Каждый день последние пару недель начинается не с кофе, а с сообщений о новых санкциях США и ЕС в отношении России. Российские компании теряют капитализацию, инвестиции, экспортные рынки, возможность оплачивать поставки (и сами поставки — из-за бойкота транспортных компаний). Но только ли Россия от этого страдает?
- Только зафиксированные потери европейских компаний по состоянию на 3 марта достигли 100 млрд долл. На столько подешевели акции европейских компаний из индекса Stoxx Europe 600, чей бизнес связан с РФ. 23 февраля торги закрылись на значении 453,86 пунктов, к 4 марта значение индекса упало до 421,78 пунктов.
- Один из главных пострадавших — Raiffeisen Bank. Его акции упали в цене почти наполовину. Неудивительно, что он, а также другие банки, имеющие представительства в РФ, не торопятся сжигать мосты и заявлять об уходе из России. И даже воздерживаются от временного закрытия офисов.
Причина проста: быстро закрыть представительство банка в стране невозможно. И, в любом случае, это негативно отражается на банке в целом.
«Для того, чтобы банк покинул страну, то есть прекратил свою деятельность, он должен рассчитаться со всеми клиентами, кредиторами, это называется свернуть баланс. После этого он подает заявку в ЦБ, что все требования клиентов удовлетворены, кредитные обязательства погашены. Центральный банк проводит проверку в этой кредитной организации. То есть это процесс не быстрый, в обычное время такие вещи занимали полгода», — объясняет управляющий директор по рейтингам кредитных институтов «Эксперт РА» Александр Сараев. А через полгода конфликт с высокой вероятностью завершится.
С этим согласно и Moody’s: там сохранили свой прогноз по Raiffeisen Bank на прежнем уровне несмотря на падение его капитализации, т.е. все ждут отскока.
- Президент Всемирного банка Дэвид Малпасс считает, что конфликт на Украине затормозит глобальный экономический рост:
«Скачки цен окажут влияние во всем мире, особенно на бедные домохозяйства, для которых продукты питания и топливо составляют большую долю расходов. В случае эскалации конфликта экономический ущерб будет еще более разрушительным».
Фактически, это признание того, что козырей у Запада не осталось и дальнейшее ужесточение санкций будет вредить не столько России, сколько остальному миру и самому Западу.
- В итоге некоторые мировые лидеры уже советуют своему бизнесу притормозить. По информации Le Figaro, Эммануэль Макрон во время встречи с руководителями компаний, работающих в РФ (Societe generale, Engie, Airbus, Safran, Arianespace, Thales, Eramet, Air Liquide, Auchan, Danone), рекомендовал им приостановить работу лишь временно.
- Иным и советы не нужны. ExxonMobil, заявившая о выходе из проекта «Сахалин 1», уже пересмотрела своё решение: об отказе речь уже не идёт, компания отказывается быть оператором проекта. Япония также отказалась выходить из «Сахалин 1» из-за угрозы энергобалансу страны. Что касается «Сахалин 2», то Mitsui & Co и Mitsubishi пока лишь изучают возможность выхода. Остались на российском рынке Samsung и Bosch. Ряд компаний подошли к вопросу гибридно: заморозили новые проекты, но сотрудничают по уже действующим (Siemens, Wintershall Dea).
Иными словами, общий принцип такой: компании делают жёсткие заявления относительно своей деятельности в РФ. А затем, без лишнего шума, либо разъясняют свою позицию, либо пересматривают её в сторону смягчения.
- Ещё один яркий пример — просьба Белого дома к Сенату. Сенаторов просят не поддерживать запрет импорта нефти из РФ. Это слабо согласуется с жёсткой позицией американских компаний (технологических, разработка ПО, индустрия развлечений), но объясняется просто: в Белом доме опасаются роста цен на нефть, бьющего по экспорту и внутреннему рынку США.
Таким образом вы вернулись к тому, с чего начали: облетев экватор, санкции начали лупить по затылку их инициаторов. Да, нам больнее. Но им обиднее.
#РепортёрНовости