Найти тему
Кино и книги

"Панночка и ее жестокие сестры" - 3 редких фильма югославского режиссера Кадиевича, созданные под влиянием "Вия"

Оглавление

"Красота - это страшная сила" - говорил Достоевский, но лучше всех показал все-таки Гоголь. Кто не знает его ужасную повесть "Вий" и страшную силу главной героини, красавицы панночки?

Вот и югославский режиссер и сценарист Джордже Кадиевич, как видно, начитался, да еще, наверное, на ночь. След истории о прекрасной ведьме тянется через все его мистические фильмы. Вроде бы и сюжеты разные, а все равно, нет-нет, да и мелькнет след сотниковой дочки. Так и чувствуешь, что панночка не помэрла, а дело ее живет и торжествует.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо !
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо !

Сразу уточню, я также как и вы, считаю наш "Вий" лучшей экранизацией повести, но именно экранизацией того, что написано. Кадиевич же импровизирует по гоголевским мотивам и картины у него получаются страшные и сильные. Судите сами. Предлагаю посмотреть три, на мой взгляд, выдающиеся киноработы югославского режиссера о роковых красавицах, живых и не очень.

Тема, конечно, нетипичная для 8 марта, но о женщинах добрых и нежных в связи с праздником скажут много, так вспомним же и о ведьмах, у них тоже - Женский день.

"Святое место" 1990 г.

Эта картина наиболее близка к первоисточнику. Три студента, будущих священника, возвращаются с ярмарки в свою школу. Одного из них зовут Тома (привет тебе, Хома Брут!). Герой отстает от однокашников и видит как по пыльной дороге, едва не задев его, проносится черная карета, из которой улыбается знатная и прекрасная девица.

Выйдя из остолбенения и догнав своих товарищей, студент спрашивает не пострадали ли они от бесцеремонно проехавшего экипажа. Те ничего не видели. Судьба и сгустившийся туман приводят странников на одинокий хутор негостеприимной старухи.

Поздний визит хозяйки, ночная скачка с ведьмой на плечах, избиение нечисти - все присутствует, но, в момент превращения чудовища в красавицу, гнев Томы мгновенно переходит в любовное влечение, смешанное с жалостью. Нежность к избитой ведьме едва не перетекает в самую интимную близость.

Последнему мешает то, что предмет внезапной страсти героя на глазах теряет последние признаки жизни, а на дороге снова появляется черная карета. Тома убегает и возвращается в школу.

Кадр из фильма "Святое место". Никогда еще молодой семинарист не был так близок к совершению греха.
Кадр из фильма "Святое место". Никогда еще молодой семинарист не был так близок к совершению греха.

Интересно то, что прибывшие вслед друзья смеются над ним, предполагая связь со старухой, и говорят, что он, как видно, угодил ей - хозяйка с утра накормила гостей завтраком, а ведь панночка же была избита до смерти.

В этом фильме очень важны детали, потому что знакомый на вид сюжет постепенно переосмысливается. Дальше героя против воли принуждают отправиться к сотнику для отпевания его дочери в сомнительной церкви с покосившимся крестом.

Тут мелькает одна основополагающая фраза. Когда холопы сотника ведут Тому в это жутковатое здание, один из них говорит: "'Тебе здесь нечего бояться, это же Святое Место, испокон веку тут хоронят только девственниц". Панночка тоже считается девственницей, хотя рассказы ее рабов о покойной барышне включают инцест, садизм и всевозможные извращения.

Какова девственница, таково и святое место. В картине все похвалы надо понимать в обратном смысле. Вообще история мрачная, пронизанная ложью и насилием, но очень впечатляюще снятая. При почти полном сохранении гоголевских сюжетных линий и текстов, она придает им зачастую другое значение.

Юмор, смягчавший "Вия", отсутствует совсем. Вы смотрите по-настоящему серьезный фильм, с сильными эротическими мотивами, несмотря на сдержанность изображения, со страшными событиями, хотя сверхъестественного в нем - минимум. Все то, что творит панночка можно делать не будучи ведьмой, а только имея власть.

Кадр из фильма "Святое место". Хозяйка красивая, но злая.
Кадр из фильма "Святое место". Хозяйка красивая, но злая.

На первое место выходят отношения господ и рабов. Господа, по сословию благородные, живут в совершенно потерявшем основы морали мире, сохраняющем красивые и приличные формы.

Убийства, неограниченный разврат, безнаказанные издевательства над холопами - все можно, только негласно. Рабы, ожесточенные произволом, вымещают обиды пугая и гоня навстречу смерти несчастного семинариста. Эта тема и у Гоголя есть, но как-то завуалированно.

Кадр из фильма "Святое место". Тома ходит в церковь под охраной неумолимых слуг сотника, хотя любому видно, что ему там приходится переживать.
Кадр из фильма "Святое место". Тома ходит в церковь под охраной неумолимых слуг сотника, хотя любому видно, что ему там приходится переживать.

Центральной линией сюжета постепенно становится раскрытие образа панночки. Почему она такая жестокая? Из-за чего довела до безумия псаря Никиту? Зачем нанятый художник пишет с нее вызывающе откровенный портрет? На все вопросы можно ответить, если смотреть внимательно.

Ведьм здесь, на самом деле, - две, а причиной поступков Катарины является то, что она сама - жертва среды, в которой родилась. Так же как и дворовые, героиня отыгрывается за свои психические травмы и женское несчастье не на виновниках, а на тех, кто послабее и попадается под руку.

Атмосфера дворянской усадьбы и костюмы представителей высшего сословия, все эти кружевные зонтики, камеи, чулочки, красные туфельки Катарины создают ощущение соблазнительной и роскошной красоты разложения, царящей в фильме. Темные безлюдные дороги, полуразвалившийся хутор старухи - словно другая сторона мира.

Основная мелодия композитора Лазара Ристовски в картине одна, но красивая и сливающаяся с действием на экране.

Актеры, играющие главных героев очень привлекательны: ослепительная красавица Бранка Пуйич в роли Катарины и ее муж, актер Драган Йованович, в роли Томы. Нельзя не отметить изображение сумасшедшего Никиты актером Предрагом Милетичем.

"Бабочка" 1973 г.

Снова мы в селе, в том же XIX веке, среди цветущей летней природы. Сюжет ведет на мельницу. Здешний мельник Вулэ - редкий лежебока: спит день и ночь на мешках с мукой, пока однажды ночью к нему не заявляется острозубый вурдалак, закутанный в черный плащ с капюшоном. Мы видим только его глаза и поросшее черным волосом лицо. Конец мельнику.

Кадр из фильма "Бабочка". Вурдалак заглядывает на мельницу.
Кадр из фильма "Бабочка". Вурдалак заглядывает на мельницу.

Пришедшие наутро крестьяне, конечно, огорчены, но не слишком напуганы. Похоже вурдалаки в этих краях - существа неприятные, но известные. Вот и убийцу мельника сразу определили: Сава Саванович, вампир, шаливший здесь лет сто назад. Лень и желание избежать прямой схватки заставляют сельчан пойти легким путем: найти простака на роль нового мельника.

Кадр из фильма "Бабочка". Хозяин Живан и мельник Вулэ.
Кадр из фильма "Бабочка". Хозяин Живан и мельник Вулэ.

Их поиски совпали с сердечными невзгодами батрака Страхиньи. Молодой человек влюбился в хозяйскую дочку Радойку, уверился во взаимности и пошел просить руки девушки у ее отца, хотя ходили слухи, что и не отец он ей вовсе. Хозяин Живан смеется над его нищетой и прогоняет претендента в зятья.

Кадр из фильма "Бабочка". Радойка и Страхинья огорчены отказом и обсуждают свои невеселые дела.
Кадр из фильма "Бабочка". Радойка и Страхинья огорчены отказом и обсуждают свои невеселые дела.

Отчаявшийся Страхинья принимает предложение послужить мельником, хотя о том, с кем он рискует встретиться, хитрые крестьяне не сказали. Чудом парню удается уйти от зубов вампира. Теперь, волей-неволей, мужикам приходится заняться обезвреживанием нечисти, для чего требуется найти могилу упыря, а потом, после обряда, не упустить его душу, вылетающую в виде бабочки.

Кадр из фильма "Бабочка". Радойка - настоящая красавица.
Кадр из фильма "Бабочка". Радойка - настоящая красавица.

"Где же здесь Гоголь" - спросите вы? Большая часть сюжета наполнена юмором, очень напоминающим гоголевский и образы деревенских охотников на вампиров похожи на сельских героев повести. Хотя у картины есть свой литературный первоисточник, роман Милована Глишича "Девяносто лет спустя", влияние гоголевской прозы ощущается.

Кадр из фильма "Бабочка". Охотники на нечисть из села Зарожье.
Кадр из фильма "Бабочка". Охотники на нечисть из села Зарожье.

Чудесная природа и деревенский быт тоже похожи и, когда мы уже проникаемся чувством безопасности, сюжет внезапно проваливается в кошмар, в котором выплывает одна яркая деталь из "Вия"- скачки с нечистью на шее. Наконец, неожиданное противоборство со злом также плохо завершается для героя.

Кстати, Сава Саванович весьма популярный герой народного фольклора. Его образ и сейчас используется для привлечения туристов в Сербии. Село Зарожье , в котором происходит действие фильма, действительно существует и там показывают мельницу, якобы бывшую центром похождений легендарного вампира.

Музыкальный фон картины представляют народные хоровые песни.

Красиво, красочно, смешно и конец очень неожиданный. Актриса Мирьяна Николич (Радойка) - юная, нежная и хорошенькая. В остальных ролях: Петар Божович (Страхинья), Слободан Перович (Живан), Танасайе Узунович (священник), Тома Курузович (мельник Вулэ) и другие.

"Песня девственниц" 1973 г.

Добирался один благородный молодой человек привлекательной наружности с простым именем Иван в город. Остановились в местечке у корчмы. Мимо проехала чья-то господская карета.

Завидев ее, возница вдруг отказался ехать дальше. Юноша расспрашивал о причине такой упертости, но и возница, и местные крестьяне только многозначительно переглядывались и усмехались над его невежеством.

Устав чувствовать себя единственным простофилей среди знатоков, молодой человек забрал вещи и пошагал пешком. Вскоре он увидел у дороги величественный замок, с башни которого звучала странная, диссонансная, но завораживающе прелестная музыка.

Кадр из фильма "Песня девственниц". Просто Иван.
Кадр из фильма "Песня девственниц". Просто Иван.

Иван попытался расспросить оказавшегося рядом деревенского мальчишку, но тот сказал только, что в замке живет госпожа и предупредил, что ходить туда не надо. Героя это раззадорило и он двинулся туда, куда запрещали.

В результате Иван оказался в месте, куда проще зайти, чем выйти, а бедный парнишка поплатился жизнью.

Нужно сказать, что при интригующем начале и пугающей, напряженной развязке фильм значительно провисает в середине. Если вы не законченный поэт и романтик, наблюдать за развитием отношений Сибиллы и Ивана , слушать похожие на бред бессвязные разговоры о любви и смерти, расспросы героя о странной музыке наверху довольно утомительно.

Кадр из фильма "Песня девственниц". Иван и владелица замка Сибилла.
Кадр из фильма "Песня девственниц". Иван и владелица замка Сибилла.

Кроме парочки по замку бродит угрюмый слуга Бартоломео, который держится как статист, но еще выйдет на первый план. Сверхъестественного в сюжете нет, несмотря на располагающую к этому готичную атмосферу.

Черно-белый видеоряд красив, хотя качество изображения оставляет желать лучшего. В рецензиях к фильму обычно хвалят актрису Оливеру Катарину за тонкое исполнение главной роли. Играет она хорошо, но несколько тяжелая и пышная красота актрисы мне не очень понравились. Хотя может быть это так и задумано: зрелая женщина и доверчивый юноша.

Кадр из фильма "Песня девственниц". Конечно, герой влюбляется в загадочную хозяйку.
Кадр из фильма "Песня девственниц". Конечно, герой влюбляется в загадочную хозяйку.

Ее партнер Горан Султанович выглядит молодо и трогательно в роли жертвы сначала вынужденно, а потом и добровольно стремящейся в ловушку. Сложно сказать, что его больше удерживает: вспыхнувшая страсть к хозяйке замка, или загадка мелодичных звуков, бессистемно возникающих на чердаке.

Кадр из фильма "Песня девственниц". Тревожное счастье.
Кадр из фильма "Песня девственниц". Тревожное счастье.

Тайна, которую Ивану обещали раскрыть под самый конец, намекая, что она смертельна, оказалась ужасной и трудно представимой. Недаром герой остолбенел и не проявлял даже попыток спасения. То, что молодой человек остался в живых, не его заслуга.

В чем, на мой взгляд, влияние гоголевской повести: невозможность убежать, жестокая женщина, в плену которой находится герой и, наконец, прямая отсылка - мгновенно поседевшая от страшного душевного потрясения голова.

Кроме роковой "Песни девственниц" другой музыки в фильме нет.

В картине занято минимальное число актеров. Помимо двух перечисленных исполнителей, сыгравших главных героев, присутствует Иван Ягодич в роли Бартоломео. Остальные заняты в эпизодических сценах, которых тоже мало.

Мой обзор закончен, давайте попрощаемся с ведьмами и жестокими красавицами, но, надеюсь, в ближайшее время у вас появится желание глянуть на них хоть одним глазком. Давно не писала про ужастики, но если тема вас интересует, предлагаю прочесть предыдущую статью: "Твари, идущие за тобой": 3 интересных фантастических фильма о монстрах".

-16