Найти тему
Арт-альбом

Федор Тютчев: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся...»

Начиная с середины XIX века в русской литературе всё большее звучание начинает приобретать тема гражданственности. Это было время, когда молодежь в особенности проникалась революционно-демократическими идеалами и от художественного произведения требовали непременно «пользы», совершенно отстраняясь от «красоты».

В. Г. Белинский хорошо понимал, что «смешно требовать», чтобы поэт «за долг себе поставил подчинить своё свободное вдохновение разным текущим потребностям». Дело не в том, насколько активно художник откликается на «злобу дня», а в самом факте наличия у него определённого миросозерцания, которое не может не выявиться в его произведениях.

Н. Г. Чернышевский называл Тютчева «истинным поэтом», а Н. А. Добролюбов проницательно заметил, что величие таланта Тютчева состоит «не только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы», но что ему «доступна... и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

Портрет Ф. И. Тютчева, начало 1820-х гг., неизвестный художник (фото: Яндекс.Картинки)
Портрет Ф. И. Тютчева, начало 1820-х гг., неизвестный художник (фото: Яндекс.Картинки)

Особенности судьбы и характера Ф. И. Тютчева определили неправомерно замедленное распространение его известности не только среди широкой читающей публики, но и среди литераторов-современников. Лев Толстой вспоминал, как в 1855 году: «...Тургенев, Некрасов и К° едва могли уговорить меня прочесть Тютчева. Но зато когда я прочёл, то просто обмер от величины его творческого таланта». А ведь Тютчев к тому времени уже четверть века печатался. И тем не менее честь «открытия» Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, в 1850 году обратившему внимание читателей «Современника» на стихи уже немолодого поэта, которые он в своей статье приравнивал к лучшим образцам «русского поэтического гения».

Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в родовом имении Овстуг Брянского уезда Орловской губернии. Домашнее воспитание его направлялось самозабвенно преданным литературе поэтом С. Е. Раичем, который вспоминал о своем ученике: «По тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом».

Семён Егорович Раич, учитель Ф. Тютчева и М. Лермонтова (фото: Яндекс.Картинки)
Семён Егорович Раич, учитель Ф. Тютчева и М. Лермонтова (фото: Яндекс.Картинки)
Усадьба Овстуг дворянского рода Тютчевых (фото: Яндекс.Картинки)
Усадьба Овстуг дворянского рода Тютчевых (фото: Яндекс.Картинки)

В московском университете Тютчев слушал лекции известного словесника А. Ф. Мерзлякова, который и представил юного поэта в Общество любителей российской словесности.

По окончании университета Тютчев поступает на дипломатическую службу и весной 1822 года покидает родину, чтобы вернуться лишь через 22 года. За границей (в Мюнхене, затем в Турине) он живёт вне русской языковой среды, к тому же обе жены поэта (на чужбине Тютчев женился, овдовел, женился вторично) были иностранками, не знавшие русского языка. Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции. По-русски писались только стихи.

Изредка стихи Тютчева появлялись на страницах русских периодических изданий, но это обычно журналы и альманахи второстепенные, малочитаемые («Урания», «Галатея»). Только в 1836 году целую подборку его стихов, правда, подписанных не полным именем, а инициалами Ф. Т., напечатал в своем «Современнике» Александр Пушкин. На них обратили внимание такие знатоки и ценители поэзии, как В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. В. Киреевский.

Вернулся в Россию Тютчев в 1844 году. Это было время неблагоприятное для поэзии. После смерти Пушкина, Лермонтова казалось, что «золотой век» русской поэзии завершился, да и в обществе ощутимы были новые веяния, отвечала которым не лирическая поэзия, а «положительная» проза. Впрочем, Тютчев никогда не стремился стать профессиональным литератором: издателям и поклонникам его творчества приходилось всякий раз уговаривать его дать стихи для печати. В 40-е годы Тютчев не печатается почти 10 лет, естественно, помнят его только малочисленные почитатели. И только в 50-х годах Некрасов и Тургенев как бы извлекают стихи Тютчева из небытия, опубликовав большую подборку их в «Современнике». В 1854 году выходит в свет первый поэтический сборник Тютчева, а второй — он же последний прижизненный — в 1868 году.

Первый поэтический сборник Тютчева (фото: Яндекс.Картинки)
Первый поэтический сборник Тютчева (фото: Яндекс.Картинки)

Незадолго до возвращения на родину, вспоминая свою московскую юность, Тютчев писал родителям: «Не подлежит сомнению, что будь я ещё на этой исходной точке, я совсем иначе устроил бы свою судьбу». Мы не знаем, что имел в виду поэт, но дипломатической карьеры он не сделал. Однако, вовсе не из-за отсутствия интереса к политике — напротив, внешнеполитические вопросы всегда составляли один из главнейших интересов жизни Тютчева. Свидетельства тому — его публицистические статьи, его письма, воспоминания современников.

За 70 лет жизни Тютчева сменились 3 царя, и ни одно реальное царствование чаяниям поэта не отвечало. Тютчев имел прекрасную возможность вблизи наблюдать за деятельностью государственной машины — ведь он до конца своих дней находился на государственной службе (сначала старшим цензором при министерстве иностранных дел, а последние 15 лет — председателем Комитета иностранной цензуры). Кроме того, звание камергера налагало на него обязанность бывать при дворе. Взгляд Тютчева на положение дел внутри страны с течением времени становился всё более пессимистичным: «В правительственных сферах бессознательность и отсутствие совести достигли таких размеров, что этого нельзя постичь, не убедившись воочию», — вынужден признать он на склоне лет.

Портрет Ф. И. Тютчева работы С. Ф. Александровского, 1876 г. (фото: Яндекс.Картинки)
Портрет Ф. И. Тютчева работы С. Ф. Александровского, 1876 г. (фото: Яндекс.Картинки)

Итак, политика, общественные интересы глубоко волновали Тютчева — государственника и дипломата: «Часть моего существа отождествилась с известными убеждениями и верованиями». Этой «части» обязаны своим появлением на свет политические стихи Тютчева, в большинстве своем написанные «по случаю» и в согласии с его принципом «смягчать, а не тревожить» сердца «под царскою парчою». Стихи эти значительно уступают в силе и художественности лирическим его произведения.

Истинное величие Тютчева обнаруживается в его лирике. Гениальный художник, глубокий мыслитель, тонкий психолог — таким предстает он в стихах, темы которых вечны: смысл бытия человеческого, природа, связь человека с природой, любовь. Эмоциональная окраска большинства тютчевских стихотворений определяется его мятущимся, трагическим мироощущением.

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Тютчев-созерцатель создает лирические шедевры, прелестные и образные пейзажные зарисовки.

Тютчев-мыслитель, обращаясь к природе, видит в ней неисчерпаемый источник для размышлений и обобщений космического порядка. Его философская лирика менее всего «головная», рассудочная. Прекрасно охарактеризовал её И. С. Тургенев: «Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием чувства или сильного впечатления; вследствие этого, если можно так выразится, свойства происхождения своего, мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлеченною, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им и сама его проникает нераздельно и неразрывно».

Радость бытия, счастливое согласие с природой, безмятежное упоение ею характерны преимущественно для стихотворений Тютчева, посвящённых весне.

Фото автора канала Арт-альбом
Фото автора канала Арт-альбом

Постоянные мысли о хрупкости жизни были вечными спутниками поэта. «Чувство тоски и ужаса уже много лет как стали обычным моим состоянием» — такого рода признания нередки в его письмах. Неизменный завсегдатай светских салонов, блестящий и остроумный собеседник, по определению П. А. Вяземского, Тютчев был вынужден «избегать во что бы то ни стало в течение восемнадцати часов из двадцати четырех всякой серьезной встречи с самим собой». Но постоянное прибывание на людях мало помогало: «Мне не с кем поговорить... мне, говорящему со всеми». Поэт был обречён на внутреннее одиночество, тем более тяжкое, что, по собственному признанию, он «так мало мог довольствоваться самим собой». И мало кто мог постичь его сложный внутренний мир.

Вот каким видела отца дочь Тютчева Анна: «Он мне представляется одним из тех изначальных духов, таких тонких, умных и пламенных, которые не имеют ничего общего с материей, но у которых нет, однако, и души. Он совершенно вне всяких законов и правил. Он поражает воображение, но в нём есть что-то жуткое и беспокойное».

Фото автора канала Арт-альбом
Фото автора канала Арт-альбом

На тютчевских лирических пейзажах лежит особенная печать, отражающая свойства его собственной душевной и физической природы — хрупкой и болезненной. Его образы и эпитеты часто неожиданны, непривычны и на редкость впечатляющи. У него ветви докучные, земля принахмурилась, день скудеющий и т. п.

Утонченный психологизм пронизывающий творчество Тютчева приобретает конкретно-житейский характер в так называемом «денисьевском цикле» поэта. Тютчеву было 47 лет, когда его любовь вызвала ответное и значительно более сильное чувство со стороны молодой девушки Елены Александровны Денисьевой.

Поэт-мыслитель всю жизнь — от ранней юности до последних дней болезненной старости — чрезвычайно интенсивно жил сердцем. Он любил и был любим, но считал любовь чувством изначально губительным, «поединком роковым».

Полюбив страстно и безоглядно, Денисьева всецело отдалась своему чувству, восстановив против себя общественное мнение. Не только «свет» отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрекся от неё. Главной же мукой было то, что любимый, ради которого всё было принесено в жертву, не принадлежал ей полностью: Тютчев не только не порывал со своей семьей, но продолжал по-своему любить жену, во всяком случае, дорожить ею.

Е. А. Денисьева (фото: Яндекс.Картинки)
Е. А. Денисьева (фото: Яндекс.Картинки)
Вторая жена Тютчева Эрнестина Пфеффель (фото: Яндекс.Картинки)
Вторая жена Тютчева Эрнестина Пфеффель (фото: Яндекс.Картинки)

Эта «последняя любовь» Тютчева длилась 14 лет, до самой смерти Денисьевой, сошедшей в могулу в возрасте 38 лет от чахотки, течение которой обострили и ускорили душевные страдания.

Тютчев очень тяжело переживал утрату. Столько страдания и муки в стихах, посвященных памяти Елены Александровны, что невольно в сознании возникает народное понятие убивается. Он пережил её на 9 лет. В эти последние годы Тютчев едва успевает оправляться от потерь близких ему людей: мать, брат, четверо детей...

Его черёд пришел 15 июля 1875 года. Но остались стихи Тютчева, которые сам он так мало ценил, так небрежно хранил, полагая: «В наш век стихи живут два-три мгновенья...»

Фото: Яндекс.Картинки
Фото: Яндекс.Картинки

Однако тирания времени, которую так остро ощущал поэт, оказалась не властна над его творчеством. Конечно, совершенство формы и значительность содержания поэзии Тютчева требует от читателя определенной культуры, просвещённости.

В свое время в статье о Тютчеве Афанасий Фет писал: «Тем больше чести народу, к которому поэт обращается с такими высокими требованиями. Теперь за нами очередь оправдать его тайные надежды».

Ставьте ♡ делитесь мнением и подписывайтесь на канал!

С уважением, автор канала Наталья