Найти тему
культшпаргалка

О чём плакал Пётр: самая известная ария Баха

Оглавление
Хосе де Рибера. Кающийся Святой Петр. 1632 г.
Хосе де Рибера. Кающийся Святой Петр. 1632 г.

Хотя Бах за свою жизнь не написал ни одной оперы, арий у него намного больше, чем у любого оперного композитора. Они звучат в его многочисленных кантатах и ораториях.

Кроме того, не всегда у Баха ария - это то, что поют. В его инструментальных сюитах есть также пьесы под таким названием. Даже начинающий меломан знает сверхпопулярную Арию из его Третьей оркестровой сюиты ре мажор.

Но из вокальных арий Баха самая известная - это так называемая ария Петра из его "Страстей по Матфею".

Её красота очевидна всякому. Но чтобы услышать эту музыку во всей её глубине, нужно вспомнить предысторию отречения Петра.

Ничто человеческое...

В истории, которой почти две тысячи лет, в рассказах четырёх евангелистов (Марка, Матфея, Луки и Иоанна) каким-то чудом сохранились живые человеческие черты апостола Петра.

Он был рыбаком, звали его Симон. Вместе с братом Андреем он отправился за Христом "ловить души человеческие", бросив всё - дом, семью (он был женатым человеком), своё дело.

На многих картинах он изображён пожилым человеком с седой бородой, но вряд ли в момент описываемых событий ему было намного больше тридцати - и по примерным расчётам, и по тому, с каким максимализмом молодости он вёл себя во многих случаях.

Пётр пошёл навстречу Христу по воде моря Галилейского (и едва не утонул), и больше всех других, очень искренне, клялся ему в любви и верности. Вот как Матфей описывает диалог Христа и Петра на Тайной вечере:

"Тогда говорит им Иисус: все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада.
Пётр сказал Ему в ответ: если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь.
Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.
Говорит Ему Петр: хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя".

В евангельском тексте нет прямого выражения эмоций, но горячий тон Петра читается и без восклицательных знаков.

Несмотря на все эти клятвы, в ту же ночь во время молитвы Христа в Гефсиманском саду Пётр не смог выполнить даже простую просьбу Учителя - "побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". Он заснул сразу же крепким сном вместе с другими двумя учениками. Дважды был он разбужен и пристыжен Христом ("не могли вы один час бодрствовать со Мною?"), но как-то так получалось, что засыпал снова, и едва не проспал момент пленения Учителя.

О чём плакал Пётр

Матфей рассказывает, что когда стражники схватили Иисуса, кто-то из учеников попытался защитить его мечом и отсёк ухо рабу одного из первосвященников. Он, правда, не уточняет, кто именно это сделал. Но другой евангелист - Иоанн - пишет, что это был Пётр, и в это легко поверить, учитывая его характер.

Когда Иисус был схвачен и "все ученики, оставив Его, бежали", Пётр, охваченный тревогой за Учителя, как пишет Матфей, "следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец".

Можно представить себе, как страдал Пётр, зная, что происходит сейчас с его любимым Учителем, какое тяжкое чувство вины им владело от собственного бездействия и бессилия.

Вскоре его узнали две служанки и ещё какие-то люди. Трижды они уличили его: "И ты был с Иисусом Галилеянином". Но он, поддавшись страху разоблачения, "начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека".

Караваджо. Отречение святого Петра. 1610 г.
Караваджо. Отречение святого Петра. 1610 г.

"И вдруг запел петух. И вспомнил Пётр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня.

И выйдя вон, плакал горько".

Кто поёт арию Петра?

Между прочим, то, что мы называем арией Петра, на самом деле ею не является.

Дело в том, что все персонажи "Страстей" - Евангелист Матфей, Иисус, Иуда, Пётр и другие - вообще не поют арий, их прямая речь представляет собой речитативы. А все арии в "Страстях по Матфею", включая ту, о которой идёт речь - это как бы неперсонифицированные комментарии к тому, что только что произошло, размышления на тему в богословском и психологическом ракурсах.

Поэтому, как ни странно это звучит, "ария Петра" в данном случае не означает, что её поёт Пётр. Тем более, что у Баха его голос обозначен как бас. А ария написана для альта - детского голоса.

При жизни Баха сопрановые и альтовые партии во всех церковных сочинениях пели мальчики из руководимого им хора при соборе Святого Фомы, потому что в лейпцигских протестантских церквях того времени не допускалось участие женских голосов.

Правда, сам Бах был очень недоволен уровнем вокальной подготовки своего хора. Он винил в этом правила набора в школу и условия обучения (по этому поводу он даже как-то написал докладную записку в магистрат Лейпцига).

Действительно, вокальный и содержательный уровень арий в "Страстях" довольно высок. Он оказался непреодолимым и для современных юных солистов, поэтому сейчас их заменили женские сопрано, меццо-сопрано или контральто. А начиная с середины 20 века к ним присоединились ещё и контртенора. Немногие попытки дирижёров-аутентистов сделать записи с солистами-мальчиками особым успехом не увенчались.

Как бы там ни было, арию альта из "Страстей по Матфею" уже триста лет называют арией Петра, и это отчасти верно, потому что эта музыка как нельзя лучше выражает его душевную боль. Но не только его.

"...сердце плачет и рыдают очи"

Такие муки раскаяния знакомы всякому живому человеку, имеющему совесть. Страх связывает нас по рукам и ногам, мешает сделать то, что должно, и эта ноша горького бессилия очень тяжела.

Чем светлее душа человека, чем больше в ней любви, тем острее он ощущает свою вольную и невольную вину отречения. Эта вина иногда уходит на второй план нашей жизни, но время от времени тот самый евангельский петух напоминает о ней.

Бах облёк эту боль в звуки изумительной красоты, каким-то чудом запечатлев в них одновременно и горькие слёзы, и утешение, и прощение.

Кстати, за пять лет до создания "Страстей по Матфею" Бах написал "Страсти" по другому Евангелию - от Иоанна. Там тоже есть 👉 ария Петра, она написана для тенора. Здесь чувства Петра показаны как бы в моменте, во всей свежести потрясения, которое он испытал. Это музыка душевного надрыва и самобичевания.

Ария из "Страстей по Матфею" совсем другая. Она направлена в ретроспективу вечности. Её трогательные, живые и понятные эмоции Бах переводит в категорию абсолютной музыкальной красоты.

Текст к арии Петра, как и тексты всех других арий и хоров "Страстей по Матфею", написал лейпцигский поэт Кристиан Фридрих Хенрици, публиковавшимся под псевдонимом Пикандер. Он был постоянным соавтором и приятелем Баха (и даже крестным отцом его дочери). На тексты Пикандера Бах написал довольно много кантат, в том числе, Кофейную.

Ария альта "Erbarme dich, mein Gott" написана в си миноре (в теоретических трактатах того времени её определяли как "меланхолическую" тональность). Она известна под №47 (или 39 по другой нумерации), но сам Бах никакого номера ей не давал.

"О Боже! Милостив мне буди ради слёз моих!

Воззри, как сердце плачет и рыдают очи горько пред Тобою".

Впервые это чудо лирики Баха люди услышали в 1727 году. "Страсти Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию от Матфея" - таково полное название этого сочинения - было исполнено в церкви Святого Фомы в Лейпциге.

Кстати, Бах очень ценил это своё произведение. В последние годы жизни он сделал рукописную копию партитуры "Страстей по Матфею", переплёл её и дополнительно сшил вручную. Она написана ровным красивым почерком, а евангельский текст (речитативы Евангелиста Матфея и главных персонажей) выделена чернилами красного цвета.

Как часто бывает в ариях Баха, здесь на самом деле не один, а два поющих голоса. Безутешный плач солирующей скрипки без слов рассказывает о том, как мается раскаянием человеческая душа.

Магдалена Кожена.

Ещё на эту тему:

⭐Что такое "Страсти по Матфею"

⭐Мизерере: легенда Ватикана

⭐"Кофейная кантата" Баха и антикофейная песня про турецкого кофемана

⭐С нами Бах

⭐Четыре самые прекрасные мелодии Баха, которые внушат вам надежду на лучшее

⭐Что нужно знать о Бахе

⭐Кем стали дети Баха?

⭐Японский Бах: самые изысканные обработки популярной классики

⭐Три прелюдии Баха, из которых вам станет ясно, что музыка - это магия

⭐Бах или не Бах?