Разный подход к реставрации камня: коммерческий, любительский и музейный.
"...1 июля мы отмечаем День реставратора. Хочется отметить русских и итальянских скульпторов середины XIX века и современных реставраторов камня в ГМЗ Петергоф… Для обработки камня при русском императоре Николае I привлекались иностранные мастера, в основном выходцы из Италии, где существовали давние традиции работы с мрамором… Статуя Афина Паллада в Петергофе установлена во фруктовом саду, в саду Венеры, посередине между прудом и земляным валом. Афина одета в тогу, с военным головным защитным коринфским шлемом и символом Сфинкса, и с высоким гребнем. В правой руке держит длинное копье. Она справедливая и грациозная воительница, при этом мужественная с олицетворением мудрости. Афина продумывала стратегии войны до мелочей, поэтому она в мужских доспехах и у нее решительный и пристальный взгляд, будто живой взор, смотрящий в душу каждого, кто приблизится к войне. Афина покровительствует ремеслам, науке, защищает порядок и справедливость. Афина дает помощь только справедливым войнам за правду и честность. Не лишне напомнить девиз русского императора Николая I при котором Афина была изготовлена. «Где один раз поднят русский стяг, там он спускаться не будет никогда...»
Существует расхожий миф о реставрации каменных изделий. И этот миф не отличается от множества мифов в других сферах жизни. Это «волшебная таблетка», «идеальная паста, и удивительный клей, незаменимый препарат». Бизнес сообщество и маркетологи весьма успешно используют эту всенародную тягу к волшебству и к халяве. Сериал «Реставратор», вышедший на экраны в 2018 году еще больше напустил ореол таинственности и принадлежности к особому клану «Гуюнь в каменном лесу» из известной геймер игры. Бизнес сообщество предлагает доверчивым покупателям этот «идеальный клей», который склеит любимую каменную шкатулку, каменную статуэтку или столешницу. Конечно любительство и профанация реставрации камня всегда были, есть и будут, пока существует спрос на быстрый и дешевый результат. «Подумаешь, велика хитрость. Намазал клеем, прижал. Вот и вся реставрация».
Но увы, не все так просто. Если было бы все так просто, не было бы профессии реставратор произведений каменного зодчества, реставратор ювелирного камня, полировщик мрамора и других профессий: лаборант пробирного анализа, испытатель прочности материала (камня), камнерезчик и т.д.
Реставрация и восстановление блеска камня классифицируется по фомату и группам эксплуатации:
- ювелирный драгоценный камень
- камни поделочные самоцветные ювелирные
- каменные статуэтки, шкатулки из мягких камней
- каменные изваяния, скульптуры из твердых камней
- мягкий белый архитектурный камень
- каменное мощение и полы: гранит, доломит, песчаник
- каменные порталы в каминах и агрессивной тепловой и химической среде
- камень в агрессивной водной среде
- камень в культовых и общественных зданиях.
Конечно эта классификация не полная, так как существуют области применения камня не только в декоративных, но и в прикладных, технических сферах. Это поверочный камень в станкостроении, кварц в приборостроении и в медицине. И другие сферы.
Ювелирные камни.
Крем для рук и для лица, косметика, УФ лучи солярия являются причиной потери блеска камней. Прямые и отраженные солнечные лучи вредны для любых ювелирных камней. Желтый топаз, опалы, жемчуг, аметисты, дымчатый кварц – тускнеют на солнце, поэтому их хранят в темном месте. Обычная водопроводная вода, содержащая железо и хлор может оказаться причиной потери блеска ваших камней. Неправильный уход и неправильное хранение — основная причина изменения блеска, окраски и цвета большинства минералов в ювелирных украшениях. Если посмотреть таблицу, то можно увидеть, что на все камни одинаково плохо влияет и мороз, и солнце. Не зря ювелирные дома и авторы художники всегда делали дубликаты, чтоб предохранить шедевр ювелирного искусства от старения, усталости, блеклости, выцветания в жару и в мороз. На страницах популярных журналов можно прочитать о способах хранения драгоценностей: J.Gemmology, G&G, Australian Gemmologist, Gemmologie.
Правильные методы восстановления блеска минералов.
- облучение;
- отжиг и нагрев;
- отмывка;
- очистка;
- полировка.
Предпродажные, коммерческие методы облагораживания и возвращения блеска камней:
- подложка из фольги;
- тонирование;
- отбеливание;
- окрашивание;
- чернение;
- стабилизация (воскировка).
Рецепты для восстановления естественного блеска камней:
- Зубная паста без абразивных частиц.
- Самоцветы опускают в мыльный раствор на 10-15 минут. Насухо протереть фланелью.
- Чайная ложка нашатыря в 1/3 стакана теплой воды. Размешать и держать 15 минут, вытереть насухо.
- Слабый раствор медицинского спирта.
- 1/10 часть лимонной кислоты в теплой воде. Не более 5 минут. Полоскать и вытирать.
Если вы покупаете камни внимательно изучите через лупу не является ли их яркость и блеск искусственно завышенной. Так же если вы хотите продать лежалые камни потерявшие свой блеск, не забудьте искусственно поднять их блеск и яркость. Это ювелирный бизнес. На этом держится значительная доля всех ювелирных сделок, скупок, продаж на стихийных развалах и рынках.
Курсы оценщик ювелирных изделий в Академии Ремесел.
Каменные шкатулки, сувениры, кабинетные часы, папье маше, письменные приборы из камня, картины из самоцветов, настольные статуэтки, горки и ларцы каменные требуют правильного ухода и бережности при их эксплуатации, так как камень выцветает при прямых солнечных лучах.
Самый простой способ — это очистка от бытовой пыли перьевыми мохнатыми щетками-пылесметками PP Duster. Если тереть фланелевой салфеткой, то обязательно с чистящим и полирольным средством.
Реставрация и восстановление камня даже в домашних условиях обязательно начинается с диагностики, но часто уже в ходе осмотра повреждений случается так, что в камне обнаруживаются более серьезные разрушения. В склеенных торцах и ребрах каменных композиций могут появиться микротрещины. На соединениях с литыми металлическими деталями под лупой можно увидеть едва заметный налет и «цвета побежалости». Это свидетельство того, что камень и металл вступили в реакцию. Нужны профилактические меры консервации, чтоб остановить эти нежелательные процессы.
Восстановление сувениров из оникса.
Оникс считается элитным материалом. Дефекты у него такие же, как и у гранита с мрамором: трещины, сколы, царапины, пятна.
Простые способы ухода за мелкой каменной пластикой:
- мягким жидким чистящим средством с отбеливателем;
- аммиаком;
- минеральным спиртом;
- ацетоном;
- пропитки с проявлением цвета.
Более сложная реставрация треснувших и разбитых каменных статуэток требует вмешательства специалиста реставратора по камню. Не пытайтесь склеить эпоксидной смолой или подручными средствами любимую статуэтку. Это может причинить ей непоправимый вред. Клеить можно только обратимым клеем, который при нагреве до 130 градусов теряет свои свойства фиксации и детали можно опять склеить но правильным обратимым клеем.
Каменная скульптура в помещении
Во многих загородных домах, ресторанах, закрытых московских клубах, резиденциях и в квартирах премиум класса скульптура из камня не редкость. Выцветание и помутнение интерьерных скульптур весьма длительный процесс, так как должны сложится обстоятельства, при которых это происходит.
Для начала надо поставить диагноз:
- естественные и солнечные дефекты (ожоги) камня;
- приобретенные механические повреждения;
- усталость и старение камня;
- неквалифицированный (антропогенный) уход;
- температурно-влажностный режим;
После диагноза нужно ликвидировать причины: перенести скульптуру в проветриваемое место, оградить от прямых солнечных лучей, устранение агрессивных воздействий. Существуют простые способы ухода за интерьерной скульптурой - очистка от пыли, очистка от пятен, восковка, нанесение лака. Очистку хрупких поверхностей скульптур из самоцветов и оникса производят яичной или ореховой скорлупой, либо тальком. Очистку можно вести щадящими ферментами, аминокислотами, лимонной, молочной, щавелевой кислотой. Самая простая это водная очистка. Смывку производят отфильтрованной или кипяченой, или дистиллированной водой. Можно использовать поверхностно активные вещества ПАВ.
Инструменты очистки:
- щетинные и мягкие кисти;
- губка;
- деревянная лучинка;
- латунная пластинка или латунный шпатель;
- фланель или вафельное полотенце;
- фен.
Щадящая очистка производится с помощью резиновых ластиков с наполнителем из тонко измельченного мрамора и пемзы. Также используется ацетон, этиловый спирт, эфир, эмульсии и пасты для камня. Катамины химически нейтральны к камню, бесцветны и легко растворимы в воде и этиловом спирте.
Можно самому приготовить раствор для смывки пятен на камне. Процентное соотношение частей и долей веществ в каждом случае будет разное, в зависимости от степени и характера пятен: масло, краска, лишайник, высол, следы ржавчины и т.д.
- Бензин
- Олеиновая кислота
- Кремнийорганическая жидкость
- Поверхностно активное вещество
- Вода дистиллированная
- Формалин
Удаление пятен от жира и смолы.
Существует большой выбор органических растворителей: толуол, бензин, уайт-спирит, ацетон, четыреххлористый углерод, спирты и т. д. Хорошим растворителем жиров, смол, шеллака, канифоли, олифы, краски, чернил также является циклогексанол. Кристаллизатор для каменной скульптуры (опасно). Полироли (опасно). Слово опасно в скобках. Это означает, что неумелое обращение с реактивами приведут к порче вашу каменную скульптуру.
После промывки и высыхания камня на скульптуре можно закрепить поверхность лаком. Быстросохнущий лак для камня. Каменный лак. Надо понимать, что не все скульптуры блестят и не все они отполированные. Основная масса скульптур это матовая или полу глянцевая полуматовая поверхность. Если нанести 2-3 слоя лака скульптура начнет блестеть, что является моветоном для скульптуры.
Светопроницаемость камня и оптическая однородность структуры зерна камня это одно из его достоинств. Мы как бы видим камень в глубину. Когда скульптура тускнеет и не видно глубины структуры камня надо использовать компрессы с подогревом феном. Об этом в следующем материале подробно. Смотрите. https://ahmir.ru/news/117-novaya-restavratsiya-v-novoj-rossii-vesna-2022-goda