Найти в Дзене
Милана Валитова

Парадоксы и апории Зенона

Большинство парадоксов (и апории Зенона) основано на том, что-либо при задании условия, либо в ходе рассуждений какая-то количественная характеристика необоснованно подменяется качественной (или наоборот) или процесс также необоснованно "объявляется" состоянием (или наоборот). Зенон и все элеаты, увы, разницу между процессом и состоянием не понимали (это, кстати, свойственно даже крупным учёным современности, ну, вот, примерно как у дальтоников дефект зрения: и человек умный, и психика в норме, руконоги целы, а прав не дадут). Применительно хоть к апории " Ахиллес и черепаха", хоть "Стрела" и пр., связанным с движением, Зенон и элеаты путали ситуации, когда движение следует считать процессом, а когда состоянием. Дело в том, что процесс обязательно обладает КОЛИЧЕСТВЕННЫМИ характеристиками - моментом начала, продолжительностью, моментом конца, которые можно получить, сравнивая его с другим процессом, который избран калибровочным. Состояние же ни с чем сравнивать нельзя, состояние НЕ имеет никаких фиксированных количественных характеристик - момента начала, продолжительности, момента окончания, только лишь какие-то вероятностные характеристики (типа больше/меньше, раньше/позже, лучше/хуже), а то и вообще принципиальное отсутствие таковых. Можно говорить только о РАЗЛИЧНЫХ состояниях. Ещё один нюанс: описание процесса требует КОНЕЧНОГО объёма информации, а описание состояния - бесконечного. Движение вообще - это состояние, движение конкретного объекта - это процесс, у которого ИМЕЮТСЯ характеристики: момент начала движения, СКОРОСТЬ, момент окончания движения. Элеаты же считали бег Ахиллеса и черепахи одновременно и процессом и состоянием, а это невозможно. Как только мы назовём движение Ахиллеса и чер. процессом, мы ОБЯЗАНЫ назвать для каждого "бегуна" момент начала бега, направление, дистанцию, СКОРОСТЬ... - и парадокс (точнее, апория) исчезает...