Учебный аэродром Самарского Университета (бывшего Куйбышевского Авиационного Института) удивительное место. Из 24 воздушных судов, покоящихся здесь на вечной стоянке, три были доставлены сюда Героями Советского Союза и России.
Про один из них - Ту-154М, который пилотировал Герой России Рубен Есаян, я уже рассказывал в предыдущем репортаже
Второй - это Ту-144, который в 1987 году пилотировал Герой Советского Союза Василий Петрович Борисов я еще не рассказывал, но и самолет приземлился на соседний аэродром Безымянка.
Третий борт - это последний предсерийный прототип среднемагистрального трёхдвигательного пассажирского лайнера Як-42 с бортовым номером СССР-42309
Но это не подумайте, что это "кладбище" советской авиации как в Монино и не музей гражданской авиации как в Ульяновске.
Отнюдь, нет. Самолеты на этом аэродроме продолжают приносить пользу гражданской авиации даже не поднимаясь в воздух. Это одна из учебных площадок Самарского Университета, где проходит занятия кафедры "Эксплуатации авиационной техники". Студенты первых - третьих курсов досконально изучают техническое устройство "старичков" Ан-2, Ми-8Т, Як-42, Ту-154Б2 и Ту-154М.
Во время нашего визита сюда, начальник аэродрома Дмитрий Щербо любезно показал нам самые интересные самолеты в своем хозяйстве, а самым первым мы осмотрели тот самый последний предсерийный Як-42.
Самолет как и остальные суда прилетел в Смышляевку как говорят "на хранение" в далеком 1982 году.
С 1976 года было всего было выпущено 5 предсерийных прототипов Як-42 с номерами СССР-1974, 01002, СССР-42303, СССР-42302 и СССР-42309.
До наших дней сохранилось только три предсерийных самолета - в Киеве, Монино и Самаре. Но этот прототип почти ничем не отличается от серийных машин.
Но самое интересное, что этот Як-42 как говорят разные источники, к месту вечной стоянки в Самаре пилотировала летчик-испытатель и будущая дважды Герой Советского Союза, первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос - Светлана Савицкая.
Как получилось, что Светлана Савицкая оказалась за штурвалом Як-42? Никакого секрета нет ведь с 1978 по 1981 год она работала лётчиком-испытателем в КБ Яковлева и занималась финальными испытаниями и доводкой Як-42 перед тем, как самолёт пошёл в серию.
Самолет приземлился на аэродроме Смышляевка на полосу 1200 метров самостоятельно и затем был отбуксирован на площадку учебного аэродрома. В кабине за 30 лет ничего не изменилось, впрочем, и в салоне тоже.
В конце салона стоят несколько рядов пассажирских кресел, часть свободного места занимают шкафы с различной измерительной аппаратурой и ленточными самописцами. В некоторых из них даже осталась бумага.
Обратите внимание, что надписи продублированы на английском языке. Один из прототипов принимал участие в Ле-Бурже в 1977 году.
Кабина пилотов полностью комплектная и как говорят, что при подключении внешнего источника питания самолет оживает. Где еще можно прикоснуться к настоящей легенде, потрогать штурвал, РУДы, тумблеры и примерить на себе кресло КВС и второго пилота.