Найти тему
МИР (Море История Россия)

Спорное решение. Бочечные плоты Эльтигена.

Воспользуюсь тем, что благодаря друзьям, в руки попали снимки этого чуда техники.

Будучи моряком по профессии прочитав о них в наших документах, изначально усомнился в целесообразности данного решения. Не говоря уже о малом надводном борте, эти сооружения должны был обладать большим буксировочным сопротивлением, и буксиры для них выбирали явно... маломощные. Но, обо всем по порядку.

Советский расчет операции по высадке 18-й армии (3-я армейская группа высадки) в районе Эльтигена предусматривал высадку 318-й сд тремя полковыми группами по два отряда (всего, 6 отрядов). Незадолго до высадки добавился 7-й отряд, состоящий из «бочечных» плотов со средствами буксировки, который должен был доставить на плацдарм полковую артиллерию.

-2

Незадолго до высадки был создан 7-й отряд, состоящий из катерных тральщиков и плотов для транспортировки артиллерии. Его командиром был назначен ст. л-т Усатенко, изначально планировавшийся на должность командира 5-го отряда.

В состав отряда были включены пограничный катер ПК №073[1], КТЩ №№ 559[2], 569, 570[3], 082, 5385, 568, 081, заградитель ДЗ-11 и 8 плотов. Плавсредства 7-го отряда имели достаточно сложную схему погрузки, они грузились личным составом в Тамани, далее, они должны были следовать к косе Тузла, и брать на буксир плоты с уже загруженной на них артиллерией. Плоты, составленные из скрепленных железных бочек, были доставлены к косе Тузла в ночь на 29 октября. Их буксировку наблюдал противник (утреннее донесение 98-й пд от 29.10.43г.).

Но в связи с тем, что артиллерию заранее на косу Тузла не перебросили, катерные тральщики были вынуждены брать на буксир пустые плоты, и, следовать к причалам в Кротков, к месту погрузки 3 и 4 отрядов, где на плоты должна была грузиться материальная часть (полковая артиллерия 1331-го, 1337-го и 1339-го сп). В общей сложности, в Тамани на борт катеров отряда были приняты 388 человек.

По составу материальной части, фактически, загруженной на плоты, в советских документах идут существенные разночтения. По расчету на погрузку плоты должны были принять 12 шт. 76-мм орудий. Некоторые источники даже указывают тип орудий (ЗиС-3), однако, эти данные не подтверждаются. По данным ЖБД артиллерии 318 сд, 31.10.43г. дивизионная артиллерия не грузилась. Под погрузку встали 3 четыреходийные полковые батареи, без средств тяги. По данным «Отчета…»[4] на плоты были погружены 5 «Виллисов», принадлежавших 490 иптап и полковые орудия 318-й сд, что вызывает некоторые сомнения. По логике, автомобили должны были перевозиться со штатными орудиями.

Принадлежность «Виллисов» к 490 иптап идентифицируется однозначно. Этот легкий противотанковый полк, сформированный в Закавказье, имел на вооружении 45-мм пушки и был оснащен а/м типа «Виллис» и «Форд». Автомобиль с «бочечного» парома, обнаруженный еще в 1980г. был набит 45-мм боезапасом[5]. С другой стороны, приблизительно в том же районе, была обнаружена 76-мм полковая пушка.

Виллис со дна пролива
Виллис со дна пролива
Полковая пушка со дна пролива
Полковая пушка со дна пролива

Попытка высадить десант и доставить артиллерию с помощью бочечных плотов, оказалась провальной. Техническое решение, которое было опробовано при переправах на реках, в морских условиях оказалось неприемлемым. Причин несколько. Управляемость плавсредства на малом ходу резко снижается. В речных условиях, есть маневры, с помощью которых на тихой воде можно приткнуть плот к берегу. В морских условиях, при сносе и на волне выполнение этого маневра невозможно. Кроме того, осадка буксирующих средств не позволяла подойти близко к берегу. Доставка бочечных плотов была преждевременной. Для их приема требовалась пристань.

Кроме того, исходя из общего хода событий, можно предположить, что мощность буксирующих катеров была недостаточной, и буксиры с плотами начало сносить, из-за чего на буксирующих катерах были вынуждены обрубить буксирные концы.

В седьмом отряде, под командованием ст л-та Усатенко не смог высадиться никто. Не высадили свой десант и буксирующие катера (возможно, из-за осадки). По «бочечным» паромам информация довольно противоречивая. В «Отчете…» указано, что весь 7 отряд вернулся в ст.Комсомольскую, но, при этом указывается, что погибли все 12 шт. 76-мм орудий[1] и 5 «Виллисов», загруженных на плоты. Указывается, что из-за погодных условий были обрублены буксиры и все 8 плотов (6 больших и 2 малых) были унесены в море. Противник указывает захват одного плота в районе Яныш Такиль с двумя орудиями и одним «Виллисом». Груз одного (или двух) плотов обнаружен на дне, что позволяет предположить, что плот развалился. Итог высадки 7-го отряда явно неудовлетворительный, и как следствие, началось разбирательство уполномоченных на то органов по делу его командира ст л-та Усатенко.

[1] по документам, должны быть орудия ЗиС-3, отдельного противотанкового дивизиона, но в связи с потерей 5 птп сентябрьских боях, утраченные орудия были заменены пушками, взятыми из полковой артиллерии (45-мм и 76-мм ПА).

[1] тип ЗК Водоизмещение 19 т. Размерения 19.8 х 3.3 х 1.2 м. Двигатели 600 л.с. Скорость 16/13 узлов, дальность 350 миль. Вооружение: 1 х 45 ммили 1 х 12.7 мми 1 х 7.62 ммпулемет. Бывший пограничный сторожевой катер 4-го ЧОПС МПО НКВД. Построен в 1930 - 1931 гг. 22.06.1941 г. вошел в оперативное подчинение, а 19.07.1941 г. - в состав Дунайской флотилии. 4.09.1941 г. переведен в состав ЧФ. Потоплен 7.11.1943 г. береговой артиллерией противника у Эльтигена, впоследствии поднят

[2] бывший учебный катер отряда плавсредств ВМУ береговой обороны им. ЛКСМУ. Построен в 1936 - 1937 гг. 5.07.1941 г. принят от Управления военно-морских учебных заведений, переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик и вошел в состав ЧФ. Участвовал в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 31.10 - 11.12.1943 г. операциях. Поврежден 5.11.1943 г. береговой артиллерией противника у Эльтигена и впоследствии разбит штормом

[3] Разъездной катер отряда плавсредств разведотдела штаба ЧФ. Построен в 1936 - 1937 гг. 12.03.1942 г. переоборудован и переклассифицирован в катер-тральщик и включен в боевой состав ЧФ. 15.07.1942 г. исключен из списков, но 2.02.1943 г. после капитального ремонта снова включен в состав флота. Участвовал в Новороссийской десантной 9 - 16.09.1943 г., Новороссийско-Таманской наступательной 9.09 - 9.10.1943 г. и Керченско-Эльтигенской десантной 31.10 - 11.12.1943 г. операциях

[4] ЦАМО, Фонд 449, Опись 9921, Дело 4

[5] в настоящее время обломки автомобиля были подняты, и экспонируются в Керченской крепости.