В порядке небольшого предисловия.
Эти строки пишутся в тот момент, когда на Украине полным ходом идут военные действия, и автор немалую часть суток пребывает в не лучшем эмоциональном состоянии с получением последних новостей с мест своего детства. Новостей весьма жутких.
Тем не менее, он пытается не терять логику и создать вторую часть статьи на весьма актуальную тему борьбы с войнами, коррупционными схемами и взаимосвязью между ними. Ибо, в отличие от представителей мира искусства, которые могут внести свой вклад в дело мира преимущественно путем выражения эмоций, пусть даже в красивых формах, он себя ощущает представителем мира науки. А представители мира науки, прежде всего науки междисциплинарной, могут внести свой вклад в дело мира путем разработки несколько иной, более совершенной модели мира. А это им вполне под силу.
Хотя эмоции как таковые у представителей мира науки, безусловно, имеются.
Итак, вторая часть статьи «Войны и коррупционные схемы». Ее тематика будет та же, что и первой, но отдельные вопросы будут проработаны более глубоко.
В порядке краткого итога первой части: войны на нанесение ущерба как результат злоупотребления коррупционными схемами вполне возможны
В первый части статьи шел рассказ о нелегких взаимоотношениях между должниками и кредиторами. В качестве ключевого момента фигурировало то обстоятельство, что на заранее оговоренный момент погашения кредитной задолженности государство-должник к этому самому погашению может оказаться экономически неспособным, и кредитор (или целый клуб кредиторов) с ним проведет ряд переговоров по формированию тех или иных ликвидных товарно-материальных ценностей, которыми оно могло бы погасить имеющуюся задолженность.
В случае безуспешности этих переговоров государство-должник , доведенное в лице своих представителей до отчаяния, соглашается на военные действия на ее территории, главной целью которых было бы нанесение ей ущерба. Причем ущерба как материального, то есть в виде разрушенных сооружений и выведенной из строя техники, как и в виде человеческих жертв. Последние два слова выглядят весьма жестоко, ибо в подобного рода военных действиях многие его участники, как военные, так и мирные жители, автоматически превращаются в пушечное мясо. При этом само государство превращается в государство-жертву.
Сразу же один тонкий аспект. Разумеется, вполне возможна такая вещь, как территориальные уступки, когда та или иная часть государства-должника уже прекратит принадлежать ему, и тем самым она может пойти в зачет погашения долга. Но тут может возникнуть ряд проблем, связанных с государственной принадлежностью этой территории и экономической эффективностью ее использования, а это автоматически накладывает на эту территорию как теоретического претендента на роль территории для территориальных уступок (общепринятый для этого термин - разменная монета в политических играх) ряд экономических условий. С большей подробностью эта раскрыта в работе "Крымский детектив"
И еще один тонкий аспект. Если достигается соглашение о том или ином количестве материального ущерба или человеческих жертв, государство-должник обретает системную заинтересованность сообщать государство-кредитору цифры как можно боле высокие. Тем самым возникает системная заинтересованность в преувеличении имеющихся цифр, или, попросту говоря, в дутой статистике. С последней на примере экономики жизни мирной граждане СССР сталкивались неоднократно.
При этом, в отличие от войн на одержание победы над противником и на захват добычи, которые тоже были в истории человечества, эти войны могут обойтись без захвата добычи как таковой, разве что наложением контрибуционных выплат, и отсутствием ощущения военной победы или военного поражения .
Бросим более пристальный взор на процесс их назревания.
Особенности периода назревания войны на нанесение ущерба
Здесь мы возвращаемся к рассмотрению отношений должник-кредитор.
И здесь на первый план выходит одна тонкость. Он связан с ипостасью самого кредитора и инструментами по взысканию задолженности, которые находятся в его распоряжении.
Работа кредитора-экономиста ̶ это работа в известной степени конторская, офисная. При этом в случае возникновения неблагоприятной ситуации он должен быть готов все инструменты и полномочия по взысканию задолженности передать некоему объединению, владеющему силовыми инструментами.
В случае неоформленной, несложившейся государственности это могут быть частные силовые структуры, а вот если государственность как таковая носит вполне сложившийся характер, равно как и международные отношения, то государство-должник ставится в известность клубом кредиторов о государстве-гаранте. Которому в случае негатива выпадет роль государства-коллектора.
И это государство-гарант, оно же государство-коллектор, может обладать как явными, так и неявными силовыми структурами. К явным относится армия и полиция, к неявным ̶ контрразведка в том или ном виде. В целом при появлении государства-гаранта в описываемых экономических отношениях появляется новый участник, а возникающие в результате кредитно-инвестиционных операций экономические отношения могут быть оговорены и закреплены как в устных соглашениях, так и в письменных документах.
И именно в компетенции этого государства-гаранта было бы организация вышеупомянутых силовых операций по нанесению ущерба как карающего удара за злоупотребление коррупционными схемами путем подключения собственных вооруженных сил. Как это мы видим на примере роли Англии в ведении упомянутой в первой части статьи Крымской войны. Англия была отнюдь не единственным государством – кредитором России, но: роль государства-гаранта и государства-коллектора в этой войне выпала ей !
И возникает еще одна тонкость, связанная с объявлением начала военных действий. Она связана с классическим ритуалом поиска повода для них. Как правило, в роли такового выступает заранее спланированная провокация. Как правило, в роли организатора этой провокации выступает ровно те же, кто заинтересован в проведении этой войны. В случае со второй мировой войной мы в роли такового видим немецкую провокацию на Вестерплятте, а в случае Крымской войны – наверняка заранее оговоренный с англичанами конфликт с Турцией.
Далее. Соображения решения системной задачи человечества по выживанию диктуют пожелание локализовать конфликт на максимально узком и максимально насыщенном сооружениями участке земли… При этом этот участок земли оказывается в роли т.н. «горячей точки планеты», а его жители обречены на роль жертв войны и т.н. «козлов отпущения».
Давайте продолжим наши рассуждения дальше. И в качестве их следующего витка были бы военные блоки и союзы.
Здесь рассуждения провести было бы весьма несложно. Вместо вооруженных сил государства-гаранта здесь начинают фигурировать вооруженные силы всего военного блока, а в роли самого государства-гаранта начинает выступать самое сильное государство блока.
Не менее интересен случай наличия нескольких государств с различными экономическими отношениями между ними. Для конкретности: если у нас есть государство-гарант и сопредельные государства-должники, то на первый план у нас выходят экономические отношения между ними. И, если между отдельными из них также существуют такие экономические отношения, когда одно из них пребывает в роли кредитора, а другое – в роли должника, тем самым оказываясь в роли своего рода двойного должника, то на роль государства-жертвы претендентом номер один оказывается именно этот двойной должник.
Что самое печальное, мы как раз и подошли к грустным реалиям российско-украинской войны. Пребывание и России, и Украины в роли государств-должников вполне очевидно. А о том, как они в такой роли оказались – тема отдельного рассказа. Тема, неоднократно фигурирующая на страницах многочисленных СМИ.
В порядке совсем небольшого касания этой темы. Если считать долговые отношения между Россией и Западом со времен первого вложенного в Россию фунта золота или мешка перца (или мешка пороха, здесь это большой роли не играет), то у России перед неким клубом кредиторов возникла системная задолженность, которая по ходу истории передавалась от правителя к правителю.
Вопрос о ее полном погашении ставился крайне редко, (или не ставился вообще? Здесь как раз можно обратиться к соответствующим работам историков - ВП). Чаще ставился вопрос просто о предоставлении государственных гарантий, которые, опять же, соблюдались не всегда. Или не соблюдались вовсе. Были отдельные случаи предоставления в качестве залога тех или иных территорий, как это однажды и было с Крымом, чему, позвольте повториться, и посвящена работа автора этих строк под названием «Крымский детектив».
Есть точка зрения, что лучше всего с состоянием урегулированности внешней задолженности было именно при Сталине. Возможно. Здесь свое слово должны сказать профессиональные историки экономики. Но: из того, что было замечено буквально со времен брежневских: это вползание в одну кредитую задолженность за другой. И каждый новый лидер страны был просто обречен на то, чтобы эту задолженность передавать своему преемнику как эстафетную палочку.
А ощущения при этом возникали весьма оригинальные. И эти ощущения сформировали соответствующий менталитет и соответствующий жаргон. В котором фигурировали такие понятия, как «игра» и «выход из игры». Иными словами: «До меня набедокурили, я набедокурил, и пусть кто-то набедокурит после меня!». Своего рода игра в передачу эстафеты. Эстафеты коррупции.
Вот по этим причинам и неудивительно, что по вопросам погашения этих задолженностей у наиболее отважных мужей державных начинали кружиться мысли о подкупе тех или иных частных лиц со стороны государств-кредиторов. И при этом в создании неких теневых денежных масс были заинтересованы многие, в том числе представители государства-должника. СССР в данном случае. И о системном решении этих вопросов речи или не шло вообще, или вопросы системные значительно уступали вопросам оперативным.
Так эта эстафета докатилась и до времен нынешних. За Россией долг фигурирует существенный, и, судя по всему, что-то с ним придумать пытались в годы правления Дональда Трампа (2017-2021). И получилось, судя по всему, его отсрочить, но не погасить.
А тему статьи, судя по всему, можно считать раскрытой.
Пути их предотвращения…
Здесь есть несколько путей. В том числе основанные на опыте зарубежных стран. С точки зрения автора этих строк, можно говорить и о декриминализации, и о демилитаризации, и изменении в тарификации налогов. Но, что немаловажно: начать нужно с максимальной открытости информационных потоков и изменениях в структуре власти.
Ибо мир после завершения военных действия в любом случае будет новым !
Март 2022.
Другие публикации канала
Войны и коррупционные схемы. Часть 1
Войны и коррупционные схемы. Часть 3
Попытка ликбеза по отдельным системным вопросам реконструкции истории человечества
Всем спасибо за заботу о здоровье и самочувствии моей мамы !
Поддержка канала: 2200 2460 7492 8055 Мир