Найти в Дзене
Сергей Мороз

Ракетный комплекс 15П645 «Пионер»

СССР, начало испытаний – 21.09.1974 г.

Своими глазами

С.Г. Мороз

Одной из ветвей стратегической ядерной триады являются баллистические ракеты. Первыми были вооружены «специальными» боевыми частями такие изделия малой и средней дальности. Так появились стратегические силы сухопутного базирования, которые составили вместе с соответствующими силами воздушными и морскими единую систему, которую оказалось невозможно вывести из строя одним упреждающим ядерным ударом, сколь бы массированным он не был бы. А это гарантирует удар ответный. И уже ко второй половине 1950-х гг. общий ядерный потенциал, был таков, что мог если не уничтожить всю жизнь на нашей планете, то создать ей такие условия, что и жить-то не захочется.

В этом арсенале Судного дня тогда львиную долю все еще составлял мегатоннаж атомных и водородных зарядов США, но уже в то время в самой Америке начали понимать, что советский ответный удар просто сметет их с лика Земли. Американская цивилизация умрет – вместе со всеми остальными.

Да, первые межконтинентальные бомбардировщики и баллистические ракеты были пока еще крайне несовершенны, как и система их применения. Всего этого было явно недостаточно для победы в гипотетической III мировой войне. Но всего этого Человечеству уже тогда вполне хватало для самоубийства. Что же уберегло нас тогда, в годы Первой холодной войны? Я могу ошибаться, но мне кажется, спасло нас только осознание этой простой истины теми, кто принимал тогда решения.

Но что осознают и что предпримут те, кто это делает сейчас? В создавшейся критической для всего Человечества обстановке не мешало бы вспомнить историю с ядерными ракетами малой и средней дальности США и СССР, кульминация которой пришлась на 1980-е годы.

Советский мобильный грунтовой ракетный комплекс стратегического назначения 15П645 «Пионер» с баллистической ракетой  15Ж45 – самое мощное и неуязвимое ядерное оружие средней дальности сухопутного базирования. Фото: С.Г. Мороз
Советский мобильный грунтовой ракетный комплекс стратегического назначения 15П645 «Пионер» с баллистической ракетой 15Ж45 – самое мощное и неуязвимое ядерное оружие средней дальности сухопутного базирования. Фото: С.Г. Мороз

Я здесь не собираюсь рассказывать подробно об истории создания, технических характеристиках и службе ракетного комплекса 15П645 «Пионер» – дам только самые общие сведения, остальное о нем уже расписано достаточно подробно, а сосредоточусь на личных впечатлениях от осмотра изделия. Оговорюсь сразу, я видел и фотографировал только часть того, что входит в указанный комплекс. Это самоходная пусковая установка (СПУ) 15У106 комплекса 15П645 «Пионер» – автомобиль МАЗ-547В с транспортно-пусковым контейнером 15Я107 в Музее Великой Отечественной войны в Киеве.

Самоходная пусковая установка (СПУ) 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45 – автомобиль МАЗ-547В с транспортно-пусковым контейнером 15Я107 в Музее Великой Отечественной войны – г. Киев. Фото: С.Г. Мороз
Самоходная пусковая установка (СПУ) 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» с БРСД 15Ж45 – автомобиль МАЗ-547В с транспортно-пусковым контейнером 15Я107 в Музее Великой Отечественной войны – г. Киев. Фото: С.Г. Мороз

Впервые я увидел эту впечатляющую машину промозглым зимним утром где-то в начале «лихих девяностых». В тот день ну все что называется «сошлось на мне» – отвратительная погода с мелким дождиком, отвратительное настроение по поводу хода моих личных дел и мировых событий, и отвратительное качество фотопленки, которой снабжал тогда фотолюбителей СНГ Шосткинский химкомбинат «Свема». В общем, все, чего я в тот день достиг, заключалось в том, что я насквозь промочил ноги, а единственной радостью было то, что подаренный отцом старенький «Зенит 3М» удар киевской плохой погоды выдержал с честью.

Но вот прошло несколько лет, времена стали чуть попроще, а вместо «пленочной оптики» был у меня уже не бог весть какой, а все же цифровик – «мыльница» Canon PowerShot SX100 IS. На самом деле она до «Зенита» недотягивает, но погода в тот теплый осенний день стояла замечательная, настроение стало тоже чуть получше – жизнь шла своим чередом, унывать не позволяя. И вот что вышло у меня снять 9 сентября 2013 года.

Самоходная пусковая установка ракетного комплекса 15П645 «Пионер» на фоне скульптуры Родины-Матери в Музее Великой Отечественной войны в Киеве. Длина ее согласно музейной табличке 16,8 м без контейнера с ракетой. Фото: С.Г. Мороз
Самоходная пусковая установка ракетного комплекса 15П645 «Пионер» на фоне скульптуры Родины-Матери в Музее Великой Отечественной войны в Киеве. Длина ее согласно музейной табличке 16,8 м без контейнера с ракетой. Фото: С.Г. Мороз

Как было сказано, ракеты малой и средней дальности получили ядерные боевые части еще до появления баллистических ракет межконтинентальных – МБР. Хотя в какой-то мере к стратегическому оружию можно было отнести уже первые тяжелые ракеты – немецкие А 4 (ФАУ-2), с этого момента они приобрели принципиально новое качество.

Но ни сразу после появления МБР, ни когда те стали надежным и точным оружием, от баллистических ракет средней дальности никто отказываться не спешил. Причин тому было множество. Это и меньшая стоимость, и лучшая точность, а со временем добавилась и мобильность.

В Советском Союзе еще в 1950-е годы начали разработку подвижных ракетных комплексов малой, а затем и средней дальности на колесном и гусеничном шасси повышенной проходимости. В нашей терминологии их называли грунтовыми. Венцом развития таких БРСД и стал «Пионер». Его проектирование началось по постановлению Совета министров СССР от 28 апреля 1973 г. Головной организацией стал в Московский институт теплотехники – МИТ, а проект выполнялся под руководством академика А.Д. Надирадзе, уже имевший большой опыт в этом деле, потому уже в 1976 г. новый ГРК стратегического назначения прошел все положенные испытания и был принят на вооружение.

Но в работе участвовал не один лишь МИТ.

Например, разработчиком и производителем шасси стал МАЗ – Минский автозавод, славный не только своими самосвалами.

Автомобиль МАЗ-547В, который служит в качестве шасси для самоходной пусковой установки (СПУ) 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» имеет две раздельные кабины, место водителя – традиционно слева. Фото: С.Г. Мороз
Автомобиль МАЗ-547В, который служит в качестве шасси для самоходной пусковой установки (СПУ) 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» имеет две раздельные кабины, место водителя – традиционно слева. Фото: С.Г. Мороз
Кабина водителя самоходной пусковой установки 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
Кабина водителя самоходной пусковой установки 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
Вид спереди-снизу на шасси и кабины экипажа автомобиля МАЗ-547В – самоходной пусковой установки ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
Вид спереди-снизу на шасси и кабины экипажа автомобиля МАЗ-547В – самоходной пусковой установки ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
Шасси ракетного комплекса 15П645 «Пионер» шестиосное, оно предназначено для движения по бездорожью с лужами и ухабами, преодолевая довольно крутые подъемы и спуски. Фото: С.Г. Мороз
Шасси ракетного комплекса 15П645 «Пионер» шестиосное, оно предназначено для движения по бездорожью с лужами и ухабами, преодолевая довольно крутые подъемы и спуски. Фото: С.Г. Мороз

То, что такая пусковая установка не привязана к дорожной сети, является для нее лучшей защитой от уничтожения превентивным ударом.

Передний мост автомобиля МАЗ-547В – шасси для СПУ 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
Передний мост автомобиля МАЗ-547В – шасси для СПУ 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
Колеса автомобиля МАЗ-547В, на котором установлена СПУ 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер», и их подвеска рассчитаны на движение в самых сложных условиях при том, что вес машины очень большой. Фото: С.Г. Мороз
Колеса автомобиля МАЗ-547В, на котором установлена СПУ 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер», и их подвеска рассчитаны на движение в самых сложных условиях при том, что вес машины очень большой. Фото: С.Г. Мороз

Согласно музейной табличке СПУ имеет массу 40,2 тонны без контейнера с ракетой, а полный вес снаряженной машины вообще 82,4 тонны!

Рисунок протектора и подвеска колес автомобиля МАЗ-547В – шасси самоходной пусковой установки 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Между колес – разъем подключения внешнего источника электропитания, кабель которого экранирован. Фото: С.Г. Мороз
Рисунок протектора и подвеска колес автомобиля МАЗ-547В – шасси самоходной пусковой установки 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Между колес – разъем подключения внешнего источника электропитания, кабель которого экранирован. Фото: С.Г. Мороз
Подойдем к колесу автомобиля МАЗ-547В чуть ближе – это музейное ограждение вполне позволяет. Фото: С.Г. Мороз
Подойдем к колесу автомобиля МАЗ-547В чуть ближе – это музейное ограждение вполне позволяет. Фото: С.Г. Мороз
Самоходная пусковая установка (СПУ) 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» имеет ширину 3,2 метра и высоту с контейнером 4,375 м – эти параметры жестко оговаривались из условий возможного проезда под мостами и в узких местах нашей и восточно-европейской дорожной сети, включая шоссе местного значения и проселки. Фото: С.Г. Мороз
Самоходная пусковая установка (СПУ) 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» имеет ширину 3,2 метра и высоту с контейнером 4,375 м – эти параметры жестко оговаривались из условий возможного проезда под мостами и в узких местах нашей и восточно-европейской дорожной сети, включая шоссе местного значения и проселки. Фото: С.Г. Мороз

Очень жесткие нагрузки испытывает самоходная пусковая установка 15У106 ракетного комплекса «Пионер» при пуске ракеты 15Ж45 – большой, тяжелой и мощной. Но прежде чем ракета выйдет на столбе пламени из своего контейнера, ее контейнер надо выставить, правильно сориентировав в пространстве. Это делают четыре гидравлические опоры, которые выдвигаются вниз по сторонам СПУ.

Прибыв на позицию, самоходная пусковая установка 15У106 ракетного комплекса «Пионер» ставится на гидравлические подъемники, обеспечивающие ее правильную ориентацию и устойчивость в момент пуска. На снимке – левая передняя «нога». Фото: С.Г. Мороз
Прибыв на позицию, самоходная пусковая установка 15У106 ракетного комплекса «Пионер» ставится на гидравлические подъемники, обеспечивающие ее правильную ориентацию и устойчивость в момент пуска. На снимке – левая передняя «нога». Фото: С.Г. Мороз
Левая задняя «нога» СПУ 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
Левая задняя «нога» СПУ 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
А это задняя «нога» правая – на четыре таких точки самоходная пусковая установка 15У106 устанавливается перед пуском. Фото: С.Г. Мороз
А это задняя «нога» правая – на четыре таких точки самоходная пусковая установка 15У106 устанавливается перед пуском. Фото: С.Г. Мороз

Баллистическая ракета средней дальности 15Ж45 согласно музейной табличке (это обозначение на ней не указано) имеет длину 16,5 метра, наибольший ее диаметр 1,8 м, а весит она 35200 кг. Своими глазами ее американского противника, БРСД «Першинг-2», я не видел, но друг из США прислал музейный снимок, где они рядом стоят. Ну что сказать – советское изделие выглядит внушительнее. И все показатели тактико-технических данных у него лучше.

Но дело не только в дальности пуска от 600 до 5000 км и в разделяющейся головной части с тремя ядерными боеголовками индивидуального наведения мощностью 100 или 150 килотонн – три цели одним выстрелом. Точность не хуже 550 м достаточна для поражения любых надземных целей.

Ракета разработки МИТ поставляется, хранится и находится в движении по маршруту боевого дежурства в заполненном инертным газом герметичном контейнере. Прочный «кокон» из композиционного материала надежно защищает ее от атмосферных воздействий, тогда как «американка» лежит на своем ложементе «голой». А это для сложного изделия, которое должно длительное время находиться «на свежем воздухе» в любое время года и в любую погоду, не очень комфортно и влияет на его надежность.

Твердотопливная БРСД 15Ж45 комплекса 15П645 «Пионер» поставляется, хранится и находится на боевом дежурстве в транспортно-пусковом контейнере 15Я107, который имеет длину 19,3 метра, диаметр 2,14 м и вес в снаряженном состоянии 40200 кг. Фото: С.Г. Мороз
Твердотопливная БРСД 15Ж45 комплекса 15П645 «Пионер» поставляется, хранится и находится на боевом дежурстве в транспортно-пусковом контейнере 15Я107, который имеет длину 19,3 метра, диаметр 2,14 м и вес в снаряженном состоянии 40200 кг. Фото: С.Г. Мороз
В коробах на корпусе транспортно-пускового контейнера 15Я107 ракеты 15Ж45 размещены системы, обеспечивающие ее длительное хранение, контроль и пуск. Фото: С.Г. Мороз
В коробах на корпусе транспортно-пускового контейнера 15Я107 ракеты 15Ж45 размещены системы, обеспечивающие ее длительное хранение, контроль и пуск. Фото: С.Г. Мороз
Оборудование, аккумуляторные батареи, запасы спецжидкостей и газов, а также многое другое, необходимое для длительной автономной работы комплекса 15П645 «Пионер» в самых различных погодно-климатических условиях, размещено в отсеках по бокам самоходной пусковой установки 15У106. Фото: С.Г. Мороз
Оборудование, аккумуляторные батареи, запасы спецжидкостей и газов, а также многое другое, необходимое для длительной автономной работы комплекса 15П645 «Пионер» в самых различных погодно-климатических условиях, размещено в отсеках по бокам самоходной пусковой установки 15У106. Фото: С.Г. Мороз

Самоходная пусковая установка 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» рассчитана на длительную автономную работу, в том числе в движении по маршруту боевого дежурства. Но всего на борту не запасешь, да и при обслуживании машины на базе лучше подключаться к внешней «розетке», а не «гонять за просто так» двигатель, генератор и аккумуляторы, ресурс которых надо беречь. И такая возможность, естественно, имеется.

Разъем подключения внешнего электропитания между первым и вторым колесами самоходной пусковой установки 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
Разъем подключения внешнего электропитания между первым и вторым колесами самоходной пусковой установки 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз

При этом стоит отметить, что климат в местах, где планировалось разворачивать БРСД «Пионер» и «Першинг-2», не так уж сильно различается – это все же Европа, а не Сибирь или Средняя Азия. Но и в этих суровых местах «Пионер» всегда готов служить, если Родина прикажет. А вот на счет американского «Генерала Першинга», как бы его не нахваливали эксперты, я тут не уверен – «неженка» он, да и «обмундирование» не подходит.

Одним из главных потребителей электроэнергии на борту самоходной пусковой установки 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» являются кондиционеры, длительно поддерживавшие нормальный температурный режим в кабинах, технических отсеках СПУ и в контейнере ракеты.

Выход воздуха системы кондиционирования самоходной пусковой установки 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз
Выход воздуха системы кондиционирования самоходной пусковой установки 15У106 ракетного комплекса 15П645 «Пионер». Фото: С.Г. Мороз

Но вот ракета на позиции, контейнер поднят в вертикальное положение, все предстартовые операции выполнены, координаты целей введены, команда на пуск получена и командир расчета кнопку нажал – надеюсь, это учения!

Прежде чем ядерная баллистическая ракета 15Ж45 комплекса 15П645 «Пионер» выйдет из своего транспортно-пускового контейнера 15Я107, его полусферическая головная часть должна быть сброшена. Фото: С.Г. Мороз
Прежде чем ядерная баллистическая ракета 15Ж45 комплекса 15П645 «Пионер» выйдет из своего транспортно-пускового контейнера 15Я107, его полусферическая головная часть должна быть сброшена. Фото: С.Г. Мороз
Баллистическая ракета средней дальности 15Ж45 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» имеет так называемый «минометный старт». Ее выбрасывают из контейнера горячие газы при сгорании заряда в цилиндрическом корпусе в задней части контейнера и только после выхода из него запускается маршевый двигатель. Фото: С.Г. Мороз
Баллистическая ракета средней дальности 15Ж45 ракетного комплекса 15П645 «Пионер» имеет так называемый «минометный старт». Ее выбрасывают из контейнера горячие газы при сгорании заряда в цилиндрическом корпусе в задней части контейнера и только после выхода из него запускается маршевый двигатель. Фото: С.Г. Мороз

По моему личному мнению, ракетный комплекс 15П645 «Пионер» даже в своем первоначальном виде наголову превосходил американский «Першинг-2» по комплексу основных боевых качеств. Да, он тоже не был лишен технических недостатков, но они последовательно устранялись разработчиками и производителями его компонентов.

Да, когда на рубеже 1980-х гг. вопрос стратегического ракетного вооружения средней дальности встал со всей остротой, был еще один его аспект – мобильные пусковые установки крылатых ракет наземного базирования, и здесь преимущество было за американцами. Но в то время такие крылатые ракеты, как ВGM-109 «Томагавк» с их дозвуковой скоростью уже научились обнаруживать и сбивать, а вот БРСД «обгоняли» время реакции ПРО. Это оружие было неотвратимым.

Конечно, это хорошо, что их всех уничтожили – слишком уж большую угрозу они несли всему миру. Но если советские конструкторы БРСД оказались явно лучше американских, то американские дипломаты явно переиграли советских. Или посланцы Горбачева и Шеварднадзе просто сдали прочно удерживаемые их предшественниками позиции. Соединенные Штаты получили после вступления в силу Договора о запрещении ракет средней и меньшей дальности, а затем и других соглашений по ограничению вооружений и вооруженных сил и изменения общей ситуации в мире после распада СССР решающее военное преимущество, став решающей силой в мире.

Но выстроить надежную и долговечную систему безопасности для этого мира они не смогли или не захотели и из-за этого вот уже более тридцати с лишним лет войны сотрясают даже Центральную Европу. И пусть кто-то назовет их малыми – но скажите это их жертвам! Да и к большой, полномасштабной ядерной войне куда ближе, чем в эпоху ракет средней дальности «Першинг-2» и «Пионер».

Они были по Договору о запрещении БРСМД утилизированы, но теперь все чаще поговаривают о возвращении этого «стратегического оружия кинжального боя». А в таких делах слов на ветер зря бросать нельзя.

В заключение хочу передать пожелания мира всем, кто прочитает эти слова, а особенно тем, кто делает замечательный канал Кот-ученый.