Найти тему
Жизнь в движении

Як-42: Последний прототип, который к месту вечной стоянки пилотировала дважды Герой Советского Союза - космонавт Савицкая

Учебный аэродром Самарского Университета (бывшего Куйбышевского Авиационного Института) удивительное место. Из 24 воздушных судов, покоящихся здесь на вечной стоянке, три были доставлены сюда Героями Советского Союза и России.

Як-42 СССР-42309
Як-42 СССР-42309

Про один из них - Ту-154М, который пилотировал Герой России Рубен Есаян, я уже рассказывал в предыдущем репортаже

Второй - это Ту-144, который в 1987 году пилотировал Герой Советского Союза Василий Петрович Борисов я еще не рассказывал, но и самолет приземлился на соседний аэродром Безымянка.

Кабина Як-42 СССР-42309
Кабина Як-42 СССР-42309

Третий борт - это последний предсерийный прототип среднемагистрального трёхдвигательного пассажирского лайнера Як-42 с бортовым номером СССР-42309

Но это не подумайте, что это "кладбище" советской авиации как в Монино и не музей гражданской авиации как в Ульяновске.

Отнюдь, нет. Самолеты на этом аэродроме продолжают приносить пользу гражданской авиации даже не поднимаясь в воздух. Это одна из учебных площадок Самарского Университета, где проходит занятия кафедры "Эксплуатации авиационной техники". Студенты первых - третьих курсов досконально изучают техническое устройство "старичков" Ан-2, Ми-8Т, Як-42, Ту-154Б2 и Ту-154М.

Во время нашего визита сюда, начальник аэродрома Дмитрий Щербо любезно показал нам самые интересные самолеты в своем хозяйстве, а самым первым мы осмотрели тот самый последний предсерийный Як-42.

Самолет как и остальные суда прилетел в Смышляевку как говорят "на хранение" в далеком 1982 году.

-5

С 1976 года было всего было выпущено 5 предсерийных прототипов Як-42 с номерами СССР-1974, 01002, СССР-42303, СССР-42302 и СССР-42309.

До наших дней сохранилось только три предсерийных самолета - в Киеве, Монино и Самаре. Но этот прототип почти ничем не отличается от серийных машин.

Салон Як-42 СССР-42309
Салон Як-42 СССР-42309

Но самое интересное, что этот Як-42 как говорят разные источники, к месту вечной стоянки в Самаре пилотировала летчик-испытатель и будущая дважды Герой Советского Союза, первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос - Светлана Савицкая.

Салон Як-42 СССР-42309
Салон Як-42 СССР-42309

Как получилось, что Светлана Савицкая оказалась за штурвалом Як-42? Никакого секрета нет ведь с 1978 по 1981 год она работала лётчиком-испытателем в КБ Яковлева и занималась финальными испытаниями и доводкой Як-42 перед тем, как самолёт пошёл в серию.

Салон Як-42 СССР-42309
Салон Як-42 СССР-42309

Самолет приземлился на аэродроме Смышляевка на полосу 1200 метров самостоятельно и затем был отбуксирован на площадку учебного аэродрома. В кабине за 30 лет ничего не изменилось, впрочем, и в салоне тоже.

Салон Як-42 СССР-42309
Салон Як-42 СССР-42309

В конце салона стоят несколько рядов пассажирских кресел, часть свободного места занимают шкафы с различной измерительной аппаратурой и ленточными самописцами. В некоторых из них даже осталась бумага.

-10

Обратите внимание, что надписи продублированы на английском языке. Один из прототипов принимал участие в Ле-Бурже в 1977 году.

Кабина пилотов полностью комплектная и как говорят, что при подключении внешнего источника питания самолет оживает. Где еще можно прикоснуться к настоящей легенде, потрогать штурвал, РУДы, тумблеры и примерить на себе кресло КВС и второго пилота.

-11