Найти тему
С Богом по жизни

ЗАВОЕВАНИЕ ХАНААНА

(От перехода через Иордан до смерти Иисуса Навина; 1451-1400 гг. до н.э.)

I. ПЕРЕПРАВА ЧЕРЕЗ ИОРДАН

1. Новый вождь. Моисей покинул Израиль, когда народ расположился лагерем на восточном берегу Иордана. Победы над Огом и Сигоном обезопасили плоскогорье к востоку от реки. Сам же Ханаан - горная страна, населенная воинственными людьми, живущими в городах с крепостными стенами, - раскинулся к западу от Иордана. Нелегкая задача стояла перед Израилем, но великие эпохи рождают великих людей. Второго Моисея у Израиля никогда уже больше не было, но новые события определили новых вождей. Бог, давший Моисея для избавления и организации народа, теперь дал Иисуса Навина, чтобы провести народ через эпоху завоеваний и утверждения.

2. Разделение вод Иордана. Израиль подошел к Красному морю, преследуемый сильным вражеским войском. У Иордана их тоже поджидали враги. Здесь, как и у моря, знамение вдохновило израильский народ, укрепив его веру в Бога и их вождя. Было время урожая. Талые воды с ливанских гор затопили низины реки Иордан. Ни мостов ни лодок не было. Но как только священники, которые несли священный ковчег, вошли в воду, воды расступились, и израильтяне прошли по сухому руслу. В ознаменование этого события было установлено два памятника: один в русле реки, а другой - у Галгала, где они остановились на ночь.

3. Стоянка у Галгала. Здесь был восстановлен обет обрезания, забытый в период скитаний по пустыне, и был снят упрек в неверии и наказание за него. Отсюда и название “Галгал”. Здесь во второй раз была отпразднована Пасха, как это было в ночь исхода. Как когда-то египтяне трепетали от присутствия ангела смерти, проходившего по земле, так теперь хананеи сжались в страхе за стенами Иерихона. Здесь же исчезла манна. И здесь или в другом Галгале, возле Вефиля, находился стан израильский до тех пор, пока земля Ханаанская не была завоевана и разделена между племенами.

II. ЗАХВАТ ИЕРИХОНА

Перед переходом через Иордан Иисус Навин послал вперед лазутчиков выведать сильные стороны противника. Жительница Иерихона по имени Раав, твердо веря в будущее народа Божия, укрыла лазутчиков и получила заверение в том, что в случае захвата города ее дому и ей самой будет обеспечена безопасность. Во время стоянки в Галгале Иисус Навин, как в свое время Моисей, получил полномочия на совершение своего подвига: Бог явился ему, правда, на этот раз не в горящем кусте, а с обнаженным мечом, символизирующим завоевание. О том, что это завоевание было делом Бога, а не человека, говорит способ захвата Иерихона. Иерихон находился вблизи от пересечения главных дорог и являлся воротами в Ханаан. Миновать его было нельзя. Стенобитных орудий у израильтян не было. Следуя Божьему указу, они обходили вокруг стен города один раз в день в течение шести дней, неся священный ковчег. На седьмой день они обошли город семь раз, и тогда, под звуки труб и громкий крик всего народа, городские стены рухнули. Иерихон был в их руках. Это ГОСПОДЬ разрушил египетское иго, сделал проход через море, кормил и вел их через пустыню, дал им Свой закон и перевел через реку Иордан. И это ОН изгнал растленных хананеев и выполнил Свой завет перед избранным народом, дав ему землю обетованную.

III. ЗАВОЕВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ХАНААНА

1. Взятие Гая. Гай занимал ключевое положение в центральном Ханаане. Первый штурм Израиля потерпел неудачу. Причиной был грех Ахана, присвоившего себе при захвате Иерихона слиток золота, немного серебряных монет и прекрасную сеннаарскую одежду. Не время было проявлять жадность, и Ахан поплатился жизнью за свое преступление. Второй штурм принес Израилю победу над Гаем и всем центральным Ханааном.

2. Сихемское собрание. Теперь израильтяне оказались в самом сердце страны. Вокруг все напоминает о патриархах. В Сихеме Авраам в первый раз разбил свой шатер и поставил жертвенник. В Вефиле, совсем рядом, спасавшемуся бегством Иакову было видение, в честь которого он поставил памятник. В Сихеме он временно проживал по возвращении из изгнания, и там же он захоронил фигурки языческих божков, привезенные его семьей из Месопотамии. И вот сейчас, когда Божий завет был выполнен силой Божией, ситуация требует, чтобы совершилось торжественное обновление и увековечивание этого завета. Поэтому, согласно ранее данным указаниям Моисея (Втор. 27), в Сихеме проводится торжественное собрание. Сихем расположен в узкой долине между горой Гевал на севере и горой Гаризим на юге. Все пространство между горами заняли левиты. Когда они благословляли повиновение, над Гаризимом, где стояло шесть племен, неслось: “Аминь!” Когда же проклинали неповиновение, то “Аминь!” было слышно со стороны Гевала, где расположились другие шесть племен. После этого они возвели памятник, начертав на нем слова закона, и отметили это событие жертвенным пиром.

IV. СОЮЗ С ГАВАОНОМ И ЗАХВАТ ЮГА

1. Союз с жителями Гаваона. В течение всех лет завоевания главный лагерь Израиля находился, по-видимому, в одном из Галгалов в центральном Ханаане. Вскоре после падения Гая жители Гаваона, города, расположенного чуть южнее Гая, явились к Иисусу Навину, утверждая, что они пришли издалека, и предлагая союз, который бы обеспечил им безопасность. Иисус Навин дал согласие. Узнав об обмане, он, тем не менее, выполнил данное обещание не уничтожать их, но превратил их в “рабов, которые будут рубить дрова и черпать воду” для Израиля.

2. Битва при Вефороне. Союз с Гаваоном заставил правителей Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона - городов, расположенных на юге, - к образованию своего, одновременно оборонного и захватнического, союза. Они напали на Гаваон, о чем жители города сообщили Иисусу, моля о помощи. Иисус совершил ночной поход, атаковал союзников и разбил их в великой битве при Вефороне. Это был тот самый знаменитый “длинный день”, когда, как гласит древнее сказание (Иис. Н. 10:12, 13), солнце и луна остановились на небосводе по приказу Иисуса.

V. ЕЩЕ ОДИН СОЮЗ И ЗАХВАТ СЕВЕРА

Хананеи предпринимают еще одно объединенное усилие против Израиля. Возглавил союз Иавин, могущественный правитель Асора на севере, чье войско было разбито Иисусом при водах Меромских. На этом закончилось объединенное сопротивление. Израильским племенам осталось лишь довершить завоевание по частям, что они и сделали, вступая в незначительные столкновения местного масштаба. Эта работа не отличалась той тщательностью, какую предписал Бог и какая была так важна для утверждения народа. Опасность для них таилась в дружественных союзах и перекрестных браках. Только полная обособленность могла обеспечить им безопасность и чистоту религии. Провал попытки изгнать хананеев обусловил положение, создавшееся в следующий период.

VI. РАЗДЕЛ ЗЕМЛИ И СМЕРТЬ ИИСУСА НАВИНА

1. Раздел земли. Сделав объединенное сопротивление невозможным, Иисус Навин приступил к разделу земли по уделам среди двенадцати колен. При разделе земли левиты не были признаны отдельным коленом, но получили 48 городов, разбросанных по всему Ханаану. Среди них было шесть городов-убежищ: Голан, Рамоф Галаадский и Бецер к востоку от реки Иордан и Кедес, Сихем и Хеврон - к западу. Иаков усыновил двух сыновей Иосифа, Ефрема и Манассию, составив таким образом двенадцать колен (без колена Левия). Вот эти двенадцать колен: Рувимово, Симеоново, Иудино, Иссахарово, Завулоново, Даново, Неффалимово, Гадово, Асирово, Ефремово, Манассиино и Вениаминово.

2. Прощание и смерть Иисуса Навина. Иисус Навин намного пережил поколение, видевшее чудеса в Египте и у Красного моря. Все они, за исключением Халева и Иисуса Навина, умерли в пустыне. Иисусу же было дано прожить сто десять лет. До последнего верный Господу и Его завету, он еще раз созывает все племена в исторический Сихем на торжественный сбор. Там он делает обзор истории израильского народа и предупреждает их об опасности богоотступничества. “Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить... а я и дом мой будем служить Господу” (Иис. Н. 24:15). Этими словами, полными благородства, он вновь призывает как их, так и свой собственный дом отдать себя на служение Богу. Затем, воздвигнув камень-памятник в честь обновления всенародного завета, он распускает народ и вскоре отходит к праотцам своего народа.

#израиль #история израиля #ханаан #палестина #древняя история #история древнего мира #древний мир #древний восток #иудея