Международная психиатрическая классификация (DSM)описывает 3 вида СДВГ:
1. Смешанный – это сочетание дефицита внимания и гиперактивности. Такой вариант чаще всего распространен и в основном у мальчиков с определенным фенотипом - светлыми волосами и голубыми глазами. В Международном консенсусом заявлении Всемирной Федерации СДВГ: 208 доказательных выводов о расстройстве, похожее заболевание описывается врачами с 1775 года и чаще всего встречается у мужчин: у 5,9% детей и 2,5% взрослых.
2. Невнимательный – чаще всего встречается у девочек, преобладает нарушение внимания. Ребенок «витает в облаках», уходит в свой мир, фантазер.
3. Гиперактивный – проявляется в сверх гиперактивности, самый редкий вид.
Пример сверх гиперактивного ребёнка:
Много лет назад, когда я работала в поликлинике ко мне на прием пришла целая семья: мама, две бабушки и дедушка с мальчиком примерно 5 лет.
Стоял жаркий летний день, окно было приоткрыто, и придерживал его маленький аквариум с рыбками, но достаточно тяжелый.
Дверь в кабинет открылась сильным ударом и воздушной волной вышибло окно, аквариум начал падать, и я вскочила, чтобы его поймать и поставить на тумбочку. Мне это удалось с трудом, когда я закрыла окно, обнаружила в кабинете семью, которая каждую секунду хватала мальчика и пыталась удержать его хоть на минутку.
Ребенок ни на секунду не останавливался, его снимали раз десять со шкафа, с разной мебели, убирали от окна. Было такое чувство, что в кабинет "залетело торнадо". Пока мы общались с мамой, остальные взрослые организовали кольцо, и ребенок начал бегать по кругу внутри него. Бег продолжался примерно 15 минут. После этого мальчик стал успокаиваться, обмяк и сел. Передышка длилась недолго, через 5 минут он вскочил и опять начал бегать по кругу, пока дедушка его не взял на руки и удерживал до конца приема.
Такое поведение, прежде всего, связано с нарушением работы центральной нервной системой (ЦНС), а это в свою очередь привело к задержке психического развития, задержке речи, у него были нарушены почти всех высшие психические функции.
Мальчика невозможно было протестировать, он не мог отвечать на вопросы, не говоря уже про то, чтобы выполнять задания.
В таких случаях, в первую очередь требуется лекарственная помощь ребенку, чтобы снять сильное возбуждение с ЦНС. После этого необходима длительная комплексная работа невролога, психиатра, психолога, педагога и родителей. Только в этом случае можно постараться скорректировать ребенка, снизить гиперактивность, улучшить внимание и обучаемость.
В моей практике был один такой яркий пример гиперактивности. В большинстве случаев СДВГ не так ярко выражено, затрагивает не все высшие психические функции и поддается корректировке.
Симптомы СДВГ появляются достаточно рано, еще в младенчестве дети имеют повышенный мышечный тонус, страдают неоднократными и не мотивированными приступами рвоты, плохо засыпают и многократно просыпаются, легко возбуждаются, обладают повышенной чувствительностью к любым внешним раздражителям.
Позднее появляются и другие нарушения в деятельности центральной нервной системой (ЦНС): задержки моторного развития, задержка развития речи, дизартрия, алалия, дислалия, всевозможные нарушения высших психических функций, расстройства эмоциональной сферы и поведения.
Часто на эти проявления заболевания еще накладывается педагогическая запущенность, так как дети с СДВГ плохо обучаются. В группе в садике или в классе в школе много детей, которые для ребенка с СДВГ являются источником сильного раздражения и возбуждения.
Такие дети являются инициаторами и участниками драк, скандалов и постоянных разборок, так как очень импульсивны.
Первый пик СДВГ проявляется в 5–7 лет, второй пик приходится на пубертат в 11–14 лет и связан с подростковым гормональным всплеском.
По критериям DSM C 1994 г. СДВГ может быть признан при сохранении у ребенка ряда признаков в течение полугода:
невнимательность (не удерживает внимание, не сосредотачивается даже на не произвольной деятельности, постоянно отвлекается),
гиперактивность (носит не продуктивный характер с элементами застревания на монотонных действиях, например бегает по кругу),
импульсивность (проявляется в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием эмоций и внешних обстоятельств, действовать поспешно, торопливо, не задумываясь о результатах).
Эти признаки должны проявляться постоянно и везде: дома, в детском саду, поликлинике, школе, на улице.
Жалобы на поведение ребенка начинают появляться в детском саду от воспитателей. Как только родители услышали о гиперактивности (ребенок не слушает, бегает, кричит, не может играть с детьми, обижает их и прочее), первым шагом к постановке правильного диагноза это обращение к психологу в детском саду или школы, для полного психологического тестирования, и к логопеду если есть проблемы с речью.
Если психолог так же подтвердил подозрения, то следующий шаг это направление к неврологу, он назначает исследования:
ЭЭГ ночной и дневной мониторинг, с нагрузкой и без,
УЗДГ сосудов головы и шеи,
РЭГ.
Далее с результатами исследований и заключением невролога, характеристикой из детского сада или школы и результатами тестирования психолога и логопеда, обратиться к психиатру.
Диагноз СДВГ ставит именно врач психиатр.
Заключительный шаг — это психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) для выбора правильной траектории оказания комплексного психолого-педагогического сопровождения вашего ребенка. Коррекция СДВГ займет много времени, но даст хорошие результаты.
Люди с таким диагнозом, если им не начали помогать в детстве, подвержены высокому риску низкого качества жизни, наркомании, алкогольной зависимости, случайных травм, низкой успеваемости, безработицы, игромании, подростковой беременности, антисоциального поведения, самоубийств и преждевременной смерти.
Именно поэтому, важна ранняя постановка диагноза и комплексный подход к оказанию своевременной помощи ребенку. Важна длительная коррекция с подключением врачей, педагогов, логопедов, психологов, по мере развития и становления ЦНС.
Чем раньше вашему ребенку будет поставлен правильный диагноз, тем лучше будет результат в коррекции жизненного пути вашего ребенка.
В следующей статье мы рассмотрим способы коррекции СДВГ.
Предыдущая статья по теме:
Причины возникновения СДВГ - приобретенная причина, социальные факторы.
Задавайте вопросы в комментариях.
Автор статьи:
Сережина Наталья Николаевна, нейропсихолог