Тескта будет много, т.к. сначала прочитаете отрывок романа, предложенный для анализа, потом некоторые необходимые разъяснения современным читателям, далее - подробный последовательный анализ текста, и только -потом - приблизительный развёрнутый ответ на вопрос. Пропуск какого-то пункта сделает ответ не очень понятным, а значит, не закрепится в памяти. Но, надеюсь, сюда приходят те, кому интересно, а не только те, кому полезно.
Отрывок
— Так ты очень молишься богу-то, Соня?- спросил он ее.
Соня молчала, он стоял подле нее и ждал ответа.
— Что ж бы я без бога-то была? — быстро, энергически прошептала она, мельком вскинув на него вдруг засверкавшими глазами, и крепко стиснула рукой его руку.
«Ну, так и есть!» — подумал он.
— А тебе бог что за это делает? — спросил он, выпытывая дальше.
Соня долго молчала, как бы не могла отвечать. Слабенькая грудь ее вся колыхалась от волнения.
— Молчите! Не спрашивайте! Вы не стоите!.. — вскрикнула она вдруг, строго и гневно смотря на него.
«Так и есть! так и есть!» — повторял он настойчиво про себя.
— Все делает! — быстро прошептала она, опять потупившись.
«Вот и исход! Вот и объяснение исхода!» — решил он про себя, с жадным любопытством рассматривая ее.
С новым, странным, почти болезненным, чувством всматривался он в это бледное, худое и неправильное угловатое личико, в эти кроткие голубые глаза, могущие сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством, в это маленькое тело, еще дрожавшее от негодования и гнева, и все это казалось ему более и более странным, почти невозможным. «Юродивая! юродивая!» — твердил он про себя.
На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете.
— Это откуда? — крикнул он ей через комнату. Она стояла все на том же месте, в трех шагах от стола.
— Мне принесли, — ответила она, будто нехотя и не взглядывая на него.
— Кто принес?
— Лизавета принесла, я просила.
«Лизавета! Странно!» — подумал он. Все у Сони становилось для него как-то страннее и чудеснее, с каждою минутой. Он перенес книгу к свече и стал перелистывать.
— Где тут про Лазаря? — спросил он вдруг.
Соня упорно глядела в землю и не отвечала. Она стояла немного боком к столу.
— Про воскресение Лазаря где? Отыщи мне, Соня.
Она искоса глянула на него.
— Не там смотрите… в четвертом евангелии… — сурово прошептала она, не подвигаясь к нему.
— Найди и прочти мне, — сказал он, сел, облокотился на стол, подпер рукой голову и угрюмо уставился в сторону, приготовившись слушать.
«Недели через три на седьмую версту, милости просим! Я, кажется, сам там буду, если еще хуже не будет», — бормотал он про себя.
Соня нерешительно ступила к столу, недоверчиво выслушав странное желание Раскольникова. Впрочем, взяла книгу.
Некоторые разъяснения непонятных моментов.
1. Раскольников называет Соню «юродивой». А что это значит? В прямом смысле – это, бесспорно, психически больной, умственно отсталый человек. Не зря герой, сравнивая себя с Соней, говорит о возможности самому оказаться «на седьмом километре». Это было место первой в России психиатрической больницы, созданной Кащенко.
Но есть и другой, более глубокий смысл. Всем понятно, что в романе действия Сони освещены светом религии, христианской веры. Так вот, православные считали, что юродивые – это страдальцы, которые, как Иисус, взяли на себя грехи людские и за это несут страдания искупления. Именно поэтому их почитали, прислушивались к их словам ( через них с нами может говорить Бог), им всегда помогали: одевали, подкармливали. И Василий Блаженный, и Ксения Петербургская тоже «блаженные» (то есть их душе благо), они «юродствовали» (то есть отреклись от мирской, суетной жизни ради служения Господу).
Правда же, когда вы это узнали, ваши представления о Соне углубились, а возможно, и изменились?
2.Притча о Лазаре. Иисус воскресил своего умершего 4 дня назад друга, подарив ему снова жизнь, воскресил. Но воскрес Лазарь только потому, что все безоговорочно ПОВЕРИЛИ в слова Иисуса и его силу. Господь показал, что для Бога нет ничего невозможного, и смерть , и бессмертие в его власти.
3. Говоря обо всех женских образах романа, надо увидеть в тексте то, что их объединяет. И в Соне, и в Катерине Ивановне, и в Лизавете обязательно есть строчки, в которых подчёркивается, что они ведут себя «по-детски»: когда им страшно, когда пытаются защититься, они БЕЗЗАЩИТНЫ, как беззащитен «маленький человек», а тем более православная женщина, которая изначально воспитывалась в послушании, в смирении, христианской любви и готовности всех прощать. Если вам попадётся для анализа текст об этих героинях, найдите эти слова – и анализ получится!
А теперь перейдём к взятому для анализа фрагменту.
Зададимся вопросом
«Какое место занимает этот эпизод в контексте романа Ф.М.Досторевского «Преступление и наказание» ?
Если не можете сразу сформулировать ответ, начинайте с поиска ,анализа и понимания «для чего?» ИВС (изобразительно-выразительных средств).
Итак:
Начнём с повторяющейся фразы Раскольникова, которую он повторяет «про себя» и на которую сразу обращаешь внимание «так и есть» (лексический повтор). Когда так говорят? Когда ищут подтверждение каким-то собственным размышлениям, умозаключениям. Чуть далее – опять лексический повтор, подтвержающий наши предположения. Он приходит к какому-то выводу : «Вот и исход! Вот и объяснение исхода», но это тоже фраза из внутреннего монолога, который как бы пунктиром показывает нам автор.
Внутренний монолог продолжается и далее, когда он уже «твердит про себя», повторяя: «Юродивая! юродивая!» (автор вновь включает лексический повтор). Но вы же уже знаете, как понимать это слово!
Можем сделать вывод: герой пришёл разобраться в убеждениях, в причинах непонятного для него поведения Сони Мармеладовой. Но о другом, кроме как об умственной отсталости он, убедивший себя в необходимости всё просчитывать, анализировать и бесстрастно добиваться своей цели, думать не может. Обратите внимание на то, что все эти повторы имеют восклицательную интонацию, но не произносятся вслух. Это говорит о том, что внутри него самого идёт борьба, и он как будто спорит сам с собой, да так неистово, что надо повышать голос. Чтобы не слышать доводы того, другого человека внутри самого Раскольникова, того, кто, как с тоской вспоминал герой, ранее мог любоваться природой, мог любить окружающий мир.
Заметим, что это проявление психологизма, к которому обращается автор, чтобы зафиксировать внимание читателя на внутреннем мире героя.
Зачем? Ответите на этот вопрос – ответите на вопрос задания к тексту.
В следующем абзаце мы видим эмоционально окрашенные эпитеты оценочного характера: «С новым, странным, почти болезненным, чувством», а далее, рассматривая Соню, герой удивляется ей, потому что «все это казалось ему более и более странным, почти невозможным». Обратите внимание опять на лексический повтор. Я думаю, уже можете сделать вывод о том, что этот эпизод – проявление внутреннего конфликта героя, который проявляется в борьбе «природы», о которой говорил офицер в трактире, и цивилизации, которая многое позволяет и разрешает «кровь по совести». Он не просто расспрашивает Соню, чем она руководствуется в своих поступках, он «выпытывает» у неё, какое место в её жизни занимает Бог. Раскольникову, захваченному идеологией индивидуализма и избранности, странно видеть поведение Сони и слышать её слова. Он недоумевает ,и в то же время его мучает внутренний разлад. Таким образом, мы видим, что голос Бога – совесть – ещё звучит в душе Раскольникова, но он его хочет заглушить; в то же время герой не может этого сделать, причём по непонятным ему самому причинам.
Чтобы хорошо понять Раскольникова, прочтите здесь.
После того, как мы поняли настроение, причину действий Раскольникова, мы можем понять, почему он просит прочитать ему Библейскую притчу о воскрешении Лазаря.
Оставим пока Раскольникова, проанализируем, как проявляет себя в этом эпизоде Соня.
Вам не показалось странным, что Соня Мармеладова, всех прощающая, смиренная, вдруг говорит с Раскольниковым ««сурово», «быстро, энергически», вскрикивает, «строго и гневно смотря на него», «дрожит от негодования и гнева», «упорно глядит в землю и не отвечает»? Это поведение явно контрастирует с характеристиками, проявляющимися в эпитетах в портретном описании: «кроткие голубые глаза», «слабенькая грудь». Читатель должен задуматься: откуда такая сила? Ответ, думаю, вам понятен:
Перед нами сильная, решительная, гневная Сонечка, потому что вера – это то единственное, что Соня отстаивает. Она живёт верой в бога и видит причину всех преступлений в потере Бога. Не отворачиваясь от Раскольникова, не ожесточаясь, она не пробует в один момент изменить его сознание. Но её решительный ответ на вопрос об отношении к Богу «Что ж бы я без бога-то была?» звучит негромко, но очень убедительно.
И конечно, нельзя обойти вниманием свечу как образ потухающей, но вновь разгорающейся души человека.
На этом долгий и тяжёлый этап осмысленного чтения и анализ фрагмента заканчиваем и приступаем к оформлению ответа на вопрос.
Приблизительное содержание развёрнутого ответа на вопрос.
Сцена встречи Раскольникова и Сони, их разговора о вере в Бога становится решающим моментом, началом спасительного пути героя к очищению, покаянию и, как мы знаем, к дальнейшему его духовному возрождению.
Описание этой сцены проникнуто глубоким психологизмом. В продолжение всей описываемой сцены автор с помощью лексических повторов - фраз из внутреннего монолога Раскольникова («так и есть» , «Вот и исход! Вот и объяснение исхода», «Юродивая! юродивая!» ) как бы пунктиром показывает нам, что герой пришёл к Соне разобраться в убеждениях, в причинах поведения непонятной ему героини. Обращает на себя внимание и то, что все эти повторы имеют восклицательную интонацию, но не произносятся вслух. Это говорит о том, что внутри него самого идёт борьба, и он как будто спорит сам с собой, да так неистово, что надо повышать голос. Чтобы не слышать доводы того, другого человека внутри самого Раскольникова, того, кто, как с тоской вспоминал герой, ранее мог любоваться природой, мог любить окружающий мир. К сожалению, по-другому, кроме как самоубеждением в умственной отсталости героини, он, уверившийся в необходимости всё просчитывать, анализировать и бесстрастно добиваться своей цели, объяснить не может. Об этом говорят эмоционально окрашенные эпитеты оценочного характера: «...с новым, странным, почти болезненным, чувством», а далее, рассматривая Соню, герой удивляется ей, потому что «...все это казалось ему более и более странным, почти невозможным».
Поведение Сони в этом эпизоде явно контрастирует с её образом, созданным эпитетами в портретном описании: «кроткие голубые глаза», «слабенькая грудь».Здесь неожиданно она, всех прощающая, смиренная, вдруг говорит с Раскольниковым ««сурово», «быстро, энергически», вскрикивает, «строго и гневно смотря на него», «дрожит от негодования и гнева», «упорно глядит в землю и не отвечает»? Перед нами сильная, решительная, гневная Сонечка, потому что вера – это то единственное, что Соня отстаивает. Не отворачиваясь от Раскольникова, не ожесточаясь, она не пробует в один момент изменить его сознание. Несмотря на то, что в ней, как в Лизавете, как в Катерине Ивановне, есть что-то детское: в том, как она побаивается Раскольникова, как послушно читает ему, – её решительный ответ на вопрос об отношении к Богу: «Что ж бы я без бога-то была?» –звучит негромко, но очень убедительно. Именно этот эмоциональный и искренний ответ становится поводом к медленному «развороту» сознания и души Раскольникова, поэтому-то он и просит прочитать ему притчу о том, как сила веры способна оживить, воскресить душу любого человека, даже грешника.
По просьбе Раскольникова она читает «старую, подержанную» книгу – Лизаветино Евангелие. Какой глубокий смысл вкладывает автор в этот момент! Его первый шаг к душевному возрождению начинается со слов Бога, к которым, как мы видим, часто обращалась убитая им невинная Лизавета. Символичности этой сцене прибавляет и горящая во тьме свеча, которая в православии изображает Христа и дарует благодать Божью.
Таким образом, для Раскольникова эта встреча Соней, чтение Евангелия – важный этап развития личности героя на пути его преображения. Душевное смятение заставляет его просить «странную» для него Соню прочитать евангельскую притчу о воскрешении Лазаря. Его внутренний мир приоткрывается для слова Божия. Ещё далеко до раскаяния, но сделан первый шаг.
Повторяю ещё раз: мои рассуждения длиннее, чем 10 предложений., с той целью, чтобы вы больше запомнили и глубже поняли. Это обеспечит, что хоть 9-10 предложений вы сможете составить на экзамене.