"Красота - это страшная сила" - говорил Достоевский, но лучше всех показал все-таки Гоголь. Кто не знает его ужасную повесть "Вий" и страшную силу главной героини, красавицы панночки?
Вот и югославский режиссер и сценарист Джордже Кадиевич, как видно, начитался, да еще, наверное, на ночь. След истории о прекрасной ведьме тянется через все его мистические фильмы. Вроде бы и сюжеты разные, а все равно, нет-нет, да и мелькнет след сотниковой дочки. Так и чувствуешь, что панночка не помэрла, а дело ее живет и торжествует.
Сразу уточню, я также как и вы, считаю наш "Вий" лучшей экранизацией повести, но именно экранизацией того, что написано. Кадиевич же импровизирует по гоголевским мотивам и картины у него получаются страшные и сильные. Судите сами. Предлагаю посмотреть три, на мой взгляд, выдающиеся киноработы югославского режиссера о роковых красавицах, живых и не очень.
Тема, конечно, нетипичная для 8 марта, но о женщинах добрых и нежных в связи с праздником скажут много, так вспомним же и о ведьмах, у них тоже - Женский день.
"Святое место" 1990 г.
Эта картина наиболее близка к первоисточнику. Три студента, будущих священника, возвращаются с ярмарки в свою школу. Одного из них зовут Тома (привет тебе, Хома Брут!). Герой отстает от однокашников и видит как по пыльной дороге, едва не задев его, проносится черная карета, из которой улыбается знатная и прекрасная девица.
Выйдя из остолбенения и догнав своих товарищей, студент спрашивает не пострадали ли они от бесцеремонно проехавшего экипажа. Те ничего не видели. Судьба и сгустившийся туман приводят странников на одинокий хутор негостеприимной старухи.
Поздний визит хозяйки, ночная скачка с ведьмой на плечах, избиение нечисти - все присутствует, но, в момент превращения чудовища в красавицу, гнев Томы мгновенно переходит в любовное влечение, смешанное с жалостью. Нежность к избитой ведьме едва не перетекает в самую интимную близость.
Последнему мешает то, что предмет внезапной страсти героя на глазах теряет последние признаки жизни, а на дороге снова появляется черная карета. Тома убегает и возвращается в школу.
Интересно то, что прибывшие вслед друзья смеются над ним, предполагая связь со старухой, и говорят, что он, как видно, угодил ей - хозяйка с утра накормила гостей завтраком, а ведь панночка же была избита до смерти.
В этом фильме очень важны детали, потому что знакомый на вид сюжет постепенно переосмысливается. Дальше героя против воли принуждают отправиться к сотнику для отпевания его дочери в сомнительной церкви с покосившимся крестом.
Тут мелькает одна основополагающая фраза. Когда холопы сотника ведут Тому в это жутковатое здание, один из них говорит: "'Тебе здесь нечего бояться, это же Святое Место, испокон веку тут хоронят только девственниц". Панночка тоже считается девственницей, хотя рассказы ее рабов о покойной барышне включают инцест, садизм и всевозможные извращения.
Какова девственница, таково и святое место. В картине все похвалы надо понимать в обратном смысле. Вообще история мрачная, пронизанная ложью и насилием, но очень впечатляюще снятая. При почти полном сохранении гоголевских сюжетных линий и текстов, она придает им зачастую другое значение.
Юмор, смягчавший "Вия", отсутствует совсем. Вы смотрите по-настоящему серьезный фильм, с сильными эротическими мотивами, несмотря на сдержанность изображения, со страшными событиями, хотя сверхъестественного в нем - минимум. Все то, что творит панночка можно делать не будучи ведьмой, а только имея власть.
На первое место выходят отношения господ и рабов. Господа, по сословию благородные, живут в совершенно потерявшем основы морали мире, сохраняющем красивые и приличные формы.
Убийства, неограниченный разврат, безнаказанные издевательства над холопами - все можно, только негласно. Рабы, ожесточенные произволом, вымещают обиды пугая и гоня навстречу смерти несчастного семинариста. Эта тема и у Гоголя есть, но как-то завуалированно.
Центральной линией сюжета постепенно становится раскрытие образа панночки. Почему она такая жестокая? Из-за чего довела до безумия псаря Никиту? Зачем нанятый художник пишет с нее вызывающе откровенный портрет? На все вопросы можно ответить, если смотреть внимательно.
Ведьм здесь, на самом деле, - две, а причиной поступков Катарины является то, что она сама - жертва среды, в которой родилась. Так же как и дворовые, героиня отыгрывается за свои психические травмы и женское несчастье не на виновниках, а на тех, кто послабее и попадается под руку.
Атмосфера дворянской усадьбы и костюмы представителей высшего сословия, все эти кружевные зонтики, камеи, чулочки, красные туфельки Катарины создают ощущение соблазнительной и роскошной красоты разложения, царящей в фильме. Темные безлюдные дороги, полуразвалившийся хутор старухи - словно другая сторона мира.
Основная мелодия композитора Лазара Ристовски в картине одна, но красивая и сливающаяся с действием на экране.
Актеры, играющие главных героев очень привлекательны: ослепительная красавица Бранка Пуйич в роли Катарины и ее муж, актер Драган Йованович, в роли Томы. Нельзя не отметить изображение сумасшедшего Никиты актером Предрагом Милетичем.
"Бабочка" 1973 г.
Снова мы в селе, в том же XIX веке, среди цветущей летней природы. Сюжет ведет на мельницу. Здешний мельник Вулэ - редкий лежебока: спит день и ночь на мешках с мукой, пока однажды ночью к нему не заявляется острозубый вурдалак, закутанный в черный плащ с капюшоном. Мы видим только его глаза и поросшее черным волосом лицо. Конец мельнику.
Пришедшие наутро крестьяне, конечно, огорчены, но не слишком напуганы. Похоже вурдалаки в этих краях - существа неприятные, но известные. Вот и убийцу мельника сразу определили: Сава Саванович, вампир, шаливший здесь лет сто назад. Лень и желание избежать прямой схватки заставляют сельчан пойти легким путем: найти простака на роль нового мельника.
Их поиски совпали с сердечными невзгодами батрака Страхиньи. Молодой человек влюбился в хозяйскую дочку Радойку, уверился во взаимности и пошел просить руки девушки у ее отца, хотя ходили слухи, что и не отец он ей вовсе. Хозяин Живан смеется над его нищетой и прогоняет претендента в зятья.
Отчаявшийся Страхинья принимает предложение послужить мельником, хотя о том, с кем он рискует встретиться, хитрые крестьяне не сказали. Чудом парню удается уйти от зубов вампира. Теперь, волей-неволей, мужикам приходится заняться обезвреживанием нечисти, для чего требуется найти могилу упыря, а потом, после обряда, не упустить его душу, вылетающую в виде бабочки.
"Где же здесь Гоголь" - спросите вы? Большая часть сюжета наполнена юмором, очень напоминающим гоголевский и образы деревенских охотников на вампиров похожи на сельских героев повести. Хотя у картины есть свой литературный первоисточник, роман Милована Глишича "Девяносто лет спустя", влияние гоголевской прозы ощущается.
Чудесная природа и деревенский быт тоже похожи и, когда мы уже проникаемся чувством безопасности, сюжет внезапно проваливается в кошмар, в котором выплывает одна яркая деталь из "Вия"- скачки с нечистью на шее. Наконец, неожиданное противоборство со злом также плохо завершается для героя.
Кстати, Сава Саванович весьма популярный герой народного фольклора. Его образ и сейчас используется для привлечения туристов в Сербии. Село Зарожье , в котором происходит действие фильма, действительно существует и там показывают мельницу, якобы бывшую центром похождений легендарного вампира.
Музыкальный фон картины представляют народные хоровые песни.
Красиво, красочно, смешно и конец очень неожиданный. Актриса Мирьяна Николич (Радойка) - юная, нежная и хорошенькая. В остальных ролях: Петар Божович (Страхинья), Слободан Перович (Живан), Танасайе Узунович (священник), Тома Курузович (мельник Вулэ) и другие.
"Песня девственниц" 1973 г.
Добирался один благородный молодой человек привлекательной наружности с простым именем Иван в город. Остановились в местечке у корчмы. Мимо проехала чья-то господская карета.
Завидев ее, возница вдруг отказался ехать дальше. Юноша расспрашивал о причине такой упертости, но и возница, и местные крестьяне только многозначительно переглядывались и усмехались над его невежеством.
Устав чувствовать себя единственным простофилей среди знатоков, молодой человек забрал вещи и пошагал пешком. Вскоре он увидел у дороги величественный замок, с башни которого звучала странная, диссонансная, но завораживающе прелестная музыка.
Иван попытался расспросить оказавшегося рядом деревенского мальчишку, но тот сказал только, что в замке живет госпожа и предупредил, что ходить туда не надо. Героя это раззадорило и он двинулся туда, куда запрещали.
В результате Иван оказался в месте, куда проще зайти, чем выйти, а бедный парнишка поплатился жизнью.
Нужно сказать, что при интригующем начале и пугающей, напряженной развязке фильм значительно провисает в середине. Если вы не законченный поэт и романтик, наблюдать за развитием отношений Сибиллы и Ивана , слушать похожие на бред бессвязные разговоры о любви и смерти, расспросы героя о странной музыке наверху довольно утомительно.
Кроме парочки по замку бродит угрюмый слуга Бартоломео, который держится как статист, но еще выйдет на первый план. Сверхъестественного в сюжете нет, несмотря на располагающую к этому готичную атмосферу.
Черно-белый видеоряд красив, хотя качество изображения оставляет желать лучшего. В рецензиях к фильму обычно хвалят актрису Оливеру Катарину за тонкое исполнение главной роли. Играет она хорошо, но несколько тяжелая и пышная красота актрисы мне не очень понравились. Хотя может быть это так и задумано: зрелая женщина и доверчивый юноша.
Ее партнер Горан Султанович выглядит молодо и трогательно в роли жертвы сначала вынужденно, а потом и добровольно стремящейся в ловушку. Сложно сказать, что его больше удерживает: вспыхнувшая страсть к хозяйке замка, или загадка мелодичных звуков, бессистемно возникающих на чердаке.
Тайна, которую Ивану обещали раскрыть под самый конец, намекая, что она смертельна, оказалась ужасной и трудно представимой. Недаром герой остолбенел и не проявлял даже попыток спасения. То, что молодой человек остался в живых, не его заслуга.
В чем, на мой взгляд, влияние гоголевской повести: невозможность убежать, жестокая женщина, в плену которой находится герой и, наконец, прямая отсылка - мгновенно поседевшая от страшного душевного потрясения голова.
Кроме роковой "Песни девственниц" другой музыки в фильме нет.
В картине занято минимальное число актеров. Помимо двух перечисленных исполнителей, сыгравших главных героев, присутствует Иван Ягодич в роли Бартоломео. Остальные заняты в эпизодических сценах, которых тоже мало.
Мой обзор закончен, давайте попрощаемся с ведьмами и жестокими красавицами, но, надеюсь, в ближайшее время у вас появится желание глянуть на них хоть одним глазком. Давно не писала про ужастики, но если тема вас интересует, предлагаю прочесть предыдущую статью: "Твари, идущие за тобой": 3 интересных фантастических фильма о монстрах".