Действительно, в марте 1992 года там начались боестолкновения между Республикой Молдовой и самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республикой. Это была настоящая война. Две армии воевали с использованием артиллерии, бронетехники и даже авиации со стороны Молдовы.
Кстати, Кишинев был атакующей стороной. Он решил силой взять под свой контроль левый берег Днестра. На этой территории находилась тогда почти вся энергетика и половина промышленных предприятий бывшей Советской Молдавии.
Ну, а жители Приднестровья были полны решимости отстоять провозглашенную независимость на узкой полоске земли, растянувшейся по левому берегу на 240 км.
На стороне Кишинева воевали не только молдаване. Были среди них и русские с украинцами, в довесок с румынскими добровольцами. В перспективе Молдова должна была перейти на румынский язык, а потом объединиться с Румынией. Бойцы-приднестровцы были тех же национальностей, за исключением румын. Правда, за них сражались казаки с Дона и украинские националисты.
Все знают, что войну в июле 1992 года сумел остановил генерал Лебедь. Сначала ударил «Градами» перед позициями армии Молдовы. А потом объявил о нейтралитете российской армии и призвал стороны остановиться. Его силу признали и вооруженный конфликт был прекращен.
Как же теперь, через 30 прошедших лет мира, живется простым жителям левого и правого берегов Днестра?
И те, и другие, думают, что они в лучшем положении. Истину следует искать где-то посередине. Журналисты, вооружившись калькулятором, периодически сравнивают цены в супермаркетах Молдовы и Приднестровья. Отметим, что цены, и здесь, и там, дешевыми назвать трудно, да и разницы большой нет. Если в Кишиневе десяток яиц стоит 1,6 евро, то в Тирасполе цена на них на 50 центов меньше. Да и бензин здесь немного дешевле. Хлеб примерно в одну цену. Одежду и рыбу выгодней покупать в Кишиневе. А вот за лекарствами и трикотажными изделиями лучше ехать в Тирасполь. Правда, по средней зарплате Приднестровье отстает. Если в Молдове она почти достигла 500 евро, то там застряла на 340.
С работой, что на правом, что на левом берегу Днестра худо. Безработица растет. Раньше, до ковида, можно было поехать на заработки на стройки в Польше, России, Германии или уборку полей в Италии. За год скопленной валюты хватало на покупку однокомнатной квартиры в Тирасполе. Сейчас возможности такой нет, да и цены на недвижимость возросли. В Кишиневе «однушка» стоит 30-40 тыс. евро. В Тирасполе можно купить в три раза дешевле.
Риск новой войны между Молдавской и Приднепровской молдавской республиками минимален. У Кишинева отсутствует желание воевать. Да и возможности такой у него нет. В армии Молдовы нет танков, а без них прорвать оборону противника невозможно. Правый берег об этом помнит. Все понимают, что в зону боевых действий инвестиции не потекут, а экономику без них не поднимешь.
В этом смысле благодаря дешевому российскому газу в более выгодном положении находится Приднестровье. Да и граждане его имеют возможность оформить российское паспорт. Он не только открывает границы, но и позволяет получать российскую пенсию, которая больше местной.