Дорогие друзья! Я начинаю публикацию записей из семейного документа – блокадного дневника тёти Муси.
Ее звали Эльвира Александровна Каптаренко. И она была мне не совсем тетей, а родной сестрой моего знаменитого деда-долгожителя Александра Александровича Каптаренко. Почему же я (и все мои близкие) называли ее Мусей?
А дело было так. Мой прадед Александр Николаевич Каптаренко в 1910 году приехал в Петербург, чтобы получить юридическое образование. Но очень скоро познакомился с белокурой и хрупкой девушкой по имени Адольфина - и влюбился без памяти.
Адольфина Рейхенбах тоже была приезжей - из большой семьи прибалтийских немцев. Юная парочка собралась под венец - но не тут-то было.
- Только через мой труп! - заявил отец Александра, православный священник из Бессарабии. - Мой сын никогда не женится на лютеранке!
Невзирая на запрет отца, отчаянный прадед соединил свою жизнь с возлюбленной. И навсегда лишился поддержки со стороны семьи.
В 1912 году на свет появился мой дедушка, а спустя 10 лет - его сестра, тетя Муся. По лютеранской традиции дети при рождении получали по два имени: Александр-Альфред и Эльвира-Мария. В официальных документах осталось только «Эльвира». Ну а в семье девочку называли Мусенькой. Мусей.
Муся появилась на свет 1 мая 1922 г. в пос. Левашово Ленинградской области.
Помню, как дедушка декламировал стих собственного сочинения в честь дня рождения сестры:
Светлый праздник Первомай! Что случилось? Угадай!
В этот день под Петроградом наградил Господь нас чадом!
Вскоре семья перебралась в Ленинград и поселилась в большой коммунальной квартире на улице Красной (в 1992 г. ей вернули дореволюционное название – Галерная) в 25 минутах ходьбы от Исаакиевской площади.
23 сентября 1924 г. случилось страшное наводнение. Нева вышла из берегов и затопила улицы. Когда это произошло, прабабушка Адольфина находилась на далеко от дома.
По грудь в ледяной воде она с трудом добрела до квартиры. И через несколько недель скончалась от последствий сильнейшей простуды.
Когда умерла мама, Мусе было всего 2 года.
Чтобы помочь зятю ухаживать за детьми, из Прибалтики приехала родная сестра прабабушки Елена Адольфовна. Именно ее Муся в дневнике и называет «мамой».
1 мая 1941 года Мусе исполнилось 19. Она заканчивала первый курс исторического факультета Ленинградского Государственного Университета.
Тетя Муся ушла из жизни 28 ноября 2002 г.
Незадолго до своей смерти она отдала мне потертую тетрадь – дневник, который она вела с момента начала войны и вплоть до приезда в эвакуацию в Новосибирск.
На выцветших страницах – история совсем молодой девушки, жизнь которой постепенно превращается в кошмарный сон. Он которого она так и не смогла никогда оправиться. Предлагаю вместе взглянуть на страшные события глазами юной студентки Эльвиры-Марии Каптаренко. Тети Муси.