Найти в Дзене
Окно в Италию

Флоренция: Игра в Оперу... Флорентийской камераты

Когда собирается группа безумно увлечённых людей, которые, как сейчас сказали бы в современном мире, «на одной волне», когда в их головах кипят кучи идей, то тогда в жарких спорах рождаются шедевры, которыми все мы восхищаемся и по сей день. Вот такую группу в 1573 году собрал под своим крылом в фамильном дворце самый увлечённый итальянский аристократ – Джованни Мария де Барди граф Вернио. Джованни де Барди граф Вернио (фотографий графа, к сожалению не сохранилось) был итальянским ученым, меценатом, поэтом и не только большим поклонником музыки, но и сам увлекался сочинением музыкальных произведений. После авантюрной юности, в которой он успел даже повоевать, граф вернулся во Флоренцию, где сначала писал музыку для двора великой флорентийской династии Медичи, и затем уже организовал кружок, который получил название «Флорентийская камерата» или «Камерата де Барди». В неё входили поэты, музыканты, певцы, композиторы, теоретики музыки и философы-гуманисты. Можете себе представить, какие р

Когда собирается группа безумно увлечённых людей, которые, как сейчас сказали бы в современном мире, «на одной волне», когда в их головах кипят кучи идей, то тогда в жарких спорах рождаются шедевры, которыми все мы восхищаемся и по сей день.

Антон Доменико Габбиани, Портрет музыкантов с великим герцогом Фердинандо Медичи, 1683 год,  Галерея Академии, Флоренция (фото автора)
Антон Доменико Габбиани, Портрет музыкантов с великим герцогом Фердинандо Медичи, 1683 год, Галерея Академии, Флоренция (фото автора)

Вот такую группу в 1573 году собрал под своим крылом в фамильном дворце самый увлечённый итальянский аристократ – Джованни Мария де Барди граф Вернио.

Джованни де Барди граф Вернио (фотографий графа, к сожалению не сохранилось) был итальянским ученым, меценатом, поэтом и не только большим поклонником музыки, но и сам увлекался сочинением музыкальных произведений. После авантюрной юности, в которой он успел даже повоевать, граф вернулся во Флоренцию, где сначала писал музыку для двора великой флорентийской династии Медичи, и затем уже организовал кружок, который получил название «Флорентийская камерата» или «Камерата де Барди». В неё входили поэты, музыканты, певцы, композиторы, теоретики музыки и философы-гуманисты. Можете себе представить, какие разговоры-споры там велись?

Кстати, именно Джованни де Барди в 1580 году написал подробные правила игры флорентийского исторического кальчо (calcio storico fiorentino), которые с тех пор практически не изменились.

Кружок называл себя Академией, которая занималась всеми видами искусства, но больше других, конечно, музыкой.

И Академия поставила себе задачу возродить древнегреческие постановки в современной итальянской музыке.

Споры велись жаркие, а самым горячим спорщиком был Винченцо Галилеи, большой друг Джованни де Барди и отец знаменитого учёного Галилео Галилея. Он даже попробовал написать произведение в этом жанре, взяв отрывок из «Божественной комедии» Данте и положив его на музыку.

Винченцо Галилеи (1520-1591), член и активный участник Флорентийской камераты
Винченцо Галилеи (1520-1591), член и активный участник Флорентийской камераты

Результатом творчества камераты стала первая в истории опера «Дафна» композитора Якопо Пери на либретто Оттавио Ринуччини, поставленная в начале 1598 года, но, к сожалению, не сохранившаяся. А уже в 1600 году Якопо Пери, снова совместно с Ринуччини, написал вторую оперу – «Эвридика». И впервые она была исполнена в Палаццо Питти во время бракосочетания французского короля Генриха IV c Марией Медичи. Певцам аккомпанировал ансамбль из четырех музыкантов. Эта опера имела огромный успех.

Простые флорентийцы, не имевшие доступа в Палаццо Питти, стояли и слушали представление на улице под открытыми окнами, но это не помешало им по достоинству оценить новый жанр, хотя по исполнению эта опера больше напоминала церковные псалмы и её нельзя было назвать особенно весёлой.

Однако слава этой оперы вышла далеко за пределы Флоренции и она первая, дошедшая до нас.

Затем, когда в 1592 году папа Климент VIII призвал Джованни де Барди в Рим для службы в папской гвардии, Флорентийская камерата собиралась уже в поместье графа Якопо Корси, продолжая творить новые шедевры.

Якопо Корси (1561-1602), флорентийский композитор-любитель, дворянин, покровитель искусств, принимал активное участие  в создании оперы как нового музыкального жанра
Якопо Корси (1561-1602), флорентийский композитор-любитель, дворянин, покровитель искусств, принимал активное участие в создании оперы как нового музыкального жанра

Флоренция — это город, в котором родилась современная музыка. Для флорентийцев музыка была, есть и всегда будет очень важным искусством. И если самая первая опера была написана и представлена во Флоренции, то в дальнейшем надо было уже подумать о том, чтобы представить новый музыкальный жанр для более широкой публики. Поэтому, примерно лет через 70 после после его рождения, во Флоренции появляется первый в мире оперный театр, на который стали равняться в будущем все оперные сцены…

...но это уже другая история.

Откройте для себя Окно в Италию !

А начало здесь, если пропустили: