Плакат обращается к людям на понятном языке, провоцируя их и раздражая зрение. Это заявление, мимо которого не пройти. А заявляться в нём может что угодно – от призыва записаться добровольцем до игривого заманивания в бар.
Это сиюминутное искусство, и его послание уже завтра будет неактуально. Тем интересней разобрать своеобразный язык, на котором художники разных стран и эпох обращаются к зрителю. Я расскажу о плакатах, стиль и манера которых стали лицом своих стран.
1. Франция (1890-1900-е)
Париж 1890-х – место появления плаката как жанра. Здесь совпали технические новшества печати и расцвет ночной развлекательной жизни французской столицы.
В этой среде уживались люди со всего мира, а одним из главных её художников стал странный и болезненный Тулуз-Лотрек.
Другими значимыми художниками были Жюль Шере, Теофиль-Александр Стейнлен.
- Листайте галереи, в подписях тоже много информации.
Эта тусовка художников не избегала острых и мрачных тем (Т. Стейнлен с началом первой мировой стал создавать военные плакаты), но это скорее исключение.
2. Германия (1890-1900-е)
Югендстиль (от немецкого Jugend – юность) – одно из ответвлений модерна, который тогда царил во всей Европе.
Большинство плакатов югендстиля были связаны с журналами Jugend и Pan – в основном это графика, не ставившая задачи сразу привлечь внимание.
3. СССР (1920-е)
С Первой мировой войной кончились буржуазные танцульки.
Эль Лисицкий, Александр Родченко, Варвара Степанова, братья Стенберги – основатели возникшего параллельно Баухаузу футуристичного стиля конструктивизма.
За недолгий период существования течения было создано огромное количество произведений (от архитектуры до одежды). Это потом наступили страх, диктатура и обезличенный советский агитпроп. Отголоски достижений конструктивистов мы видели на всём протяжении существования СССР, встречам их и сейчас.
Ещё о двух национальных школах расскажу во второй части.