Найти тему
Анастасия Богачёва

Счастье - в свободе или в смысле?

Есть люди, которые любят говорить, что дети – существа в целом более искренние, веселые и в целом счастливые, чем взрослые. И в поддержку своего мнения цитируют разные популярные исследования про то, что дети улыбаются и смеются в десятки раз чаще, чем взрослые.

Но эти замечательные люди забывают, что дети и плачут в десятки раз чаще взрослых, и если взрослый человек будет вести себя с эмоциональной волатильностью ребенка, то окружающим очень скоро захочется вызвать соответствующего специалиста.

В рамках популяризации профессии предпринимателя принято продвигать тезис, что предприниматели – счастливые люди. Уж во всяком случае счастливее наемных сотрудников, занимающихся не пойми чем. И Wall Street Journal пишет, что в среднем по больнице все действительно так, но есть нюансы.

И первый нюанс – это как раз эмоциональная волатильность. Количество и глубина эмоциональных качелей в стиле «я червь – я бог – я червь», свойственных характеру и деятельности человека, занимающегося собственным бизнесом, запросто сведет с ума среднего представителя офисного планктона. Но несмотря на эти жуткие для среднего человека перепады, предприниматели в опросах в среднем заявляют, что они в среднем счастливее наемных сотрудников.

Удивительным образом этот факт совершенно не связан не только с душевным комфортом, ни с высоким достатком. Статистически средний предприниматель живет меньше среднего офисного самурая, работает больше него, у него более напряженная ситуация с личной жизнью, а вот зарабатывает он в среднем меньше.

Успешные бизнесмены – это, конечно, другое дело, но это скорее ошибка выжившего. Но и когда предприниматель начинает зарабатывать большие деньги, счастья у него от этого не прибавляется – мелкие предприниматели по уровню счастья на уступают крупным. Так что парадоксальным образом счастье предпринимателя, кажется, не только не в деньгах, но даже не в их количестве.

Но вот забавная штука, про которую пишут в WSJ. Многие годы исследователи считали, что счастье предпринимателя – это функция от его свободы. Чем более ты свободен в принятии собственных решений и распоряжении собственным временем, тем ты будешь счастливее. Но оказалось, что свобода – это важная, но не определяющая счастье переменная.

А определяющая – смысл. Не обязательно глобальный в стиле «спасти мир» (хотя и это тоже), но вполне прозаический – вкусно кормить людей, например, или делать хорошую удобную мебель.

В эпоху bullshit jobs, когда огромное количество людей на работе занимается непонятно чем за вполне приличные и все увеличивающиеся деньги, а цивилизованный мир вместо бедности и голода захлестывает эпидемия душевных расстройств, самыми счастливыми удивительными образом оказываются те, кто статистически рискует больше, живет меньше и находится в состоянии постоянной эмоциональной волатильности. Просто потому что эти люди видят смысл в том, что делают.