполнялись итальянским автогонщиком Серджио Миони, который был сильно удивлен отсутствием ремней безопасности. Но когда каскадеру предложили использовать вместо ремней пожарный рукав, прикрепленный двумя болтами к кузову, у него случилась истерика. В итоге ремни прислали из Италии.
Один из самых зрелищных трюков Серджио – это перелет «жигулей» через реку. Для съемок этого фрагмента был возведен специальный трамплин на берегу Клязьмы. Каскадер выполнил этот впечатляющий трюк, пролетев около 40 метров по воздуху и приземлившись на другом берегу.
Специально для съемок советский художник-декоратор Михаил Богданов реализовал макет бензозаправки, которая получилась настолько правдоподобной, что большое количество водителей заезжали на эту АЗС, чтобы заправиться.
Фильм «Невероятные приключения итальянцев в России» был показан советскому зрителю 8 апреля 1974 года. Он не вошел в тройку лидеров годового проката, но был неплохо воспринят в стране советскими гражданами. Возможно, подавляющее большинство зрителей шло на эту картину из-за всеобъемлющей любви к именитому артисту – Андрею Миронову. Эльдар Рязанов не выделял эту работу в разряд лучших своих картин, а вот итальянский продюсер, наоборот, сильно пожалел, что не стал снимать в фильме звездных итальянских актеров.