Европа узнала про искусство Японии в 16 веке, когда голландцы стали экспортировать шёлк и фарфор. В 18 в . качестве упаковочного материала некоторое время даже использовали гравюры Хосусая и Утамаро. После всемирной выставки в Париже в 1867 году , Япония стала сама экспортировать произведения искусства и продавать в магазинах в Париже. В 1880-е годы в Париже художники стали массово изображать японские предметы на своих картинах. Искусство японской гравюры «укиё-э» оказало влияние на манеру письма французских импрессионистов. В Петербурге японские гравюры и дорогие предметы декоративно -прикладного искусства стали продавать в фешенебельном магазине «Александр» в 90-х годах 19 века. Постепенно японские товары появились в чайных магазинах, в курортных магазинах Ялты , а в 1905 году японец Ёкои Кисабуро открыл в России сеть магазинов «Японика» («Япония»). В России также стали проводить выставки японских гравюр, которые , несомненно, оказали влияние на некоторых русских художников.
Первое изображение на японскую тему, которое я нашла - это печные изразцы в Архиерейских палатах Суздальского Кремля.
- «Госпожа Японьска» и «Японские купцы» в Крестовой палате Суздальского Кремля
В 18 веке в России голландские изразцы были очень дороги. Поэтому в России научились делать изразцы по голландским образцам . Но и они были очень дороги. Изразцы с изображениями из «Космографии» были хитом продаж. Нам повезло, что на Суздальской голландской печи японцев можно рассмотреть очень хорошо - эти изразцы расположены на уровне глаз. Видимо, Митрополит Иларион в 17-18 вв хотел больше узнать про Японию!
2 Карел Фабрициус. «Гера скрывается у Океана и Тефии» . 1645-1646. ГМИИ им.А.С.Пушкина в Москве
Посмотрите, пожалуйста, на этот зонтик! Это японский зонтик! Эту картину нарисовал ученик Рембрандта, голландский художник Карел Фабрициус в 1645-1646 гг. В то время только голландцы имели право торговать с Японией. Для этого японцы им разрешили основать факторию на острове Десима около Нагасаки. Получили голландцы это право в 1641 г. Мы можем с полным основанием говорить, что этот зонтик является одной из первых японских вещей, доставленных в Европу. Поскольку в Версале японские фарфоровые вещи появились только в 1651-52 году., а эта картина написана в 1645 г. Не мудрено, что для раскрытия темы острова титана Океана художник решил использовать редкую и дорогую вещь. Его учитель Рембрандт любил использовать дорогие экзотические и антикварные вещи в своих картинах. Вероятно, это не только нравилось художнику, но и увеличивало стоимость картин. Жизнь талантливого ученика Рембрандта, художника Фабрициуса, оборвалась в 32 года из-за взрыва склада снарядов в Дельфте. Считается , что в мире осталось 16-17 его картин. В честь одной из них назван знаменитый роман американской писательницы Донны Тарт «Щегол».
А сейчас из главного здания Пушкинского музея перейдем в соседнее здание, где хранятся картины импрессионистов.
3 Пьер Огюст Ренуар . «Букет хризантем и японский веер» . 1880 . ГМИИ им.Пушкина, галерея искусства стран Европы и Америки, Москва
В 1880-х годах в Париже наблюдался бум японского искусства. Появилось понятие «японизм». В разных магазинах продавались как дорогие, так и дешёвые японские вещи. Ренуар не отстал от моды. На этой картине мы видим хризантемы, поставленные в дорогую японскую фарфоровую вазу Имари. Рядом на столе лежит дешевый японский веер - утива , которым принято обмахиваться летом, спасаясь от жары. В Японии есть два типа вееров : складной веер «сэнсу» и веер «утива» , похожий на маленькое опахало . На этой картине мы видим веер «утива», а на эрмитажной картине Ренуара мы можем увидеть веер «сэнсу».
3 Пьер Огюст Ренуар. Девушка с веером» . 1880-1881 гг. Государственный Эрмитаж, здание Главного Штаба.
Это картина была моей любимой картиной в четыре года! Бабушка меня водила в Эрмитаж каждую неделю. Мне очень нравился японский веер и улыбка девушки . Кто же знал, что через двадцать лет у меня будет много таких вееров!
В Японии бывают и большие веера. Ими пользуются , обычно, во время представлений и танцев. Во времена сёгуната князья - даймё тоже обмахивались большими веерами , украшенными своими гербами.
Похожий (но без гербов) веер изображён на одном портрете Б.М.Кустодиева.
4 Борис Михайлович Кустодиев. Портрет А.Н.Протасовой. 1900 Астраханская государственная картинная галерея им. П.М.Догадина
К 1890-ым гг.мода на японские вещи из Парижа докатилась до Петербурга, Москвы и Ялты. Скорее всего , такой дорогой веер эта дама могла приобрести в магазине «Александер» на Невском проспекте. Мне лично очень нравится контраст темно синего веера и иссиня-белой одежды на этом портрете . Сам художник Кустодиев в 1900 году был учеником Репина в Академии Художеств в Петербурге.
Многие художники Европы и России любили изображать японские предметы, но мало кто отваживался на долгое путешествие до Японии . Одним из таких художников был В.В.Верещагин.
5 . Василий Васильевич Верещагин. Японка. 1903. Севастопольский художественный музей им.М.П. Крошицкого
Знаменитый русский художник-баталист Верещагин давно мечтал поехать в Японию , чтобы своими глазами увидеть и изучить японскую архитектуру и искусство Японии. Его мечта сбылась только в 1903 году. Да и то, вместо запланированных шести месяцев, он смог в Японии пожить только три месяца. В связи с резким ухудшением русско-японских отношений художник был вынужден в срочном порядке возвращаться домой. В своём доме - мастерской в московских Нижних Котлах, он работал день и ночь , чтобы закончить японскую серию. Но не успел. Началась война . Верещагин вытребовал разрешение поехать на войну в Порт-Артур. Ему было 66 лет. В Москве он оставил трёх малолетних детей . В марте 1904 года вместе с адмиралом Макаровым на броненосце «Петропавловск» художник подорвался на японской мине. Несмотря на выгодные предложения из-за границы , жена Верещагина продала картины мужа, включая японскую серию, русской казне. После революции серию раздали в разные музеи. Несколько картин осталось в Русском музее в Петербурге.
6 Василий Васильевич Верещагин. На Лодке . 1903 . ГРМ
Несколько картин японской серии можно увидеть в Русском музее в Петербурге. Последней картиной серии считается картина «На лодке». Картина осталась незаконченной. Специалисты считают, что в этой картине Верещагин явно склонился к импрессионизму.
Японская тема интересовала не только художников , но и скульпторов малых форм.
7 Наталья Яковлевна Данько. Японка с мышью. 1923, ЛФЗ. Музей ИФЗ, Петербург
В 1923 году , в связи с восстановлением дип.отношений, из Лондона в Москву привезли выставку японского искусства. Наталья Яковлевна Данько увидела окимоно «Мама и дитя», ей очень понравились формы и пропорции, и она создала свой маленький шедевр.
Продолжение следует. Поговорим про японские бумажные фонарики.