Великая иллюзия, на которой держится вся западная цивилизация: "Всё доступно всем, если не опускать руки". Ну конечно, не помешает ещё немного креатива (что это такое?) и немного везения - и "чистильщик сапог вполне может стать миллионером".
Почему в это свято верят вот уже десять поколений? Даже понимая умом, что нет и не может быть ни "равного старта", ни "равных возможностей", и уж конечно, миллионов не хватит на всех? Почему в своих неудачах склонны винить себя, и только себя? Казалось бы, загадка психологии?
Но нет, не такая уж и загадка. Ведь экономические теории - это о судьбе классов и народов, а судьба конкретного человека - это действительно жизнь под девизом "ВСТАНЬ И ИДИ".
Один из поколения дойдёт до мировой известности - вот и маяк!
Николай Элпифидорович Каронин-Петропавловский, русский писатель- народник, отнюдь не считал себя идеологом. Просто реалист. В его повести "Снизу вверх" крестьянский сын Мишка ушёл в город. Ненамного лучше, чем в деревне, но всё же лучше. А почему недоволен? Сам не может объяснить - не хватает знаний, и даже просто словарного запаса. Но не безнадёжен - наблюдателен. Судьба свела его с двумя рабочими, одному из которых всю жизнь так не везло, что как только жив остался? А он теперь живёт почти как барин, работает на себя... Другой же "попал в случай" - повезло, как никому - а он этого везения и не заметил. Теперь вот плачется по кабакам на свою несчастную долю. Спился.
Но неспешный рассказ начинается с начала - с Мишкиной семьи. Перед читателем проходит три поколения Луниных.
Дедушка - тот самый "носитель крестьянской нравственности" за которую и любили "мужичка" господа писатели. Вся его житейская мудрость - в трёх словах: "Держись, стой, крепись". Потому, что это - "по-божецки". А невмочь - тогда помирай. "Хрестьянин" без терпения - поганец.
"Страдание до того было непрерывно, что каждый старался выработать в себе непрерывное терпение" - уточняет автор.
Сын дедушки - "поганец" - терпеть не хочет! Как волю объявили - так занялся отхожими промыслами. Да только ничего он толком не умеет, и характер не тот, чтобы за себя постоять. Приучен к покорности, и храбрый только дома на печке. Возвращается с заработков без денег, без тулупа, и хорошо, если не побитым.
И как уважать его сыну Мишке?
Мишка с детства хозяйничает сам, и даже мечта у него есть: когда - нибудь жениться на соседке Паше. Только у обоих - ничего...
Год батрачил, чтобы купить Паше швейную машинку - а потом вдруг понял, что ещё одного такого года он просто не переживёт. И так калекой признали, в армию не взяли.
Побег в город. Работа от зари до зари. Через полгода Мишка вдруг опомнился и ужаснулся: почему он не то, что приодеться, а даже умываться больше не хочет? И о Паше ни разу не вспомнил. Да жив ли он ещё, или работа убила?!
Кем после такого открытия становились герои Горького? Босяками. Зато свободными. Но здесь произошло сразу два чуда: Паша нашла Мишку сама. И чем - то заинтересовал Мишка Алексея Фомича - слесаря, известного всему городу. Взял его Фомич к себе в ученики.
Слесарь поначалу казался Мишке барином: живёт чисто, степенно, а жена у него - дворянка! Вот как это?! А ведь жизнь у Фомича начиналась так же, как и у Мишки: с голода и деревенской беспросветности, с побега в город. Только характер у него счастливый: всю жизнь, с самого детства, не упускал возможности поучиться у каждого, кто хоть что-то умеет. Ну и учили: сапожник - колодкой, булочник - скалкой, портной - ножницами, а кузнец - шкворнем.
И, наконец, в городе Алёшке так повезло, так повезло - в тюрьму посадили! Крыша даровая, кормят, в баню водят, а самое главное: все сокамерники - политические!
Целый год учился. Не только читать - писать (это получилось быстро), но и чертить. Одна досада: в таком счастливом месте долго держать его не стали, отправили на поселение. Там и встретил "политическую барышню", такую слабенькую, совсем больную. Помог ей выжить, а потом и поженились. И возле такой жены Алексей чуть не университет окончил.
Теперь вот Алексей Фомич - незаменимый человек, свой и на заводе, и в господских домах, где много частной работы. Идеальная судьба? Как сказать... ведь ни к какому "рабочему классу" Фомич себя не причисляет, вообще не понимает, какой у него может быть общий интерес с бездельником Вороновым?
Воронову счастье свалилось: молодые господа ходили "в народ" - и чем - то им этот парень глянулся. С детства забитый - как такому не помочь? И стали "народники" внушать ему, какой он несчастный, и как ему обязаны образованные классы.
Воронов понял буквально: целыми днями валялся на диване да курил в ожидании чая. А учиться - и не подумал! Всё, чему научился - себя жалеть, а это - погибель. Запил!
Надоел он господам, уехали. А ему куда? Снова на завод. Да только на заводе его теперь и рабочие бьют: барина из себя корчит!
Беспокойно среди этих людей Михайле, а почему - сам не понимает. Себя не понимает: вот почему он родителей забыл? Почему его не радует Паша? Поженились, живут мирно, всё, вроде, как надо - а радости нет?
Паша каждый день подсказывает мужу, как разбогатеть. Зачем, разве ей чего не хватает? Да нет, ей городская замужняя жизнь раем кажется: работы на два часа в день - а сыта! Просто не хочет, чтобы любимый Михайлушко работал, а богатые ведь ничего не делают!
Это при том, что сама Паша не может, не умеет сидеть без дела. Но понятие о счастье у неё именно такое: ничего не делать - и чтобы всё было. Учиться? А зачем?
Так возможно ли для столь разных людей счастье - одно на всех?
В чём они, эти "интересы рабочего класса"?
(Ещё о повестях забытых авторов здесь: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6e907b6ecf9600c0144a52/putevoditel-po-kanalu-6228c7c01bea6a797e7d5d3d)