Неважно, партнёр это, ребёнок, родитель или друг — конфликты могут возникнуть с любым человеком из вашего окружения, именно поэтому разрешение конфликтов — один из самых полезных навыков.
Конфликты необязательно предвещают ухудшение отношений или неизбежный конец дружбы. К ним можно относится, как к возможности измениться к лучшему.
Для этого важно изучить методы разрешения конфликтов и понять их психологическую природу.
Характер конфликта
Разногласие между двумя сторонами, которое мы называем конфликтом, несёт в себе очень коварную природу.
Неразрешенный конфликт имеет тенденцию к эскалации (обострению). Он также может превратиться в спираль или цикл конфликта, то есть повторяющиеся атакующие и защитные действия, которые подгоняют друг друга, а также продлевают и обостряют конфликт.
Типы конфликтов
Одним из психологических способов классификации конфликтов является так называемое колесо Мура, в котором выделяют пять основных типов конфликтов (обусловленных их источником).
- Конфликт отношений. Негативное отношение к другому человеку может быть следствием, например, предыдущих контактов или стереотипов. Часто бывает трудно точно определить причину этого типа конфликта.
- Конфликт данных. Причиной может быть отсутствие доступа к полной информации, ложная или иначе интерпретированная информация.
- Конфликт интересов. В этом случае одна сторона конфликта хочет удовлетворить свои потребности за счёт другой. Такой конфликт часто возникает между людьми, которые в некотором роде зависят друг от друга.
- Структурный конфликт. Вытекает из ситуации, в которой оказались участники конфликта, — из разделения ролей, иерархии и т. д.
- Конфликт ценностей. Обусловленный различными системами ценностей и моральными нормами, исповедуемыми участниками конфликта.
Пять стилей поведения в конфликте
В зависимости от того, до какой степени мы склонны максимизировать свои и чужие интересы, исследователи Маунтон и Блейк выделяют пять стилей поведения в конфликтной ситуации.
Интересно, что, то, как мы подходим к конфликту, может повлиять на все наши отношения. В исследовании Готтман и Карера пытались предсказать, какие пары разведутся в будущем, основываясь на том, как они справлялись и разрешали конфликты.
Результаты? Пары, которые постоянно критикуют характер своего партнёра или замыкаются в себе во время ссоры, вместо того, чтобы активно, а главное с уважением к партнёру работать над конфликтом, должны быть осторожны, потому что у них больше шансов расстаться.
- Соперничество. Это ситуация, в которой мы больше всего заботимся о защите собственных интересов, и в то же время мы не очень заинтересованы в том, чтобы заботиться об интересах другой стороны.
В таком стиле поведения человек не видит возможности совмещения обеих позиций. Если одна сторона выигрывает, другая сторона проигрывает. - Сотрудничество. С помощью этого стиля поведения стороны стараются добиться беспроигрышной ситуации, т.е. максимального удовлетворения обеих сторон конфликта.
- Избегание. Этот метод подразумевает уход от конфликта. Это может принимать форму постоянной прокрастинации, отрицания или предоставления решения судьбе. Нет ни желания победить, ни заботы об интересах другой стороны.
- Адаптация. Этот метод заключается в том, чтобы просто пожертвовать своими интересами в пользу партнёра и приспособиться к его потребностям.
Обычно это происходит, когда отношения или благо другого человека для нас важнее личных интересов. Иногда его также используют как метод увеличения шансов на победу в будущем по принципу «проиграть битву, чтобы выиграть войну». - Компромисс. Последний метод часто называют идеальным решением. Вопреки видимости это не одно и то же, что и сотрудничество. В данном случае мы стремимся не к максимальному удовлетворению обеих сторон, а к частичным уступкам. Подобный метод позволяет разрешить конфликт и чувство справедливости (потому что обе стороны должны от чего-то отказаться).
Ключевые навыки разрешения конфликтов
Чтобы быть хорошим партнером в обсуждении разрешения конфликтов, вам нужно работать над некоторыми ключевыми навыками.
- Активное слушание подразумевает полное сосредоточения внимания на том, что хочет донести до вас другая сторона. Такой подход помогает избавиться от недопонимания, связанного с вашими аргументами.
- Эмоциональный интеллект — способность распознавать и понимать свои эмоции, а также эмоции других людей. Если вы можете эффективно интерпретировать эмоции своего оппонента, вам будет легче общаться с ним, не провоцируя его.
- Терпение. Конфликты редко удаётся решить за короткое время. Если вы хотите разрешить конфликт, помните, что проблема, скорее всего, исчезнет сразу, даже если решение очевидно.
- Положительный настрой. Конфликты полны подводных камней, и вы должны быть готовы их найти и преодолеть. Вместо концентрации на отрицательных эмоциях, желании «победить» — лучше думать о будущем и о том, что конфликт — это возможность изменить и очистить атмосферу.
- Общение. Установление открытой линии связи между двумя сторонами — лучший способ укрепить здоровые отношения.
Важно не впадать в крайности — ни покорный подход (ставящий чужие цели выше своих), ни агрессивный подход (подразумевающий нападение на другую сторону и ставящий свои интересы превыше всего) не являются способом достижения соглашения.