Найти в Дзене
Моменты истории

«Лаура»: Made in советский сарайный автопром

"Лаура"
"Лаура"

На современном рынке представлено множество автомобильных марок. Многие изготавливающие их компании имеют весьма богатую историю. Отечественный автопром еще с советских времен связывали с ВАЗами, Москвичами, ЗАЗами и т.д.

В 80-х годах прошлого столетия СССР занимало 5 место по производству автомобильных транспортных средств, уступая Японии, США, ФРГ и Франции.

Пока за рубежом, как пирожки, стряпали Тойоты, Форды, БМВ и прочие автомобили иностранного происхождения, энтузиасты из Советского Союза корпели над самоделками, собирая их по своим придуманным чертежам. Жизнь самородков-механиков кипела во многих гаражах.

Заядлые рыбаки и охотники создавали транспортные средства, которые могли ходить по воде, минуя мелкие речушки и болота. Кто-то мечтал об иномарке, но не мог позволить себе ее купить. В ход шло воображение, карандаш, бумага, линейка и прочий необходимый инструмент. Спустя некоторое время золотые руки мастера выдавали эскиз желаемой модели. А кто-то, такой же мастер с золотыми руками, просто загорался создать автомобильный шедевр, веря в свои силы.

В числе последних были два ленинградских друга – Дмитрий Парфенов и Геннадий Хаинов. В 1981 году им в голову пришла одинаковая гениальная идея – создать автомобиль. Парфенов в ту пору работал на судостроительном заводе. Хаинов был сотрудником «Военмеха».

Выбор друзей пал на классическую для тех времен схему – стальной каркас, который собрали из доступных материалов – стеклопластика и водопроводных труб.

Процесс создания
Процесс создания

«Варили каркасы во дворе мастерской по ремонту тракторов. В воскресенье варим, затем на всю неделю прячем заготовки в кучу металлолома, чтобы не стащили», - вспоминал впоследствии Геннадий Хаинов.

Затем энтузиасты перенесли свои конструкции в сарай, в котором проводили все свое свободное время три следующих года. Каждый из них делал свою машину.

На сварной остов Парфенов и Хаинов установили пенопластовые блоки и при помощи ножей и наждачной бумаги придали им необходимую форму. Выровненную поверхность друзья проклеили пропитанной эпоксидной смолой стеклотканью (в несколько слоев), затем шпаклевали и ошкуривали.

Автомобили Парфенова и Хаинова представляли собой довольно интересную конструкцию. Двигатель был от ВАЗ-2105. Коробка передач от «Запорожца». Машина была с передним приводом. Передние колеса, полуоси и шарниры равноугловых скоростей были взяты у ВАЗ-2121 «Нива».

Передняя подвеска обоих машин была собрана по типу подвески МакФерсона с амортизаторами от ЗИЛ-130 и шаровыми опорами от ВАЗа. Задняя – со стойками и продольными рычагами. Дисковые тормозные механизмы были взяты у Москвича-2140.

Авторы заявляли, что их машины разгонялись до 160 км/ч.

Ленинградские мастера
Ленинградские мастера

Салоны представляли собой современный интерьер, не хуже, чем в иномарках того времени. Панель торпедо можно было принять за панель космического корабля. На панели можно было увидеть два дисплея. На первый выводились цифровые показатели датчиков, показываемые во время нажатия на соответствующие кнопки. Второй дисплей был программируемым клавишным калькулятором, который позволял рассчитывать средний расход топлива или запаса пути.

Оба автомобиля были сделаны к 1985 году. На вид они были похожи на иномарки. Советские мастера обогнали европейцев, создав для своих машин обтекаемые формы. В Европе они были только на стадии проекта.

Самодельные транспортные средства – детища советского гаражного автопрома получили название «Лаура». Парфенов и Хаинов впоследствии вносили изменения во внешний вид разработанной им модели. Меняли дизайн бамперов и цвет кузова.

Обе «Лауры» сразу же заинтересовали общественность. Машина Парфенова приняла участие на выставке «EXPO-85», проходившей в болгарском Пловдиве. «Лаура» Хаинова появилась в автопробеге Москва-Пловдив, организованном журналом «Техника молодежи». Машины произвели настоящий фурор в обществе.

"Лаура" на выставке в Пловдиве
"Лаура" на выставке в Пловдиве

Друзья были приглашены на встречу к министру автомобильной промышленности В. Н. Полякову, который предложил парням возглавить лабораторию при НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Хаинов был принят на должность главного конструктора, Парфенов стал его замом. Лаборатория была представлена обветшалым зданием, похожим на сарай, в котором парни создавали своих «Лаур». Из оборудования – стояло несколько изношенных станков. Итогом работы стала «Охта».

Деятельность лаборатории была ликвидирована к концу 1980-х гг. Разработки ленинградских кулибиных оказались невостребованными. Пути Парфенова и Хаинова разошлись.

Подписывайтесь на мой канал!
Ставьте лайки!
Делитесь публикацией в соцсетях!
Авто
5,66 млн интересуются