Найти тему
Центр Развития Мозга

ВИДЫ СДВГ

Международная психиатрическая классификация (DSM)описывает 3 вида СДВГ:

1. Смешанный – это сочетание дефицита внимания и гиперактивности. Такой вариант чаще всего распространен и в основном у мальчиков с определенным фенотипом - светлыми волосами и голубыми глазами. В Международном консенсусом заявлении Всемирной Федерации СДВГ: 208 доказательных выводов о расстройстве, похожее заболевание описывается врачами с 1775 года и чаще всего встречается у мужчин: у 5,9% детей и 2,5% взрослых.

2. Невнимательный чаще всего встречается у девочек, преобладает нарушение внимания. Ребенок «витает в облаках», уходит в свой мир, фантазер.

3. Гиперактивный – проявляется в сверх гиперактивности, самый редкий вид.

Пример сверх гиперактивного ребёнка:

Много лет назад, когда я работала в поликлинике ко мне на прием пришла целая семья: мама, две бабушки и дедушка с мальчиком примерно 5 лет.

Стоял жаркий летний день, окно было приоткрыто, и придерживал его маленький аквариум с рыбками, но достаточно тяжелый.

Дверь в кабинет открылась сильным ударом и воздушной волной вышибло окно, аквариум начал падать, и я вскочила, чтобы его поймать и поставить на тумбочку. Мне это удалось с трудом, когда я закрыла окно, обнаружила в кабинете семью, которая каждую секунду хватала мальчика и пыталась удержать его хоть на минутку.

Ребенок ни на секунду не останавливался, его снимали раз десять со шкафа, с разной мебели, убирали от окна. Было такое чувство, что в кабинет "залетело торнадо". Пока мы общались с мамой, остальные взрослые организовали кольцо, и ребенок начал бегать по кругу внутри него. Бег продолжался примерно 15 минут. После этого мальчик стал успокаиваться, обмяк и сел. Передышка длилась недолго, через 5 минут он вскочил и опять начал бегать по кругу, пока дедушка его не взял на руки и удерживал до конца приема.

Такое поведение, прежде всего, связано с нарушением работы центральной нервной системой (ЦНС), а это в свою очередь привело к задержке психического развития, задержке речи, у него были нарушены почти всех высшие психические функции.

Мальчика невозможно было протестировать, он не мог отвечать на вопросы, не говоря уже про то, чтобы выполнять задания.

В таких случаях, в первую очередь требуется лекарственная помощь ребенку, чтобы снять сильное возбуждение с ЦНС. После этого необходима длительная комплексная работа невролога, психиатра, психолога, педагога и родителей. Только в этом случае можно постараться скорректировать ребенка, снизить гиперактивность, улучшить внимание и обучаемость.

В моей практике был один такой яркий пример гиперактивности. В большинстве случаев СДВГ не так ярко выражено, затрагивает не все высшие психические функции и поддается корректировке.

Симптомы СДВГ появляются достаточно рано, еще в младенчестве дети имеют повышенный мышечный тонус, страдают неоднократными и не мотивированными приступами рвоты, плохо засыпают и многократно просыпаются, легко возбуждаются, обладают повышенной чувствительностью к любым внешним раздражителям.

Позднее появляются и другие нарушения в деятельности центральной нервной системой (ЦНС): задержки моторного развития, задержка развития речи, дизартрия, алалия, дислалия, всевозможные нарушения высших психических функций, расстройства эмоциональной сферы и поведения.

Часто на эти проявления заболевания еще накладывается педагогическая запущенность, так как дети с СДВГ плохо обучаются. В группе в садике или в классе в школе много детей, которые для ребенка с СДВГ являются источником сильного раздражения и возбуждения.

Такие дети являются инициаторами и участниками драк, скандалов и постоянных разборок, так как очень импульсивны.

Первый пик СДВГ проявляется в 5–7 лет, второй пик приходится на пубертат в 11–14 лет и связан с подростковым гормональным всплеском.

По критериям DSM C 1994 г. СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка ряда признаков в течение полугода:

невнимательность (не удерживает внимание, не сосредотачивается даже на не произвольной деятельности, постоянно отвлекается),

гиперактивность (носит не продуктивный характер с элементами застревания на монотонных действиях, например бегает по кругу),

импульсивность (проявляется в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием эмоций и внешних обстоятельств, действовать поспешно, торопливо, не задумываясь о результатах).

Эти признаки должны проявляться постоянно и везде: дома, в детском саду, поликлинике, школе, на улице.

Жалобы на поведение ребенка начинают появляться в детском саду от воспитателей. Как только родители услышали о гиперактивности (ребенок не слушает, бегает, кричит, не может играть с детьми, обижает их и прочее), первым шагом к постановке правильного диагноза это обращение к психологу в детском саду или школы, для полного психологического тестирования, и к логопеду если есть проблемы с речью.

Если психолог так же подтвердил подозрения, то следующий шаг это направление к неврологу, он назначает исследования:

ЭЭГ ночной и дневной мониторинг, с нагрузкой и без,

УЗДГ сосудов головы и шеи,

РЭГ.

Далее с результатами исследований и заключением невролога, характеристикой из детского сада или школы и результатами тестирования психолога и логопеда, обратиться к психиатру.

Диагноз СДВГ ставит именно врач психиатр.

Заключительный шаг — это психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) для выбора правильной траектории оказания комплексного психолого-педагогического сопровождения вашего ребенка. Коррекция СДВГ займет много времени, но даст хорошие результаты.

Люди с таким диагнозом, если им не начали помогать в детстве, подвержены высокому риску низкого качества жизни, наркомании, алкогольной зависимости, случайных травм, низкой успеваемости, безработицы, игромании, подростковой беременности, антисоциального поведения, самоубийств и преждевременной смерти.

Именно поэтому, важна ранняя постановка диагноза и комплексный подход к оказанию своевременной помощи ребенку. Важна длительная коррекция с подключением врачей, педагогов, логопедов, психологов, по мере развития и становления ЦНС.

Чем раньше вашему ребенку будет поставлен правильный диагноз, тем лучше будет результат в коррекции жизненного пути вашего ребенка.

В следующей статье мы рассмотрим способы коррекции СДВГ.

Предыдущая статья по теме:

Причины возникновения СДВГ - приобретенная причина, социальные факторы.

Задавайте вопросы в комментариях.

Автор статьи:

Сережина Наталья Николаевна, нейропсихолог

https://spb.neurotrainings.ru/