Это будет довольно циничная статья. Как бы не хотелось кричать:
- Да всё норм, всё образуется, наладится...
Следует признать три простые вещи:
1. Все зарубежные площадки, которые давали нашим мастерам возможность торговать рукоделием для нас закрыты. Многие говорят, что это только на время, на три месяца, год, потом откроют. Давайте посмотрим правде в глаза - это навсегда. Если площадка заблокировала ваш профиль (кстати, указание в профиле на другую страну уже не поможет) бизнес закончился. Даже три месяца простоя - это всё.
Если всё-таки профили русских мастеров... потом... откроют, в любом случае будет понижение в показах и негласный теневой бан. У многих мастеров зависло за рубежом довольно много денег. (Например, у нас буржуи заморозили около 9 тысяч, всё остальное удалось быстренько перевести. Смогли купить последнюю партию стекла на 100 тысяч - забрали последнее со склада. Так что легко отделались).
То есть после снятия санкций о любом сколько-нибудь нормальном бизнесе там можно даже не мечтать. Новая раскрутка выйдет слишком дорого. Наша хорошая знакомая в один день просто потеряла фирму, склад и все продажи, сидит, ревёт. И я её прекрасно понимаю.
2. Многие мастера бросились в родимые пенаты, то есть Дзен, Ярмарку мастеров, ВК, Одноклассники, Телеграм. Конкуренция вырастет в разы, да она уже растёт. И проявляется это в том, что социальные сети подняли цены на рекламу, рекламные системы тоже не отстают (цена клика устанавливается на аукционе), поэтому продвижение будет обходиться дороже. И конкурировать известной в Инстаграм фирме, у которой в ВК или Одноклассниках группа в 500 подписчиков с монстрами на 30-50-100 тысяч человек будет нереально.
Телеграм, признайте, это больше мессенджер. Для продаж, как социальная сеть он никак от слова совсем.
Честно, не знаю, что будет с Инстаграм, но так как фейсбук Мета заблокирована и реклама там больше не идёт, то на продвижении рукоделия в Инсте тоже можно ставить крест.
3. Выживут только сильные, с раскрученными отечественными площадками с большой подушкой и минимумом расходов. Многие фирмы, которые торговали хендмейдом, сидели в арендованных помещениях, держали штат мастеров повалятся. Девочки-рукодельницы, которые хотели заработать на хобби и уволились с работы вновь пойдут в офис или на завод. Останутся только профи, с постоянными клиентами, раскрученным именем, которые могут показать качество в любой даже самой дешёвой вещице. Всё будет решаться насколько можно сократить расходы и постараться хоть как-то удержать доходы.
Всё же, если очень хочется торговать с забугорьем прямо сейчас - единственный выход: создавать магазин на Алиэкспресс и заводить карту с системой UnionPay. Китайская система против нас санкции не ввела, торговать через Али можно с любой другой страной, вывод денег с китайской юнион доступен в любое время, так как наши китайские друзья вертели эти санкции.
Проблема в другом - на Али придётся конкурировать с китайским ширпотребом, который выглядит как сокровище Шахерезады, но по сути является внебрачным сыном Буратино - то есть дровами. И наши ценники на фоне китайских 100 рублей будут смотреться не кошерно.
И последнее.
Не секрет, что хендмейд и рукоделие - это товары далеко не первой необходимости. Без мыла ручной работы, свечей, украшений или дорогих тарелок спокойно можно обойтись. Многим мастерам придётся искать подработки, устраиваться на работу, искать дополнительный доход. Но те, кто за время спада повысит своё мастерство, будет работать дальше не опуская руки, будет постепенно нарабатывать клиентов или хотя бы просто подписчиков - тот выживет, станет сильнее и всё у него получится.
Так что, стиснем зубы и работаем... сталь ещё не так закалялась.