Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Советская авиация на ретрофотографиях. Выпуск 21

Подборка фотографий Советской авиации.

1. Василий Петрович Лосенков

Василий Петрович Лосенков, Магадан, Сокол, 1970-е года. Фотография © Виктор Петрович Матвеев. Из фондов Магаданского областного краеведческого музея
Василий Петрович Лосенков, Магадан, Сокол, 1970-е года. Фотография © Виктор Петрович Матвеев. Из фондов Магаданского областного краеведческого музея
Василий Петрович Лосенков, Магадан, Сокол, 1970-е года. Фотография © Виктор Петрович Матвеев. Из фондов Магаданского областного краеведческого музея
Василий Петрович Лосенков, Магадан, Сокол, 1970-е года. Фотография © Виктор Петрович Матвеев. Из фондов Магаданского областного краеведческого музея

Василий Петрович Лосенков – командир воздушного судна Ан-12 Магаданского управления гражданской авиации. Василию Петровичу Лосенкову 14 июня 1974 года присвоено почетное звание «Заслуженный пилот СССР». Фотография сделана во второй половине 1970-х годов в Магаданском аэропорту Сокол. На заднем плане виден самолет Ан-12 181 летного отряда. Обратите внимание, что самолет окрашен в старую «красную» ливрею, в которую были окрашены пассажирские Ан-10.

2. Як-40 СССР-87443 в дни Красноярского края в Туве

Як-40 СССР-87443 Тувинская АССР, Тува, 1982 год. Встреча в аэропорту делегации Красноярского края в Дни Красноярского края в Туве. Фотография из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Як-40 СССР-87443 Тувинская АССР, Тува, 1982 год. Встреча в аэропорту делегации Красноярского края в Дни Красноярского края в Туве. Фотография из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Як-40 СССР-87443 Тувинская АССР, Тува, 1982 год. Встреча в аэропорту делегации Красноярского края в Дни Красноярского края в Туве. Встреча в аэропорту председателя исполкома Красноярского Совета народных депутатов Н. Ф. Татарчука. Фотография из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Як-40 СССР-87443 Тувинская АССР, Тува, 1982 год. Встреча в аэропорту делегации Красноярского края в Дни Красноярского края в Туве. Встреча в аэропорту председателя исполкома Красноярского Совета народных депутатов Н. Ф. Татарчука. Фотография из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Як-40 СССР-87443 Тувинская АССР, Тува, 1982 год. Встреча в аэропорту делегации Красноярского края в Дни Красноярского края в Туве. Встреча в аэропорту председателя исполкома Красноярского Совета народных депутатов Н. Ф. Татарчука. Фотография из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Як-40 СССР-87443 Тувинская АССР, Тува, 1982 год. Встреча в аэропорту делегации Красноярского края в Дни Красноярского края в Туве. Встреча в аэропорту председателя исполкома Красноярского Совета народных депутатов Н. Ф. Татарчука. Фотография из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.

В 1982 году в Туве проходили дни Красноярского края. Для этого мероприятия на самолете Як-40 СССР-87443 прибыла делегация Красноярского края, во главе с председателем исполкома Красноярского Совета народных депутатов Н. Ф. Татарчуком.

Самолет Як-40 СССР-87443, 1974 года постройки эксплуатировался в Красноярском УГА в Тувинском авиаотряде. После распада СССР этот Як-40 достался авиакомпании «Тувинские Авиалинии», где он пролетал до 1998 года. После вывода из эксплуатации самолет был на хранении в аэропорту Кызыл. В августе 2017 года этот Як-40 был утилизирован.

3. Погрузка Ли-2 СССР-Л4272 в Молотове

Ли-2 СССР-Л4272, Молотов, 1940-е года
Ли-2 СССР-Л4272, Молотов, 1940-е года

Погрузка груза в самолет Ли-2 СССР-Л4272 на аэродроме города Молотов. Снимок сделан в конце 1940-х годов. В 1940-1957 годах город так называлась Пермь. На переднем плане грузовик ЗиС-150 с гос. номером «МЭ 57-65».

Самолет изображенный на фотографии Ли-2 СССР-Л4272 был произведен в марте 1946 года на авиазаводе №84 в Ташкенте. Этот Ли-2 поступил в Волжское управление ГВФ в Куйбышевский авиаотряд, где пролетал до 1955 года, пока не был списан 24 сентября по износу.

4. Диспетчерская в Домодедово

Москва, Домодедово, 1973 год
Москва, Домодедово, 1973 год

Интересный снимок внутри диспетчерской в Московском аэропорту Домодедово. Снимок сделан в 1973 году. Обратите внимание на самолеты Ту-114 и Ил-18 на заднем фоне. Самолеты Ту-114 эксплуатировались в Домодедово до 1976 года. Последний пассажирский рейс в «Аэрофлоте» Ту-114 выполнил 2 декабря 1976 года по маршруту Хабаровск – Москва (Домодедово).

5. Самолет Як-40 СССР-87614 в Ленинакане

Як-40 СССР-87614, Армянская ССР, Ленинакан, август 1974 года. Фотография © Никита Азарян
Як-40 СССР-87614, Армянская ССР, Ленинакан, август 1974 года. Фотография © Никита Азарян

Самолет Як-40 СССР-87614 в Ленинакане в августе 1974 года. Этот самолет 1971 года выпуска эксплуатировался в Армянском УГА в Ереванском авиаотряде. С 1973 года в Ленинаканской авиаэскадрилье. 20 июля 1983 года самолет Як-40 СССР-87614 передан в МАП в ОКБ Сокол (ранее ОКБ спортивной авиации). Там авиалайнер пролетал до 1988 года, пока не был списан 20 сентября этого же года.

На заднем плане вертолет Ми-8 СССР-25721, 1973 года выпуска, который пролетал в Армянском УГА до 1977 года и был потерян в результате чрезвычайного происшествия. Вертолет списали 27 сентября 1977 года.

6. Легендарный Ан-2 – ликвидатор

Ан-2, ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 4 мая 1986 года. Фотография © А. Бормотов
Ан-2, ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 4 мая 1986 года. Фотография © А. Бормотов

Не только сельскохозяйственная версия самолета Ан-2 использовалась на авиационно-химических работах в интересах народного хозяйства. При ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, применили самолет Ан-2, который обрабатывал местность с целью дезактивации. Снимок сделан 4 мая 1986 года. С мая по декабрь 1986 года была проведена широкомасштабная дезактивация зараженных территорий в Чернобыльской зоне отчуждения. В этих работах помимо вертолетов ВВС, была задействована гражданская авиация «Аэрофлота», среди которой были самолеты Ан-2 и вертолеты Ка-26.

7. Иосиф Кислый

Иосиф Кислый, Ту-124, Эстонская ССР, Таллин, 1976 год. Фотография © K. Liiv
Иосиф Кислый, Ту-124, Эстонская ССР, Таллин, 1976 год. Фотография © K. Liiv

Иосиф Кислый, заслуженный транспортник Эстонской ССР, пионер авиации, первоклассный бортинженер Таллиннского аэропорта Эстонского управления гражданской авиации у самолета Ту-124 в 1976 году. Обратите внимание на то, что самолет в старой цветовой схеме...

8. Бортпроводница Инта Паас

Инта Паас, Эстонская СССР, Таллин, февраль 1973 года. Фотография © Владимир Горбунов
Инта Паас, Эстонская СССР, Таллин, февраль 1973 года. Фотография © Владимир Горбунов

Бортпроводница Инта Паас, работавшая в Таллинском ОАО. После ухода из Аэрофлота она работала на радиоэлектронном заводе «Пунане РЭТ».

9. Ил-62 СССР-86697 в Париже

Ил-62 СССР-86697, Франция, Париж, Орли, 7 июня 1975 года. Фотография © © Alan Bushell
Ил-62 СССР-86697, Франция, Париж, Орли, 7 июня 1975 года. Фотография © © Alan Bushell

Этот самолет 1972 года сразу попал в ЦУМВС в Шереметьево. C февраля 1974 года по июнь 1975 года наш Ил-62 эксплуатировался в интересах авиакомпании «Cubana de Aviacion». В марте 1978 года авиалайнер передали в Узбекское УГА в Ташкент, где он пролетал десять лет. В январе 1988 года самолет списали.

10. Лучшие бортпроводницы О.А. Потапова и М.К. Маджитова

Ил-62, О.А. Потапова и М.К. Маджитова, Ташкент, 1975 год. Фотография © С. Безносов
Ил-62, О.А. Потапова и М.К. Маджитова, Ташкент, 1975 год. Фотография © С. Безносов
Ил-62, О.А. Потапова и М.К. Маджитова, Ташкент, 1975 год. Фотография © С. Безносов
Ил-62, О.А. Потапова и М.К. Маджитова, Ташкент, 1975 год. Фотография © С. Безносов

Лучшие бортпроводницы О.А. Потапова и М.К. Маджитова Ташкентского объединенного авиаотряда Ордена Трудового Красного Знамени Узбекского Управления гражданской авиации. Бортпроводницы стоят у трапа самолета Ил-62. Снимок сделан в Ташкенте в 1975 году.

© Юрий Дорошенко

Продолжение следует...