Журнал Форбс на радость всем хейтерам новомодного онлайн-образования выдал журналистское расследование про Skillbox – мол, убыточная платформа, из которой бегут люди, и которую сотрясают скандалы и судебные иски. Эксперты разных уровней диванности, находящиеся в разных стадиях эффекта Даннинга-Крюгера, начали давать свои комментарии, и тут, конечно, снова возникло на горизонте слово «инфоцыганство».
Тут, конечно, нужно опять сказать, что публика на нашем рынке не понимает разницу между инфоцыганством и плохим образованием. В настоящем инфоцыганстве в стиле Тони Роббинса и Блиновской процесс и коммуникация значительно важнее результата – и убыточным настоящее, простихосспади, качественное инфоцыганство не бывает, а бывает только невероятно маржинальным, потому что «быстрый кайф» - отличный способ получить денег от населения.
А вот для онлайн-образования результат (то есть приобретенные скиллы) – это наше все, а вовлечение, процесс и прочие фокусы – необходимое, но не достаточное условие. Более того, маржа в настоящем онлайн образовании сравнительно (по сравнению с инфоцыганством) скромная, а попытка сыграть на эффекте масштаба может привести к такому снижению качества, что люди просто перестанут у вас учиться. К тому же в обучении работает тот же эффект, что и в анекдоте про психолога и замену лампочки - количество студентов настоящих онлайн-ПТУ ограничивается теми, кто сам хочет меняться.
И, чтобы побороться за рынок, онлайн-ПТУ прибегают к разным ухищрениям – то пообещают трудоустройство разной степени гарантированности (от карьерных консультаций и партнерства с ведущими компаниями до никем не проверяемых утверждений про возможность получать большие деньги), то возьмут денег со слушателей как за полный курс, даже если они отказались после пары занятий. И это может быть небесспорные практики, но если людей все-таки честно учат конкретным скиллам, то это все частности.
Но это все присказка. Сказка, похоже, в том, что акционеры образовательного холдинга «Скиллбокс» сами не поняли разницу между онлайн-образованием и инфоцыганством. О чем свидетельствует тот факт, что на должность гендиректора образовательного холдинга был назначен человек, много лет развивавший не просто имеющую весьма отдаленное отношение к реальному образованию, но еще и наиболее печально известную в России движуху под названием «Бизнес-Молодость».
В целом на этом историю про Скиллбокс можно было бы и закончить. Но в статье довольно много чего интересного о том, как уделать образовательный бизнес, применяя проверенные приемы, неплохо работавшие в «Бизнес-молодости», и активно избавляясь от всяких зануд, которые про качество учебных программ, репутацию и прочие подобные глупости.
По материалам WTF-RU