*Статья-размышление. Нашла наброски статьи почти пятнадцатилетней давности и вдруг поняла, что начала черновик ровно о том же буквально пару месяцев назад (естественно, давным-давно забыв о старых набросках). Ну и ещё в выходные сходила с детьми на мероприятие для школьников, где десяток частных школ (в основном IT) раздавали почти одинаковые рекламные буклеты.
Каким должен быть современный бизнес?..
Сложный вопрос. Частично риторический. Где-то бессмысленный.
И всё же нужный.
Бизнес в современной России – непонятная чёрная дыра, помноженная на высочайшую степень неопределённости. Компании открываются, открываются, открываются (а потом закрываются, само собой)))...
Многие ниши заполнены и переполнены.
Но если посмотреть по сторонам, то в какой-то момент выясняется, что компаний (производителей, магазинов, школ, офисов, банков, курсов и т.п.) много, а обратиться не к кому. Парадокс современного рынка.
- Там, где ассортиментная политика устраивает, качество обслуживания ниже некуда.
- Там, где улыбаться научились, цены кусаются.
- Там, где устраивает вроде бы всё, обещанного приходится ждать по полгода.
А самое главное - хочется "такой же, но с перламутровыми пуговицами".
Вот в вашем бизнесе (компании, в которой вы работаете) сформулированы конкурентные преимущества (УТП, как модно говорить)?
Что среди них?
Скорее всего не ошибусь, если предположу примерно следующий список [мои списки 15-летней и 2-месячной давности совпали почти слово в слово, то есть ничего не поменялось за это время)))]
- 10/20/48 лет на рынке
- Качественный (сертифицированный/оригинальный) товар
- Широкий ассортимент
- Обученный (компетентный/квалифицированный) персонал
- Индивидуальный подход
Всё вроде верно. Всё вроде важно (и совершенно одинаково примерно у девяноста процентов компаний).
Но кому? Вам, как поставщику. Вашим сотрудникам, как носителям гордости за компанию. А не клиенту!
Не говоря уже о том, что написать преимущество и реализовать его - как говорится, две большие разницы))
Вот положим, среди ваших УТП наверняка ведь есть клиентоориентированность?
Отлично!
А теперь, внимание, вопрос:
Какой путь (реальный или виртуальный) нужно преодолеть клиенту, чтобы получить ваш продукт?
- Искать по карте нужный переулок, который на ней, собственно, и не обозначен, оставлять машину за полкилометра, лезть через дырку в заборе, подниматься без лифта на седьмой этаж и после этого ждать не менее получаса?..
- А может долго мучать поисковики в попытке обнаружить актуальные контакты, безуспешно тыкать в неработающие кнопки на сайте, заполнять огромную простыню с личными данными и потом две недели надеяться, что со мной всё-таки свяжутся?..
Но выдуманные УТП - это только полбеды. В конце концов, раз бизнес работает, значит какие-то плюсы у него действительно есть.
Основная беда в том, что клиент нынче хочет даже не "дырки в стене" и "прямо сейчас", а кое-что другое.
Продукт? - Прошлый век! Продуктов миллион, разница между ними с каждым днём всё больше нивелируется.
Качество? - Скорее минимальный входной предел.
Обслуживание? - Нуууу, пожалуй, будет небольшим бонусом (А поговорить?..)))
Скорость? - Да, но на одной скорости далеко не уедешь.
Удовлетворение эмоциональный потребностей (безопасность, уверенность, понты и пр.)? - Всё ещё да, но не только.
ВПЕ-ЧАТ-ЛЕ-НИЙ!
Как бы не сопротивлялись представители бизнеса (и я лично среди них, сопротивляющихся, ибо продолжаю пытаться продавать продукт), но главное, что продаётся сейчас - это вау-эффекты.
От упаковки, от всевозможных шоу, которые устраивает производитель/продавец, от вирусной рекламы, которой делятся, от скандалов, которые обсуждают и т.п.
Да, это общество потребления.
Да, это никогда не жившая в эпоху дефицита молодёжь.
Да, это капризный, хотящий не столько хлеба, сколько зрелищ, клиент.
А делать-то нечего, при желании быть успешным приходится идти в эту сторону.
Если вдруг у вас мелькнула мысль, что шоу устраивают кто-кто, но точно не заводы-пароходы - поищите в запрещённом нынче фб аккаунт Кубаньжелдормаша с его сатирическими зарисовками о жизни завода или в не менее запрещённом иг аккаунт Газпромнефти, которая рисует мультики про "модельеров месторождений".
Вот такие вот УТП.
И на закуску задачка из серии клиентских впечатлений (я под впечатлением, да, причём уже не впервые): что на фотографии?
(если кто-то вдруг знает - не спойлерите сразу))