Найти в Дзене
Друг Народа

Немцы о коллаборационистах «туркестанцах»

В годы Великой Отечественной войны много советских граждан попали в немецкий плен. Немцы решили использовать пленных для войны против Красной Армии. Если славян, кроме казаков, которые были объявлены «потомками готов», в основном использовали в качестве «хиви», т. е. как разнорабочих - копать траншеи, водителями, грузчиками и др., то из представителей малых народов СССР создавали боевые подразделения с оружием в руках для борьбы на фронте или против партизан. Автор ни в коем случае не хочет оскорбить каким-либо образом «туркестанцев» Было принято решение использовать и т. н. пленных «туркестанцев» (или «тюрок»). Так немцы называли узбеков, казахов, туркмен, таджиков и киргизов. Причем, несмотря на то, что в СССР велась активная антирелигиозная пропаганда, немцы решили основным своим «козырем» сделать мусульманство, т. е. религию. Опыт религиозный пропаганды был освоен немцами еще в годы Первой Мировой войны. В 20 км от Берлина был создан концлагерь для военнопленных мусульман из русско

В годы Великой Отечественной войны много советских граждан попали в немецкий плен. Немцы решили использовать пленных для войны против Красной Армии. Если славян, кроме казаков, которые были объявлены «потомками готов», в основном использовали в качестве «хиви», т. е. как разнорабочих - копать траншеи, водителями, грузчиками и др., то из представителей малых народов СССР создавали боевые подразделения с оружием в руках для борьбы на фронте или против партизан.

Муллы для туркестанского легиона. Фото из открытых источников
Муллы для туркестанского легиона. Фото из открытых источников

Автор ни в коем случае не хочет оскорбить каким-либо образом «туркестанцев»

Было принято решение использовать и т. н. пленных «туркестанцев» (или «тюрок»). Так немцы называли узбеков, казахов, туркмен, таджиков и киргизов. Причем, несмотря на то, что в СССР велась активная антирелигиозная пропаганда, немцы решили основным своим «козырем» сделать мусульманство, т. е. религию.

Опыт религиозный пропаганды был освоен немцами еще в годы Первой Мировой войны. В 20 км от Берлина был создан концлагерь для военнопленных мусульман из русской, английской и французской армий. С помощью союзной Турции было решено прибегнуть к религиозной пропаганде - объявить «джихад» в Англии, Франции и России, где мусульмане этих стран должны были поднять восстание. А пленные солдаты мусульмане должны были быть использованы для пропаганды и в качестве диверсантов для поднятия восстаний на территории вражеских стран. Расчет был сделан на то, что у Германии не было колоний или территорий с мусульманским населением, поэтому «джихад» ей не грозил.

Туркестанцы в рядах вермахта. Фото из открытых источников
Туркестанцы в рядах вермахта. Фото из открытых источников

Несмотря на то, что Германия в Великой войне проиграла, мысль о позорном использовании религии в корыстных целях ослабить врага осталась. В 1927 г. в Берлине был создан Исламский Институт, а в 1932 г. был создан Берлинский отдел Исламского Всемирного Конгресса. В них работали эмигранты-мусульмане из России, которые верили, что немцы помогут им создан мусульманские государства. С приходом к власти фашистов эти организации попали под их контроль. Уже при нацистах при Главном Управлении Имперской безопасности (РСХА) в Дрездене был создан Институт «Арбайтсгемайгсшафт Туркестан».

Нарукавная нашивка туркестанского легионера. Фото из открытых источников
Нарукавная нашивка туркестанского легионера. Фото из открытых источников

С началом Великой Отечественной войны немцы захватили большое число военнопленных и с февраля 1942 года в Польше начали формировать «Туркестанский легион» (узбеки, казахи, туркмены, таджики, киргизы). Легион состоял из отдельных батальонов, которых было создано 14 каждый по 850 солдат. Командный состав был, естественно, немецким. Каждый такой батальон отдельно придавался немецким дивизиям. Предполагалось, что к середине или в конце 1942 года немцы выйдут на территорию Казахстана, Узбекистана и т. д. и там благодаря немецким «туркестанцам» произойдут стихийные восстания местного населения и переход «туркестанцев» из Красной Армии к немцам.

«Туркестанцы» в рядах вермахта. Фото из открытых источников
«Туркестанцы» в рядах вермахта. Фото из открытых источников

Для немецкого персонала таких батальонов печатались «памятки», в которых говорилось: «Тюркские легионеры очень восприимчивы к чужому влиянию, поэтому воспитание их - задача очень важная, и в случае успеха они будут с нами до конца. Важно не допустить влияния на легионеров извне - со стороны враждебно настроенного населения, со стороны вражеских агентов изнутри… Следует забыть, что это бывшие военнопленные, нельзя видеть в них людей, которые по моральным, расовым, культурным качествам ниже немецкого солдата… Восточные добровольцы различны даже по своей географической принадлежности… Они преимущественно дети природы (!!! - примеч. автора) с простейшими потребностями - голод и любовь… Их жизненные привычки примитивнее, чем наши. Гигиена, чистота и порядок - о многих таких вещах они не слышали. У них нет понятия бережливости, пунктуальности, живут они «от руки до рта», неторопливо, не зная даже порой деления времени. Также отличаются их моральные качества. Долг, ответственность - это выглядит для них дико и примитивно. Они склонны к воровству, мести и разбою…Немецкие солдаты должны быть образцом: никакого пьянства в присутствии легионеров, никакой непунктуальности, никакого обсуждения приказов вместе с легионерами, никакого унижения немецкого персонала перед легионерами».

«Туркестанский» легионер со старой эмблемой. Фото из открытых источников
«Туркестанский» легионер со старой эмблемой. Фото из открытых источников

Однако командир 450-го батальона немец Майер-Мадер отмечал, что немецкий персонал относится к легионерам как к бывшим военнопленным, т. е. вообще без уважения. Недовольство туркестанцев, а также за неисполнение ими приказов немцы наказывалось строго, но порою, оно возникало из-за языкового барьера (!). Короче говоря, немцы относились к ним как к людям «третьего» сорта, даже хуже, чем к военнопленным славянам.

Ситуацию осложняло то, что параллельно немцы в нацистских журналах пугали своих читателей «коммунистическими недочеловеками» с фотографиями советских военнопленных с монголоидными, азиатскими, «туркестанскими» лицами.

«Туркестанские» солдаты вермахта. Фото из открытых источников
«Туркестанские» солдаты вермахта. Фото из открытых источников

Кроме того, этот самый немецкий персонал шел на службу в такие батальоны туркестанцев не добровольно, а по распределению, поэтому немцы считали, что их назначали в качестве наказания, в результате чего они срывались на туркестанцах.

В итоге, «туркестанцы» из бывших советских военнопленных воевали в основном плохо. После поражения немцев под Сталинградом и на Кавказе туркестанские батальоны были отведены в тыл в Крым, а потом и на запад. Не помогало и то, что в батальонах состояли штатные муллы для религиозной пропаганды. Например, из 450-й туркестанского батальона дезертировала группа легионеров во главе с муллой Садыровым (!!!).

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

#история #политика #ссср #россия #германия #вермахт #великая отечественная война #вторая мировая война #власов #коллаборационизм

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

Другие статьи про коллаборационистов - «Национальная армия Казахстана» (казахские диверсанты на службе у Абвера)

Маленькая русско-украинская война 1914-1918 гг. Легион «Украинских Сечевых Стрельцов»

Как немцы помогали УПА в 1944-1945 гг.