Так уж исторически сложилось, что с самим понятием столь популярных в Европе в начале прошлого века "жилетных" пистолетов ассоциируется в первую очередь именно Джон Браунинг - как ни крути, именно после его отъезда из США в Бельгию "под крылом" FN Herstal талант мормонского дедушки развернулся на полную катушку, и не просто классикой "жилетников" стал именно FN Browning M1906 (более миллиона только оригинальных пистолетов, выпущенных к 1940-м!), но и выпускающиеся по сей день патроны .25ACP авторства Браунинга сами по себе стали "жилетной" классикой.
Тем не менее, именно на фоне успеха творения общепризнанного гения интересны пистолеты, которые разрабатывал чешский (точнее, на то время - еще гражданин Австро-Венгерской империи) мастер Алоиз Томишка, который, будучи потомственным оружейником и получив соответствующую квалификацию в Вене, начал собственный бизнес и получил несколько весьма любопытных патентов.
Давайте для начала вспомним конструкцию каноничного и многократно копировавшегося "Браунинга" модели 1906 года.
Итак: неподвижный, но не связанный жестко с рамкой ствол, который относительно нее удерживался только за счет ряда поперечных гребней и установленного на направляющие затвора, возвратная пружина под стволом на отдельной направляющей, ударниковый УСМ одинарного действия с автоматическим предохранителем, блокировавшим шептало, пока не прожат тыльник рукояти.
Теперь возьмем первый австрийский патент Томишки, относящийся к сегодняшней теме (в то же время конструктор получил и патент в Великобритании, причем именно придуманное им английское название - Little Tom, "Маленький Том" - то есть прямой перевод фамилии "Томишка", стало общераспространенным для пистолета):
Пистолет Томишки не просто имел курковый УСМ, но еще и с самовзводом, который на тот момент еще не был широко распространен на пистолетах в целом, а не только на "жилетниках". Учитывая, что с такими патронами и длиной ствола "жилетники" все равно были оружием для дистанции клинча, стрельба самовзводом была весьма разумной. Дальнейшие же выстрелы уже могли производиться с предварительным взводом за счет отката затвора, как и в любом УСМ одинарного действия при стрельбе. Далее, размещение возвратной пружины вокруг ствола позволило сделать рамку и затвор компактнее в сравнении с несколько кургузым "Браунингом".
Еще один любопытный момент конструкции, и далее сохраненный - то, что пистолет использовал отъемный магазин, которым оружие снаряжалось сверху при оттянутом затворе, а не снизу рукояти - новый магазин, вставляемый в пистолет, одновременно выталкивал пустой вниз. Полностью скрытый в рукояти подпружиненный фиксатор с верхним скосом других вариантов не предлагал чисто физически.
Этих пистолетов было выпущено мизерное количество, фактически речь даже не шла о серии: их собирало в Ферлахе Genossenschaft der Büchsenmachermeister - "Товарищество мастеров-оружейников". К моменту, когда Томишка зарегистрировал совместно с Камилло Франком фирму Wiener Waffenfabrik, у него на руках был уже другой патент 1912 года с переработанной конструкцией. Само производство из-за начавшейся Первой мировой, однако, прилично задержалось. Только после наступления мира производство удалось полноценно запустить - но с распадом Австро-Венгерской империи, давшего Чехословакии независимость, Томишка уезжает из Вены домой, продав права на свои патенты в Австрии партнеру, и на некоторое время из истории пропадает.
От полностью охватывающего ствол затвора (частично окруженного "ушами" рамки) и возвратной пружины вокруг ствола Томишка перешел к подствольной пружине, как и у "Браунинга", затвор же был облегчен, лишь частично охватывая ствол. В рамке 59-миллиметровый ствол фиксировался за счет Т-образного выступа и ответного паза. При этом, имея упор спереди, сам ствол же и ограничивал накат затвора: для неполной разборки ствол при оттянутом назад затворе также сдвигался назад и извлекался наверх, расцепляясь с рамкой (для чего в затворе и потребовался верхний вырез на всю длину ствола).
Но ключевые моменты ("верхнее" заряжание и соответственно магазин без выступающей пятки, курковый УСМ двойного действия) пистолет сохранил. Также на пистолете появился новый предохранитель, рычаг которого одновременно служил затворной задержкой, блокировавшей своим зубцом затвор в оттянутом назад положении для удобства перезарядки, а внизу рукояти "поселился" доступный для ручного нажатия фиксатор магазина обычного европейского типа. Это позволило удлинить магазин при сохранении габаритов рукояти (в изначальном патенте из-за скрытого внутри фиксатора он был короче), увеличив вместимость до 7 патронов. Курок максимально утоплен в затвор - хотя возможность стрельбы с предварительным взводом в УСМ и осталась предусмотренной, но основным способом, естественно, был первый выстрел самовзводом.
Правая часть рамки стала открытой, с быстросъемной крышкой: при использовании патрона .25 ACP это не оказывало критического влияния на жесткость конструкции, зато облегчало сборку и отладку УСМ, имевшего из-за большей сложности в сравнении с ударно-спусковыми механизмами одинарного действия приличный объем возни (чем в принципе и после отличались некоторые чешские пистолеты).
Прицельные приспособления, можно сказать, отсутствовали - на пистолетах не было мушки, в роли целика выступала продольная канавка на затворе. Впрочем, для "жилетника" ничего сложнее и не требуется.
На эбонитовых накладках рукояти того времени использовалось два варианта маркировки - как логотип фирмы (стилизованное WWF), так и англоязычное "Little Tom". Особой долговечностью они не отличались, так что на многих сохранившихся 6,35-мм пистолетах Wiener Waffenfabrik они уже давно заменены деревянными.
Также у пистолета появился вскоре "старший брат" - более крупная версия под не менее каноничный патрон авторства Джона Браунинга, .32 АСР, он же - 7.65mm Browning.
Это уже был по нынешним понятиям не субкомпакт, а компакт - у пистолета удлинили рукоять, затвор и ствол. По массе пистолет "раздобрел" тоже прилично - с 370 до 740 граммов. Этот вариант был значительно менее популярным в сравнении с изначальным "жилетником": достаточно сравнить ориентировочные цифры выпуска в Австрии, 4 тысячи против 38 тысяч (по некоторым источникам - даже менее 2000).
Ну, а дальнейшая история самого Томишки и его пистолетов после распада Австро-Венгрии достаточно скучна.
В 1918 году он перебирается в родную Пльзень, здесь изначально попав на производство "Шкоды", вовсе не оружейное: по данным д-ра Йозефа Кляйна, первую пару лет на родине Томишка был занят банальными грузовыми прицепами. Однако после того, как в Страконице при непосредственной кооперации со "Шкодой" открылась фирма Jihočeská zbrojovka, Томишка переходит на нее в должности технического директора, где и проработал до 1923 года (будучи уволенным спустя год после преобразования фирмы в Česká zbrojovka v Praze továrny ve Strakonicích - прямой предок современного оружейного производства CZ).
Официальными причинами увольнения Томишки, как указывает Военно-исторический музей Праги, стали "неумение работать в конструкторском отделе и непродуктивность". По факту больший "вклад" дали разногласия с Йозефом Никлем, пистолеты чьего авторства стал выпускать завод вместо конструкций, предлагавшихся Томишкой.
Вернувшись обратно в Пльзень, 12 января 1924 года Томишка получает лицензию на собственное оружейное производство, открывая фирму под названием Výroba zbraní Alois Tomiška v Plzni. Здесь его ждала окончательная неудача - пистолеты выпускались, судя по архивам, в мизерных количествах: с 1924 по 1929 год Томишка передал на испытательную станцию для отстрела и клеймения всего 549 пистолетов калибра 6,35 мм и менее сотни 7,65-миллиметровых. Сравните это с несколькими десятками тысяч, которые были к тому времени собраны в Вене: как ни крути, назвать Томишку удачливым промышленником язык не поворачивается.
-----------------------------------------------------------------------