Несколько советских поколений знали и любили фильм «Ох уж эта Настя!». Многим нравилась девочка-героиня с воображаемой ею пантерой, другим – песня «Лесной олень». В том же фильме была и забавная учительница Насти, её сыграла не очень известная актриса Светлана Котикова. Мало кто знал, что именно она, будучи девочкой, позировала скульптуру для знаменитого памятника советскому воину в Трептов-парке.
В 1946-м году было принято решение о строительстве трёх мемориалов в Берлине, в них были перенесены останки советских солдат, погибших в боях в германской столице. До этого они располагались по всему городу. В одном из таких мемориалов, в Трептов-парке, похоронено семь тысяч красноармейцев.
Впоследствии именно этот мемориал стал более известен, так как в нём был воздвигнут один из лучших памятников воинам-освободителям – советский солдат с опущенным мечом в руке, стоя на обломках свастики, держит в руке маленькую девочку.
Есть версия, что скульптор планировал, что в руке солдата будет автомат, но Сталин порекомендовал меч. Так это было на самом деле или нет, неизвестно.
Комендантом советского сектора оккупации Берлина был в то время генерал-майор Котиков. Скульптор Вутечич, увидев его трёхлетнюю дочь Светлану, попросил, чтобы она позировала ему – по задумке, воин-освободитель держит на руках девочку-немку. Сюжет памятника был взят скульптором из жизни: советский солдат спас немецкую девочку, об этом много написано. Звали его Николай Масалов – после войны он вернулся в свой родной посёлок в Кемеровской области, где умер в 2001 году.
После окончания школы Светлана Котикова поступила в мхатовскую школу-студию, там познакомилась с первым мужем Гарри Бардиным, известным ныне мультипликатором (брак, правда, не сложился). Потом у неё было ещё два брака, и тоже не совсем удачные.
Впоследствии она много лет служила в Театре Сатиры, но в нём ей доставались лишь эпизодические роли. Снялась в нескольких фильмах – и тоже в эпизодических ролях. После фильма «Ох уж эта Настя» на какое-то время к ней пришла известность, но ненадолго.
Последний муж Светланы Котикой был театральным режиссёром, старался реализовать её таланты, ставил для неё спектакли в одном московском районном доме культуре, но в девяностые годы и это стало невозможно – в здании ДК вместо театральной студии устроили стриптиз-клуб. Последние годы своей жизни она провела в одиночестве и забвении.
Но её образ маленькой девочки на руках советского воина останется навсегда.