Обе части одинаково работают, поэтому и характеристика у них одна на двоих.
Главное в фильме
Данное кино не про сюжет и не про центральную идею, главное здесь - созданный мир и его качественная реализация. И раз он самое важное, давайте его охарактеризуем. Самая хорошая аналогия - это зомби апокалипсис, только вместо зомби инопланетные слепые монстры с отличным слухом, своего рода щелкуны из The Last of Us. В связи с такой особенностью монстров шум является главным “врагом”, что позволяет охарактеризовать мир как постапокалипсис тишины. И кино видит себя как чистую визуализацию пары событий в этом мире. Герои, конфликт, какие-то телодвижения формально присутствуют, но не имеют особого веса для кино. Даже структура сценария формальна и не несёт в себе ничего, кроме деления фильма на экшен и не экшен сцену, никак не работая с конфликтом и ничего не развивая, ну точнее плохо работая (о чем позже).
В общем главное для фильма - создать мир, монстров, хорошо снять сцены с их участием и, в принципе, все. Все остальное не так важно. Такой подход роднит данную работу с видеоиграми, как я говорил в видео о заблуждениях вокруг Dying Light 2, видеоигры уделяют внимание созданию мира и геймплея, а сам сюжет лишь обслуживает квесты и оправдывает механики. Вообще, когда смотришь вторую часть “Тихого Места” постоянно в голове мелькает мысль, что это The Last of Us, даже герои располагают к этому, кто ждёт экранизацию, вот она, уже давно здесь. И если смотреть на это кино исключительно как на полтора часа геймплея The Last Of Us, то кино отличное. Все-таки создать интересный мир и монстров, да ещё и отлично это технически реализовать - это не хухры мухры, а сюжет … ну а что сюжет, игроки же как-то довольствуются картинкой, а для фильма это ещё более близкая стратегия, все-таки визуальное медиа. Фильмы Вильнева же как-то существуют в топах, значит и “Тихое место” 1 и 2 достойны высокой оценки.
Главная проблема фильма
Незнание и непонимание своей собственной концепции или не желание ее принять и в ней работать является проблемой многих произведений, включая и “Тихое Место”. Идея и концепция фильма позволяла наплевать на сюжет и драм. структуру, мир позволял исключить диалоги практически полностью. Делай фильм «день из жизни людей в постапокалипсисе» без оглядки на конфликт, раскрытие персонажей и будь счастлив. Но так как идеальных вещей не существует, сценаристы решили писать по шаблону, при этом не умея писать.
Внимание! Дальше идут примеры с критическими спойлерами.
Например, в первой части не было необходимости отягощать жертву отца решением конфликта с дочерью. Пожертвовать свою жизнь ради детей и так максимально эмоциональный поступок. А то получилось так, что отец наплевал на сына и за секунду перед смертью общался только с дочерью, а сын, а что сын, да пошел он, тряпка. Да и вообще сам этот конфликт не нужен фильму. Вина за смерть младшего брата героине нужна, это хорошая вещь, но делать из неё семейный конфликт не было необходимости.
Во второй части все намного хуже, практически любая графа шаблона заполнена глупостью. От первой сцены появления инопланетян, когда ощущение, что все знают, что происходит, до движущей сценарий цели героев, когда не ясно, что они вообще хотят, точнее цель то ясна, но смысл действа под вопросом. Если описать это событие в коротких фразах, то получается, что главная героиня идет в безопасную зону, чтобы спасти безопасную зону. Уже немного абсурдная цель. А в итоге своей помощью девочка уничтожает безопасную зону, но фильм это не признает, забывает саму эту цель, так как, видимо, сам не знал ее итог и просто преподносит нам конец из первой части, полностью повторяя всю постановку, но с акцентом на то, что дети повзрослели, так как спасли взрослых, и теперь они будут рулить. Короче, весело все. Возможно, каждый из сценаристов, а их у фильма три, писал разные части главной цели, поэтому так и получилось.
Чтобы закончить позитивом, расскажу о глухоте как приеме. Одна из героинь глухая, и иногда нас переселяют в неё и дают слушать тишину, у этого нет особого смысла, это просто приятно на контрасте само по себе - полная тишина после богатого саунд-дизайна. Именно так нужно было поступить и со сценарием, не привязывать события к чему-то большему, а наслаждаться самим событием.
На этом все.
#обзор фильма #кино #хоррор #киноиндустрия #кинематограф