Своя судьба, и если хотите - предназначение - есть у предметов, домов, всяческого рода организаций. Именно это убеждение и заставляет меня верить в возрождение Лётки. Все её выпускники не могут не помнить здание на Советской, 1. Оно было построено в 1874 году для военной прогимназии, которая была в свое время реорганизована во Второй Оренбургский кадетский корпус. Всю историю здесь офицеры воспитывали офицеров.
В этом году российский военный историк Владимир Семенов и член журналистов РФ Вера Семенова выпустили книгу "2 Оренбургский кадетский корпус. История и судьбы". Эта статья написана по материалам этой книги.
ВОССТАВШИЕ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ
Из небытия, из архивных документов Владимир и Вера Семеновы по крупицам восстановили историю создания и развития Второго Оренбургского кадетского корпуса. Сделали это, опираясь на факты, и через судьбы воспитанников, педагогов. В книге «2 Оренбургский кадетский корпус. История и судьбы» больше трехсот биографических очерков. Каждый их них бесценен. В нём история и трагизм сразу двух столетий со всеми войнами, самая страшная из которых — гражданская.
Это нелегкое, но вместе с тем драгоценное чтение. Страница за страницей Семеновы открывают нашу историю. Каждый факт выверен и подтвержден. Прошло не так много времени, а столько уже позабыто. И теперь, читая книгу, можно представить, как зарождались в Оренбурге не просто школы, а военные образовательные учреждения. Мы можем увидеть, что в конце восемнадцатого века воспитанники Оренбургского Императорского военно-сиротского дома учились первые два года писать буквы на песке, бумага выдавалась им лишь на третий год. Лучшие из выпускников становились полковыми писарями. Как Оренбургская гарнизонная школа, образованная в 1797 году, стала точкой отсчёта на пути к созданию Второго Оренбургского кадетского корпуса, в чьём здании через какое-то время расположилось учебное отделение будущей Лётки, подарившей миру первого космонавта. Чуть больше ста пятидесяти лет понадобилось на это!.. В конце XIX века кадеты-выпускники были всесторонне грамотными, владели, как минимум, тремя иностранными языками, умели фотографировать, рисовать. Выпускник Второго Оренбургского кадетского корпуса 1902 года выпуска Георгий Сакирич вошёл в сборную России по фехтованию и принял участие в Олимпийских играх 1912 года в Швеции.
Само здание на Советской, 1 было построено в 1874 году, став первым пятиэтажным в Оренбурге. Возводилось оно для военной прогимназии, реорганизованной как раз во Второй корпус. В «Путеводителе по Оренбургу» П.Д. Райского 1915 года написано, что это самое грандиозное строение города. В нём размещались кроме учебных классов — лазарет, церковь, баня, квасоварня, библиотека, прачечная и многое другое.
Главным достоянием Второго Кадетского корпуса были, конечно, люди. Офицеры-воспитатели, педагоги, прошедшие через не одну войну.
Директор, генерал-лейтенант Николай Линевич - участвовал в Русско-турецкой войне. Отличившись в боях, был удостоен трёх орденов. Именно во время его руководства была открыта подготовительная школа корпуса в Ташкенте. На её базе в 1904 году откроется Наследника цесаревича кадетский корпус.
Исключительна личность Василия Григорова, возглавлявшего Второй корпус с 1902 по 1911 год. В книге приводятся воспоминания очевидцев, показывающих генерал-лейтенанта настоящим воспитателем — человеком гуманным и мудрым.
«На одном из заседаний педкомитета Григоров спросил: «Что делать с круглыми сиротами? Среди них найдутся мальчики, вполне отвечающие своими нравственными и физическими качествами будущей деятельности, но неспособные выдержать требований новых программ, чрезмерно перегруженных учебным материалом. Им один выход - улица. А разве мало у нас случаев, когда родители неуспевающих или дурно аттестованных по поведению кадет категорически заявляли: «Я не возьму сына, его девать некуда» или «Выпускайте сына на улицу, а мне его не надо». Мы слишком облегчаем себе задачу, снимая с себя нравственную ответственность за дальнейшую судьбу мальчиков. Нельзя сбывать воспитанника с рук для того, чтобы только от него отделаться», - цитируют его высказывания в книге Семеновы.
Григоров любил повторять, что арест и другие суровые наказания малоэффективны. Тревожился он, что жизнь кадет расписана по минутам, а сами они находятся на всём готовом, что не способствует «выработке характера, воли и проявлению самостоятельности». Этот человек, отстаивавший хулиганов, казалось, думал обо всем и о каждом.
От Спартанца до деда Марины Влади
А чего стоила фигура Спартанца! Это прозвище подполковника Петра Порфирьевича Дударя, расстрелянного 7 апреля 1918 году большевиками вместе с другими педагогами корпуса за участие кадет в набеге белоказаков на город. Около тридцати лет Пётр Порфирьевич прослужил во Втором. Кличку от кадет получил за спартанский образ жизни и любовь к спорту. Младшие воспитанники, по воспоминаниям очевидцев, несколько дней подряд плакали после его гибели.
Колоритна фигура Евгения Энвальда — дедушки актрисы Марины Влади по материнской линии. Евгений Васильевич — потомственный военный, был коренным оренбуржцем. Окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус. Во Втором корпусе восемь лет прослужил офицером-воспитателем. Кадетам он запомнился излишне строгим, при нём они порой боялись дышать.
Энвальд участвовал в Русско-японской войне. Был ранен. Геройски себя проявил в сражениях Первой Мировой. Авторы приводят в книге его наградной лист, в котором записано: «Государь император в 10-й день марта 1915 года всемилостивейше соизволил пожаловать орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени командовавшему 124-м пехотным Воронежским полком, ныне командиру бригады 42-й пехотной дивизии генерал-майору Евгению Энвальду за то, что 6 марта 1915 года, лично руководя действиями четырёх батальонов, оборонявших высоту у д. Сташувки, обстреливавшуюся сильным огнем артиллерии противника, не только отбил все яростные атаки австрийской дивизии, но сверхчеловеческими усилиями четвёртой контратакой своих храбрецов сбросил австрийскую дивизию с высоты и далеко гнал противника, работая штыками и прикладами».
Гражданская война заставила Энвальда эмигрировать. Умер геройский генерал в Сербии от паралича сердца, где последние годы работал церковным сторожем.
Его соратник, воспитатель Второго корпуса Николай Николаевич Хлыстов, также георгиевский кавалер, полковник, отличившийся на Русско-японской и Первой мировой, окончит жизнь в Румынии, где последние годы будет трудиться истопником в национальном музее. Можно долго продолжать этот список...Штабс-капитана Анатолия Виноходова — офицера-воспитателя расстреляют в Оренбурге в 1937 году. Да, десятилетия спустя реабилитируют, но что это изменит?
Сломанные судьбы одних из самых честных и преданных своему Отечеству людей. В коротеньких, сжатых биографических очерках Семеновы смогли будто поклониться им.
Величие учителей
На высочайшем уровне было поставлено обучение в корпусе. Французский язык преподавал — француз, английский — англичанин, немецкий — немец. Ну а военному делу — прошедшие через все, как это сейчас принято говорить, горячие точки того времени — ветераны. Среди учителей был известный учёный Николай Зарудный, обучавший кадет географии. Пению учил Николай Федотов. Талантливый музыкант — он не побоялся сделать предложение молодой вдове, у которой было пять детей. И ещё пять у них родилось. Потому работали муж с женой каждый на нескольких работах. Поднимали ребят. Их дочь Софья впоследствии выйдет замуж за музыканта Леопольда Ростроповича и станет матерью великого виолончелиста Мстислава Ростроповича.
Какими могли расти кадеты, если у них были такие учителя? Свободными. Смелыми. Слухами обросла шалость будущих офицеров, осмелившихся изобразить из себя французских фотографов перед начальницей Оренбургского женского института благородных девиц княгиней Софьей Оболенской. Та, поверив, устроила им экскурсию и была с ними очень любезна. Когда шалость вскрылась, княгиня разгневалась и потребовала исключить их из заведения.
Сам великий князь Константин Романов – «Отец всех кадет» - вступился за шалунов. История запомнила имена братьев Обметко и Николая Флавицкого. Кадетский корпус, а затем и столичные училища они всё же закончили. Флавицкий отличился в боях Первой Мировой войны. Был награждён георгиевским оружием «за то, что, начальствуя отрядом из двух команд конных разведчиков и взвода казаков, в бою под гор. Лыком 1-го октября 1914 года, выполняя задачу зайти в тыл противника с целью отрезать его и будучи окружён двумя ротами противника, под перекрёстным огнем его, прорвался со своим отрядом и нанёс неприятелю большие потери»».
После революции жил с семьей в посёлке Искандер под Ташкентом. В 21-м году был обвинен во вредительстве, приговорён к трём годам заключения. Однако через год его оправдали. Так или иначе, он сумел найти себя в современной России. Дожил до 1968 года. Один из братьев, Александр Обметко, пал на полях Первой мировой войны в 1915 году…
Сам Второй корпус в конце 1919 года был эвакуирован в Иркутск. Большая часть кадет примкнув к Белому движению, погибла. Некоторым из них удалось эмигрировать. Так не стало «выносливого, как мул маньчжурский» Второго корпуса.
Времена поют в унисон
Страница за страницей, очерк за очерком — Семеновы подняли для всех нас огромный пласт истории. Осталось только воспользоваться их трудом — прочитать «2 Оренбургский кадетский корпус. История и судьбы».
Там есть над чем погоревать, поплакать, есть чему улыбнуться. Это наши с вами прадеды, деды. Наша кровь, которой щедро была полита российская земля.
Ничего нет случайного на свете. Именно в этом году, в наше время вышла в свет эта книга. Будто герои войны восстали из прошлого, напомнили о себе и своих заповедях, среди которых «Ты будешь относиться с уважением к слабому и сделаешься его защитником. Ты будешь любить страну, в которой ты родился. Ты везде и всюду будешь поборником справедливости и добра против несправедливости и зла».
Для газеты "Оренбуржье" по материалам книги «2 Оренбургский кадетский корпус. История и судьбы» Владимира и Веры Семеновых
#история России #лётка #Оввакул #офицеры россии #кадеты