Михаил Леонидович Томилин г. Клин
В данной статье попробуем дать ответы на вопросы о времени существования трёх царств русов, и о том какие археологические культуры им могли соответствовать.
Необходимо отметить, что в «Повести временных лет» (ПВЛ) и в русских летописях нет упоминаний о трех царствах русов арабских географов, а у арабских географов нет упоминаний о едином государстве русов и династии Рюрика (подробнее в моих статьях «Что говорит и о чём умалчивает "Повесть временных лет"? Арабские географы. Русы и славяне», «Древность русской государственности. Три земли или царства русов», «Что мешало Хазарскому Каганату расширятся на север?»)
Из чего можно выдвинуть следующие предположения.
Во – первых ПВЛ писалась на два века позже с активным участием церкви, которая была не заинтересована в упоминании о трех царствах русов, их мировоззрении или вере.
Во- вторых арабские географы ничего не говорят о объединённом русском государстве, созданное Олегом Вещим согласно ПВЛ в 882 году, только потому что описывали события на Руси до этого объединения несмотря на то, что многие их материалы выходили уже после объединения Руси.
В- третьих версия о том, что в ПВЛ события на Руси не просто сильно искажены, а многое просто выдумано.
О «Повести временных лет» исчерпывающе сказал исследователь, писатель, кандидат философских наук, Олег Матвейчев в своей работе «А был ли Рюрик и Киевская Русь?» О том, что ПВЛ «в строгом смысле слова не является летописью». Это не хроника: «Где бы историк записывал год за годом то, что видел, это своего рода дайджест: собрание выписок и переводов византийских … собрание легенд, мифов и сказок, некритически подобранных противоречивых легенд. Все - до кучи.»
ПВЛ писалась: «Минимум, тремя (!!) авторами, это только точно, что стопроцентно доказано, возможно, переписчиков было больше. Эти авторы исправляли друг друга, вычеркивали куски, дополняли от себя, то, что им казалось важным или что требовал политический или религиозный заказ.» И особенно отмечается: «Что для христианских историков, авторов «Повести временных лет» вся история до принятия христианства на Руси была не нужна, и они были склонны изображать ее «темными веками» и делать все для ее забвения.»
Итак, мы будем исходить из того, что три царства русов существовали по крайней мере до создания Олегом Вещим в 882 году объединенного русского государства. Возможно, что происходили некие события (войны или мор) в результате чего после упадка сложились условия к их объединению.
Что говорится о трех царствах: «Русы состоят из трех племен, из коих одно ближе к Булгару, а царь его живет в городе, называемом Куяба, который город больше Булгара; другое племя называют Славия и еще племя называют Артания, а царь его находится в Арте. Купцы прибывают в Куябу. Что же касается Арты, то никто туда не входил, ибо они (жители) убивают всякого чужестранца, путешествующего по их земле; только что они спускаются по воде и торгуют, но никому не рассказывают о своих делах и не допускают никого провожать их. Из Арты вывозятся черные соболи и свинец. … Одежда их - короткие куртки. Арта находится между Хазаром и великим Булгаром, который граничит с Румом к северу. Они многочисленны и так сильны, что наложили дань на пограничные места из Рума, внутренние Булгаре же суть христиане".» (Из "Книги климатов" Абу-Исхака аль-Истахри аль-Фарси (написанной коло половины X века)
Мы рассмотрим археологические культуры на Русской равнине, которые относятся к славянам и существовавшие в период с V – IX века на территории будущей Руси.
В Большой Российской энциклопедии говорится: «В Псковско - Ильменском регионе это – культура псковских длинных курганов (5–8 вв.), по всем признакам соотносимая с раннесредневековыми славянскими древностями, она постепенно перерастает в древнерусскую ... Кривичи псковские были прямыми потомками носителей культуры псковских длинных курганов. В Смоленско-Полоцком регионе формируется тушемлинская культура (5–7 вв.) … В 8 в. сюда переселяются славяне из Псковско - Ильменских земель, складывается культура смоленско-полоцких длинных курганов (8–9 вв.), отождествляемая со смоленско-полоцкими кривичами»
Добавим к этому Культуру новгородских сопок — «славянскую раннесредневековую археологическую культуру, существовавшую на территории современного Великого Новгорода и возникшая из союза разных племен. Сформировалась примерно в VII—VIII веках». В Большой Российской энциклопедии о ней сказано: «Сопок культура - археологическая культура 8–11 вв. в бассейнах оз. Ильмень, рек Волхов, Сясь, верхнего и среднего течения Мологи, верховий Луги, Плюссы. Характерны сопки, расположенные по одной, в осн. две – четыре, до шести (изредка до 20) близ селищ, гор. центров Старая Ладога (более 40 сопок), Рюриково городище и др. На селищах, образующих скопления (гнёзда), изучались срубные дома с печами-каменками в углу, ямы и др. хозяйств. сооружения, свидетельства пашенного земледелия, животноводства, металлообработки, косторезного и др. ремёсел, промыслов, торговли (среди находок –дирхемы и др.). Лепная керамика (в осн. горшки с ребром в верхней части) с сер. 10 в. вытеснялась сделанной на круге. С. к. сложилась в ходе слав. расселения, приведшего к образованию словен; явилась основой др.-рус. культуры Новгородской земли.»
По - нашему мнению археологические культуры псковских длинных курганов 5 – 8 веков и новгородских сопок 8-11 веков, как раз соответствуют временам существования царства Славии арабских географов. В этих культурах были уже и свои города, и крепости такие, как Ладога, Любшанская крепость, Рюриково городище и сотни других городищ того периода.
Рассмотрим археологические культуры на территории вятичей - это Мощинская и Роменская культуры.
Мощинская археологическая культура железного века: «Существовавшая в IV—IX веках на территории Калужской, Орловской и Тульской областей .... Они также составили местный этнический субстрат, определивший своеобразие представителей восточнославянского племенного союза вятичей. Жили мощинцы в укрепленных городищах, а мертвецов своих сжигали и хоронили в курганах. («Происхождение русов (что говорит археология» https://legenda01.livejournal.com/703.html)
В Большой Российской энциклопедии (БРЭ) говорится: «Мощинская культура (М. к.). Выделена П. Н. Третьяковым в 1940-е гг.; совр. понимание основано на работах В. В. Седова, Г. А. Масалитиной, А. М. Воронцова.
Распространена в бассейне верхнего течения р. Ока. Осн. материалы датируются 3–5 вв., выделяется 4 периода. На территории Тульской обл. получены свидетельства о существовании традиций М. к. до 9 в. на памятниках, расположенных на мелких притоках Оки, и некоторых памятниках Роменской культуры.
Мысовые и т. п. городища, укреплённые валом (в редких случаях двумя) с напольной стороны, селища (мало исследованы). Постройки в осн. наземные, размером ок. 20 м2. В бассейне Угры известны курганные могильники; под насыпью кургана прослеживаются остатки кольцевой ограды – частокола; в основании насыпи – трупосожжения на месте, среди инвентаря – сосуды, окские фибулы с кнопкой на ножке, пряслица, пластинчатое кресало, фрагменты обожжённых бытовых предметов и украшений. Керамика лепная, есть лощёная; характерны горшки с выделенным переходом к высокому венчику, изредка орнаментированные насечками и разл. вдавлениями по верхнему краю; ребристые миски с высоким цилиндрич. или раструбообразным верхом; за исключением Поугорья, распространены глиняные сковороды с невысокими бортиками…»
В этой культуре были свои города – их остатками являются десятки найденных археологами древних городищ, таких как городище Мощино по которой и получила название культура: «Мощино - городище раннего железного века и раннего Средневековья на правом берегу р. Пополта [левый приток р. Ресса (Реса) – правого притока р. Угра], в Мосальском р-не Калужской обл. (Россия). Открыто Н. И. Булычовым в 1888, раскопки: его же (1888), Т. Н. Никольской (1958), И. К. Фролова (1974–1980).»(БРЭ)
Выделяются слои мощинской культуры даже 3–5 вв.: «Знаменитый клад, найденный в 1888, и др. находки круга восточноевропейских дымчатых эмалей, окские фибулы с кнопкой на ножке, топоры, наконечники стрел и копий и др.) и др.-рус. культуры 11–13 вв.»
Отметим и славянское племя, отличительной чертой которого являлось ношение его женщинами браслетообразных височных колец с незамкнутыми концами, а височные кольца это отличительный славянский признак. (Подробнее в моих статьях «Восточно - славянское племя сведения о котором до нас не дошли. Меря», «О названии неизвестного славянского племени междуречья Клязьмы и Волги», «Рюрик был приглашён на княжение славянами.»
Появление мери напрямую связано с появлением в междуречье Оки и Волги славян.
«Точка зрения, согласно которой происхождение мери связано с появлением в Волго-окском междуречье «славян» в середине I тыс. н. э., была выдвинута В. В. Седовым в ряде работ (Седов, 1994. С. 67; 1995. С. 223, 224;1999а. С. 97–100) и в окончательном виде изложена в разделах двух монографий (Седов, 199б. 145–158; 2002. С. 388–397). ….. «Этноним славянской группировки, колонизировавшей около середины I тыс. н. э. территории будущей Ростово-Суздальской земли, неизвестен. В период становления древнерусского государства население этой земли называлось мерей. По-видимому, летописец, отмечая, что «перьвии насельницы... в ростове меря», имел в виду не финно-язычное племя, а древнерусское население, проживавшее в землях мери, активно включенной в ассимиляционный процесс» (там же. С. 158).(«Славянские корни» мери. Критика славянофильской гипотезы В.В. Седова» автор Леонтьев Андрей Евгеньевич, Институт археологии РАН http://www.merjamaa.ru/news/slavjanskie_korni_meri..)
«Славянское племя "Сомкнутых (не завязанных) браслетообразных височных колец", известное в летописях как "Меря", с 5 века н.э. заселило Волго - Клязьменское и Волго-Окское междуречье … и фактически полностью ославянило местное .. население ещё до прихода в этот регион племён кривичей, словен и вятичей в 9 веке вместе с властью государства Русь из Новгорода. Седов В.В. из «Этническая историия населения средней полосы Русской равнины во второй половине I тыс. н.э.» (Седов - авторитетнейший историк-славист и археолог, на раскопках с 40-х годов, академик РАН и Латвийской Академии Наук.) («Владимирско - Ростовские земли ("Меряния", Мурома) стали славянскими ещё до образования государства Русь» https://nerukopozhatner.livejournal.com/29679.html)
По - нашему мнению территория, занимаемая мощинской и роменской культурами и территория славянское племени сомкнутых (не завязанных) браслетообразных височных колец междуречья Клязьмы и Волги составляли Атанию, упоминаемую арабскими географами. С многими городами остатками которых являются Сарское городище, Сунгирское городище и с множество других городищ.
Колочинская культура время существования которой - это период «первой – третьей четвертей I тыс. н.э. рубеж VII–VIII вв.»
«Территория распространения колочинской культуры охватывает лесную часть Поднепровья, нижнее течение Березины, Посожье, Подесенье, северную часть Днепровского лесостепного Левобережья, включая Посеймье, бассейны Верхнего Псла и Верхней Ворсклы, вплоть до верховьев Северского Донца … Вопрос о северной границе дискуссионен: Е.А. Шмидт относил ряд памятников Верхнего Поднепровья и верхнего течения Западной Двины к тушемлинской культуре, Н.В.Лопатин и Е.А.Горюнов – к колочинской. На юге, в районе верхнего течения Сулы, Псла, Ворсклы фиксируется обширная зона колочинско - пеньковских контактов. Из основного ареала, «ядра» культуры, происходили периодические «выплески» населения на север и северо-восток в район истоков Днепра и прилегающей части Западного Подвинья, на юго-запад в Среднее Поднепровье и на восток в верховья р. Воронеж ….Большое значение имели работы П.Н.Третьякова, предложившего периодизацию древностей Подесенья первой – третьей четвертей I тыс. н.э. и датировавшего верхнюю границу существования колочинской культуры рубежом VII–VIII вв. (Третьяков, 1982, с. 71–83, 133). Е.А.Горюнов развил его идеи и доказал генетическую связь колочинской и деснинского варианта киевской культур» ( «Раннеславянские древности.Колочинская культура» http://earlyslavs.ru/culture/the-kolochin-culture)
Можно предположить, что колочинская культура с её городищами и селениями это царство русов арабских географов с центром в Куябе.
Таким образом мы предположили, как и на основе каких археологических культур могли разделяться три царства русов.
Завершим статью цитатой из работы Монгайта А.Л. " К вопросу о трех царствах Древней Руси": «Откуда взялась арабская легенда о трех племенах и о трех центрах Древней Руси? Имеет она какую-либо историческую почву или относится к досужим выдумкам древнего путешественника? В. А. Пархоменко заметил совпадение данных антропологии, археологии и филологии, как бы подтверждающих триединство восточного славянства. (В. А. Пархоменко. У истоков русской государственности. Л., 1924.) Замечательно также, что подобно тому как арабские писатели признают вятичей одним из главных славянских племен, данные языка и антропологии позволяют выделить это племя из других восточнославянских племен. Это позволяет говорить о том, что вследствие каких-то сложных исторических процессов в период разложения родового общества восточнославянские племена составляли три большие группы, давшие общность языковых явлений, общность антропологического типа и общность исторических связей. Сообщения арабских географов — не выдумка, а могли быть связаны с реальной действительностью.» (https://arheologija.ru/mongayt-k-voprosu-o-treh-tsentrah-drevney-rusi/)