Найти в Дзене
Антон Луцкий

УРОК 3: Усилие, напряжение

Медитация — это активность. В прошлом уроке мы говорили о тренировке воли и внимания, а тренировка происходит через усилие.

Есть и пассивные формы медитации, которые тоже очень классные, мы о них поговорим во второй части курса. Возможно, кому-то они подойдут даже больше. А сейчас давайте про актив.

Во время медитации наше внимание работает, есть ощущение собранности, а воля совершает усилия, чтобы управлять вниманием. Нервная система в тонусе.

Но поскольку это напряжение направленное и точечное, все незадействованные части психики и тела расслабляются. Получается интересный эффект: ясность в голове на фоне общей расслабленности.

Русский физиолог Иван Павлов экспериментально доказал, что одна часть организма расслабляется лучше всего тогда, когда работает другая часть. Этим принципом мы и пользуемся.

Но есть одна сложность.

Из прошлого урока вы помните, что доминирующее внимание у нас до сих пор автоматическое. Оно “приклеивается” к органам чувств или мышлению и когда нам говорят “обрати внимание”, мы смотрим в эту сторону, прислушиваемся или мысленно обращаемся к конкретному образу.

Давайте сейчас сделаем простое упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ 1

Посмотрите наверх не поднимая головы, и в таком их положении закройте глаза. Делайте комфортно, без напряга. Глаза закрыты и смотрят наверх под закрытыми веками.

Сохраняя их неподвижно, обратите внимание на пальцы левой ноги, можете даже пошевелить ими. Минуту наблюдайте вниманием за пальцами ноги. Как реагируют глаза? Хотят поменять положение? Попробуйте сейчас, а потом продолжите чтение.

Обычно глаза начинают двигаться за вниманием, хотя это абсолютно бессмысленно, они же закрыты! Привычка, что поделать.

Около 90% всей информации о мире мы получаем через зрение, зрение напрямую связано с логическим умом, а логический ум напряженный и контролирующий.

Когда внимание еще мало натренировано, оно управляется за счет зрения и сознательного контроля. Внимания, как отдельного “органа”, которым можно двигать и распоряжаться независимо от других органов еще практически нет.

Тут всё индивидуально и у двух людей, которые в первый раз пробуют медитацию может быть разная степень независимости внимания.

Независимость внимания повышается с практикой и с помощью упражнений.

Проблема этой “склеенности” в том, что ум, который должен расслабляться в медитации, наоборот напрягается.

Если вы чувствуете, что в медитации или сразу после нее у вас усиливается напряжение, раздражение, тревога, суетливость, дискомфорт — скорее всего, вы управляете вниманием через ментальное напряжение.

В медитации нужно усилие, но не напряжение.

Усилие — это локальная активность.

Давайте её сейчас потренируем.

УПРАЖНЕНИЕ 2

1. Положите перед собой какой-нибудь предмет.

Смотря на этот предмет, подумайте о том, что сейчас вы его поднимите рукой.
Можете почувствовать активность в мышцах руки, хотя она пока ничего не делает.
Медленно возьмите этот предмет и поднимите его. Держите навесу.
Почувствуйте, какие мышцы и части тела в этом участвуют.

Что находится в тонусе, а что расслабленно?
Можете несколько раз ставить и поднимать, наблюдая как меняются ощущения в руке при переходе от расслабления к усилию.

2. А теперь поставьте предмет и сильно на нем сфокусируйтесь.

Можете напрячь мышцы лица, головы, шеи и воротниковой области. Напрягите мышцы руки. Всё напряжено в сторону этого предмета. Сделайте это специально, искусственно. В таком напряжении поднимите предмет.

Продолжая удерживать его навесу, начинайте расслаблять то, что может не участвовать в этом действии.
Расслабьте лицо, шею, уберите лишние напряжение из руки.
Можете найти такое минимальное усилие, когда предмет почти выскальзывает из руки, но еще держится.

Держите предмет и закройте глаза, расслабив еще и их.

Теперь только внимание на ощущениях руки, которые держат предмет.
С закрытыми глазами плавно поставьте предмет и комфортно положите руку в удобное положение.

Наблюдайте за ощущениями расслабления. Если замечаете напряжение, расслабляйте его.

Это упражнение направленно на то, чтобы вы увидели, что любое усилие может подключать дополнительное напряжение, которое совершенно не нужно в этой ситуации.

Каждое действие требует определенных усилий и не более.

Если смотреть тоньше, можно заметить так же напряжение от того, что вы не знаете правильно делаете это упражнение или нет, напряжение от того, что нужно читать текст упражнения и одновременно его делать. Напряжение может быть от установки “отличника”, когда вы хотите всё сделать идеально.

Многие напряжения появляются автоматически, не преследуя никакой цели. Просто привычка.

Сознательно мы можем освобождать свои действия от лишних напряжений, если их замечаем. Это не только сделает усилие более легким и приятным, но и высвободит большое количество энергии.

Со временем такая практика может привести к тому, что вы заметите свои фоновые напряжения по жизни и сможете их расслабить.

Когда вы практикуете медитацию, наблюдайте за уровнем напряжения.
Бывают кратковременные неудобства, которые могут вызывать напряжения, они проходят, если вы продолжаете практику.
Но если напряжение не уходит или продолжает расти и усиливается дискомфорт, это сигнал что-то поменять или завершить практику.

Если в один день было сильное напряжение, на следующий вам может не хотеться медитировать. Это нормально, отдохните пару дней.

СОПРОТИВЛЕНИЯ

Во время медитаций и практик со стороны психики могут появляться разные сопротивления.

Помните вот что: эти напряжения — лишь части вашей целостности.

Из-за того, что они громко возмущаются, мы с ними можем соглашаться и приписывать излишнюю важность, говоря “это не мое", "мне это не нужно", "нет отклика” и тд. Внутренние сопротивления всегда исходят из части. Потому что когда есть цельность, нет противоречий.

Парадоксальным, но распространенным является противоречие, когда человек практикует медитацию и в то же время не хочет погружаться в медитацию.

Это сопротивление со стороны ментального контроля. В медитации он пропадает, сознание будто "проваливается" куда-то. Возможно у многих в практике было чувство, что куда-то засасывает или падаешь или проваливаешься. Страшно? Страшно. А кто боится? Вот это уже хороший вопрос. Боится какая-то часть целого.

Это страх потерять контроль. Если у вас появляется такое ощущение, спросите себя "доверяю я своему бессознательному?" — потому что в него вы и проваливаетесь — если нет и вы не готовы начать доверять и отпустить страх, то зачем вам медитации?

Ваше ощущения спокойствия и комфорта от медитации лежит через мостик, по которому недоверию себе и ментальному контролю ходить нельзя. Так что вы или расстаетесь с ними или с медитацией.

Еще одним видом сопротивления является скука.

Это тоже механизм защиты. “Мне не тяжело, а просто скучно” — якобы это более веское оправдание.

Скука — хороший показатель того, что ум сопротивляется. Если это заметить, можно обойти такое сопротивление и довольно глубоко попасть в практику

Скука — привычка мозга быстро выхватывать определенную информацию и считать, что он всё тут понял. В любом кусочке пространства информация бесконечна и за ней можно наблюдать бесконечно.

Так что относитесь к своей скуке как к привычке ума поскорее сбежать.

Если вы преодолеваете скуку, появляется непосредственное восприятие реальности.

Давайте сделаем еще одно упражнение

УПРАЖНЕНИЕ 3

Возьмите любой предмет и положите пред собой так, чтобы на него было удобно смотреть — то есть не слишком близко, далеко, высоко и низко.

Сядьте удобно, поставьте таймер телефона на 4 минуты и начните наблюдать этот предмет. 4 минуты просто будьте внимательны к предмету.

Когда заметите напряжение, отпускайте его, когда заметите, что стало скучно и надоело, игнорируйте эти импульсы, продолжая наблюдать предмет.

Если убегаете в мысли и размышления, возвращайтесь в предмет.

Если у вас появляются картинки и образы, можете за ними понаблюдать, не блокируя их, а потом снова возвращайтесь в наблюдение за предметом.

Когда прозвонит будильник, выключите его.

Затем снова верните внимание на предмет и в течение минуты, наблюдая за ним, "нащупайте" его скрытое имя.

То есть то, как этот предмет звучит для вас. Это может быть адекватное слово или набор букв или звуков, это не важно.

Просто чувствуйте соответствие своим ощущениям и предмету.

Возможно, вы поймете, что слово “стул” на ваш взгляд, совсем не подходит стулу. Или заметите что-то другое, я не знаю. Поиграйте с этим.


В ЭТОМ УРОКЕ ВЫ УЗНАЛИ:

— Внимание может быть склеено со зрением и ментальным контролем, это добавляет напряжения в практику
— Прилагая усилие, отпускайте лишне напряжение
— Если напряжение продолжает нарастать, прекращайте медитацию.
— Внутренние сопротивления
всегда исходят от части, целое не может сопротивляться самому себе.
— Скука — один из способов ментального сопротивления. Её можно игнорировать и идти дальше.
— Сопротивление может быть от того, что одной частью себя вы хотите погрузиться в медитацию, а другой не хотите
— Если долго смотреть на предмет не отвлекаясь, он начинает показывать больше, чем мы привыкли видеть

МЕДИТАЦИЯ ЭТОГО УРОКА ДЕКОНЦЕНТРАЦИЯ

Считается, что в медитации мы на чем-то концентрируемся.
Отчасти это правда, когда мы делаем практику на дыхание или на ощущения тела или чакры, мы концентрируемся на них.

Однако, есть еще абстрактные позиции внимания и на них просто так не сконцентрируешься.

Одной из базовых абстрактных позиций внимания является пространство.
Чтобы на нем сконцентироваться, нужно зайти с особой стороны: с ДЕ концентрации.

Все появляется в пространстве, всё существует в пространстве и все растворяется в нем. Это базовый элемент мира.

Когда вы медитируете на пространство, вы соприкасаетесь с самой природой ума, с его изначальным состоянием. С состоянием, в котором рождается все остальное.

Главной практикой развития пространства на востоке является Дзогчен.
Это практика чистого присутствия, практика мудрости пустоты.

Овладев восприятием пространства, вы можете перейти к любой другой медитации уже в другом, более чистом качестве.

Мы начнем постепенно, чтобы вы смогли почувствовать как переключаться с конкретного на абстрактное.

Давайте преходить к практике!